Идеи Маркса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:03, доклад

Краткое описание

Русский марксизм весьма многое заимствовал у своего конкурента —народничества. Как признавал один из организаторов РСДРП Ю. Мартов, "идейное развитие, проделанное народниками в течение нескольких лет бурного общественного возбуждения, привело именно наиболее упорных последователей народнической ортодоксии к необходимости теоретического пересмотра всего идейного наследия пореформенной интеллигенции. Так из умирающего революционного народничества возник русский социал-демократический марксизм".

Содержание

Глава 1. Возникновение русского марксизма
§ 1. На смену народничества приходит марксизм § 2. Экономизм § 3. Ленин. Диктатура пролетариата.
Глава 2. Особенности русского марксизма.
§ 1. Идеи русского марксизма.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

маркс.docx

— 35.70 Кб (Скачать файл)

Первым необходимым условием он считал "толчок извне"—антикапиталистическую революцию в Западной Европе. Расценивая в 90-е гг. подобную ситуацию как "маловероятную", он пришел к выводу, что крестьянская община обречена на гибель, превращается в мечту о невозвратном прошлом.

К такому же выводу приходят первые российские марксисты, объединившиеся в 1883 г. в Женеве в группу "Освобождение труда" (Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов). Глава этой группы Плеханов еще в 1882 г. перевел "Манифест Коммунистической партии", начав его распространение в России. В последующие годы члены группы развернули активную издательскую деятельность, опубликовав на рус. языке с 1883 по 1900 1. около 30 работ основоположников марксизма, в том число "Развитие социализма от утопии к науке" Энгельса (1884), "Нищету философии" М. (1886), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" Энгельса вместе с "Тезисами о Фейербахе" М. (1892). Плеханов стал также первым российским теоретиком-марксистом. Его направленные против народников работы "Социализм и политическая борьба" (1883) и "Наши разногласия" (1885)—первые произведения русской марксистской литературы.

Усилению влияния марксизма  в России в кон. XIX в. способствовали все более заметное развитие капитализма в стране, разочарование в идеях и тактике народничества, а также успехи рабочего и социал-демократического движения на Западе. Обращение к идеям Маркса означало: (это признавали и некоторые позднейшие его критики) поворот части российского общества к серьезному изучению последних достижений европейской науки. Слабее всего воздействие марксистских идей сказалось на наследниках народнических взглядов эсеровскою толка, сохранивших бакунинскую непримиримость по отношению к учению Маркса.

Созданная Российская социал-демократическая  рабочая партия, вставшая на марксистские позиции, в 1903 г. раскололась по организационно-тактическим  вопросам па большевиков во главе  с Лениным и меньшевиков во главе с Плехановым. Это расхождение  постепенно увеличивалось, хотя и не успело дойти до раскола на революционеров и реформистов, характерного для  рабочего движения Запада. И большевики, и меньшевики считали себя революционерами  и спорили главным образом  по вопросу о соотношении буржуазно-демократической  и пролетарской революций в России. Именно в соответствии с революционной  установкой на разрыв с существующим обществом они интерпретировали марксизм как глобальное философско-научное  учение, противостоящее др. учениям. Если на Западе сразу же после смерти Энгельса был поставлен вопрос, есть ли у марксизма собственная философия, то у Плеханова в этом сомнений не было, такая философия есть, и  это—диалектический и исторический материализм. Создав ряд работ по философии марксизма, Плеханов в  то же время выступил как самый  активный критик ревизионизма на Западе (соединявшего марксизм с кантианской  философией) и в России (соединявшего марксизм с философией эмпириокритицизма). И этом, при всех их разногласиях, с ним оказался солидарен Ленин, высоко оценивший именно философские  труды Плеханова (" лучшее в марксистской литературе "). Есть все основания  говорить о единой философской традиции, идущей от Плеханова через Ленина до советских марксистов последних  десятилетий. Согласно этой традиции марксистская (позже - марксистско-ленинская) философия  включала в себя учение о всеобщих диалектико-материалистических законах  и принципах природы, общества и  мышления (диалектический материализм), учение об обществе, его структуре  и развитии (исторический материализм) и специальные философские дисциплины этику, эстетику и др. Такая философия, долженствующая служите философским  обоснованием и методологией двух других частей марксизма (политэкономии и  научного коммунизма), а также всех др. наук и революционной практики, впоследствии стала официальной  партийно-государственной философией в СССР. Данная традиция противостояла  другой линии истолкования марксизма, согласно которой он сводится к научному (а не философскому) учению об обществе, могущему дополняться какой-либо другой философией

 Позже эта традиция  противостояла также так называемому  западному марксизму, идущему  от Д, Лукача и К. Корша. В целом распространение в России философских взглядов Маркса проходило сложнее и медленнее, чем усвоение его экономического наследия. Для образованных слоев российскою общества материализм не являлся откровением ума уже со 2-й половины XVIII в. С работами французских просветителей, а затем немецких материалистов (Л. Фейербаха, Л. Бюхнера) были хорошо знакомы и те, кто испытал влияние материалистических идей, и те, кто остался им чужд. В Марксе поначалу увидели лишь одного из рядовых представителей материалистического направления в философии. Даже некоторые из русских критиков Маркса начала XX в. квалифицировали его философскую концепцию как "самый поздний и зрелый плод просветительства" (Булгаков), "объедки с философского стола XVIII и начала XIX в. " (Франк). Радикальная часть российской интеллигенции 70-х гг. встретила философско-исторические взгляды Маркса враждебно, так как они противоречили ее представлениям о сугубо специфическом характере социальных преобразований в России. Признание в марксистской философии нового этапа в истории материализма, который получил в ней свое логическое завершение, было обусловлено оформлением в оппозиционных кругах российского общества течения, воспринявшею марксизм не только как научную или политическую теорию, но и как учение мировоззренческого характера, приобретшее на определенной стадии черты квазирелигиозной доктрины.

Философские воззрения русских  последователей Маркса формировались  в основном на базе произведений Энгельса (таких, например, как "Анти-Дюринг", "Диалектика природы" и т. д. ), в которых марксизм предстает как законченная, цельная система взглядов, имеющая свою внутреннюю структуру, а затем под влиянием работ Плеханова и теоретиков российской социал-демократии как меньшевистского, так и большевистского крыла (Л. Мартова, Ленина, Бухарина и др. ). Философия Маркса была провозглашена ими венцом исторического развития всей мировой мысли, учением, способным не только объяснить мир во всем его единстве и многообразии, но и указать пути его совершенствования. Признание ее преемственности по отношению к философским идеям прошлого сочеталось с утверждением ее принципиального отличия даже от тех концепций, которые рассматривались в качестве ее источников. Особенно подчеркивалось ее значение в практической революционной деятельности, а также классовая партийность материализма, его непримиримость к любым проявлениям идеалистических взглядов. Ясность, доступность для широкой аудитории, жесткая определенность выводов и исторический оптимизм делали российский вариант философии Маркса весьма привлекательным для той части отечественной интеллигенции, которая связала себя с рабочим движением.

В то же время интеллектуальная элита воспринимала, как правило, философский аспект марксизма резко  критически. Серьезной критике в  русской общественной мысли подвергались все стороны марксистской философии. Некоторые оппоненты Маркса утверждали, что сам термин "диалектический материализм" не имеет права на существование, так как диалектика существует только в сфере мысли  и духа, но не в материальном мире.

 Заметные расхождения  среди последователей Маркса  существовали и в трактовках  его философской концепции истории.  Представители умеренного крыла  российского марксизма ("легальные  марксисты", меньшевики) упрекали  своих оппонентов радикально-революционного  толка (большевиков) в игнорировании  законов, управляющих ходом исторического  процесса, в волюнтаристском стремлении  ускорить его течение, в нежелании  считаться с уровнем подготовки  общества к кардинальным преобразованиям.  В ответ следовали обвинения  в выхолащивании революционной  сущности марксистской философии,  в сползании на позиции идеализма,  в проповеди пассивности, в  конечном счете обрекающей рабочий  класс и его союзников на  поражение, превращающей его в  охвостье буржуазии. Для принципиальных  противником философии Маркса  наиболее ярко представленных  мыслителями "серебряного века" (Бердяев, Булгаков, Франк и др. ), его идеи вообще лежали вне  сферы научной философской мысли.  Марксизм в этом плане представлял,  с их точки зрения, вульгаризаторскую,  лишенную оригинальности концепцию,  что, однако, не снижало ее социального  влияния. Критическое восприятие  идей Маркса в российской общественной  мысли можно условно разделить  на два основных направления.  Одно из них либо отвергало  Марксово учение целиком, выводя его "ошибочность" из материализма и воинствующего атеизма, принципиально исключающих какое бы то ни было философское и этическое обоснование марксизма (Франк, С. А. Алексеев, Новгородцев, И. А. Ильин и др. ), либо критиковало конкретные положения теории М. (Виппер, Карее в, Туган-Барановский, С. Н. Прокопович и другие). Утверждалось, в частности, что марксизм не более научен, чем утопический социализм, и поэтому неправомерно проводить между ними резкий рубеж, что основные положения экономической теории Маркса давно опровергнуты жизнью, что она базируется лишь на нравственном чувстве, а не на науке, что марксистская концепция крайне противоречива, что Маркс покидает почву материализма, утверждая способность логических и этических норм управлять экономической жизнью, что его законы социального развития носят чисто механический характер, а его социализм является односторонне-индустриальным и отказывает в праве на будущее земледельческим народам.

Другое направление рассматривало  марксизм через призму его русского (преимущественно большевистского) варианта, с точки зрения его соответствия классическому образцу и условиям российской специфики. Некоторые из критиков российского марксизма, продолжающие причислять себя к социалистическому  направлению, обвиняли большевизм в  искажении теории Маркса (меньшевики, эсеры). Большевизм олицетворял, с их точки зрения, социализм нищеты, противостоящий здоровым началам равно  марксистского и немарксистского, но революционного и демократического социализма. Особое место занимает точка зрения Бердяева. Относясь к  марксизму достаточно критически, он в то же время утверждал, что большевистский марксизм не случайно одержал победу в России, так как, он лучше соответствует особенностям русского мышления и психологического склада. По его мнению, российские марксисты заимствовали у своего учителя не склонность его к детерминизму, а религиозную сторону учения, пролетарское мессианство, что марксизм в России подвергся существенной переработке в народническом духе. Признание в русском марксизме религиозною мотива присутствует и во взглядах некоторых других оппонентов М. Тихомиров, например, объявлял его идеи созданием еврейско-протестантских элементов современной культуры, а Федотов видел в их российской разновидности идеологию иудео-христианской апокалипсической секты. Кое-кто из русских критиков Маркса не отрицал определенных достоинств его учения, отмечая "широту научного построения" (Франк), тот факт, что Маркс "развил социалистическую систему в цельное мировоззрение, поставил политическую экономию на широкую научную основу" (Кареев), что благодаря его "гениальной тактике" социалистическое движение превратилось в рабочее движение, т. к. выросло в серьезную политическую силу (Туган-Барановский). В целом, однако, это не меняло их общекритического отношения к марксизму, особенно в его российском варианте.

Что касается идейно-теоретической  деятельности пришедшей к власти в 1917 г. большевистской партии, то она  была направлена прежде всего на превращение марксизма в господствующую идеологию. В 20-е гг. развернулась работа по собиранию, изучению, изданию и переизданию произведений Маркса, Энгельса, их последователей и близких к марксизму теоретиков. Так, в 1925 г. была впервые опубликована извлеченная из зарубежных архивов "Диалектика природы" Энгельса, в 1927 г. - рукопись Маркса "К критике гегелевской философии права", в 1932 г. "Немецкая идеология" Маркса и Энгельса (полностью), а также "Экономическо-философские рукописи 1844 г. " Маркса (полностью— на языке оригинала). В 1928—1947 гг. вышло 1-е изд. сочинений Маркса и Энгельса, в 1955 - 1981 гг. более полное 2-е изд. (50 т. ). В 80-е гг. началась публикация полного 100-томного собрание сочинений Маркса и Энгельса на языке оригинала (прекратилась, в связи с ликвидацией ГДР и Института марксизма-ленинизма в Москве). В 20-е гг. создавались первые учебники по марксистской философии, шли дискуссии философского и политическою характера (дискуссии между "диалектиками" и "механистами", дискуссия между Сталиным и Троцким о возможности построения социализма в одной стране и другими). Утверждение на рубеже 20-30-х гг. командно-административной системы в СССР привело к прекращению дискуссии, схематизации и канонизации марксистской философии, закрепленной в работе Сталина "О диалектическом и историческом материализме" (1938). Философские дискуссии после смерчи Сталина (1953) возобновились, стали появляться новые темы исследований, отдельные оригинальные разработки (Ильенков, М, К. Мамардашвили и другие). Однако в целом развитие марксистской философии, как и других частей марксизма, сковывалось ее статусом официальной партийно-государственной идеологии, ориентированной на апологетику сложившегося в стране строя ("реального социализма"). В течение нескольких десятилетий теория Маркса господствовала в России как теория марксизма-ленинизма, в рамках которой ее развитие рассматривалось как последовательный процесс в единственно возможном направлении. Изменения в русле его допускались лишь в пределах, определяемых документами высших органов партии или руководящих структур международного коммунистического движения (до конца 30-х гг. — Коминтерн, в 60 — 70-е гг. —Совещания коммунистических и рабочих партий). Расхождение с утвержденной трактовкой марксизма воспринималось как правый оппортунизм (еврокоммунизм) или левое сектантство (маоизм). Со 2-й пол. 80-х гг. создаются более благоприятные условия для научного изучения истории и теории марксизма, для объективного анализа его содержания, жизнеспособности его различных компонентом, для трезвой оценки уровня дискуссий вокруг учения Маркса. В эти годы появляются работы, выдержанные в критическом духе по отношению как к теории Маркса в целом, так и к ее трактовке Лениным, Сталиным и последующим руководством КПСС. Развитие этого процесса в 1991 1995 гг. происходило под заметным и неоднозначным влиянием политической жизни в стране, в частности исчезновения КПСС в качестве правящей партии, возникновения ряда политических и общественных организаций, отражающих широкий спектр отношения наследию Маркса и Энгельса, от исповедования его ортодоксально-большевистском (даже сталинском) варианте до полного неприятия марксистских идей, отрицательному влиянию которых приписываются едва ли не все беды России в нынешнем столетии; конъюнктуры на рынке печатной продукции, где критика марксизма превратилась в достаточно престижное и выгодное занятие. С о и реме иные варианты критического восприятия учения Маркса в российском обществе в основном не выходят за рамки тех взглядов, которые сложились в лагере его оппонентов в конце XIX начале XX в... 
 
    Заключение

Ленин породил революцию, которая не "преодолевала" зрелый капитализм, как вытекало из учения Маркса, а отвергала капитализм, "обходила" его. Если так, то и сегодня  у "реформаторов" не появилось  никаких новых оснований надеяться  на успех. Главное значение труда  Ленина сегодня - исторический урок. Он, на мой взгляд, в следующем: длительное сохранение неадекватной системы понятий, даже если в условиях авторитарного  государства есть возможность принимать  верные стратегические решения, в конце  концов ведет к поражению. Для  анализа нынешнего кризиса полезно  рассмотреть труд Ленина "Развитие капитализма в России" как заданную на весь ХХ век парадигму - вместе с  противоречащими ей явлениями. Мы должны заново осмыслить революцию 1905-1907 годов, реформу Столыпина, Февраль-Октябрь 1917 года, нэп, индустриализацию-коллективизацию  и крах 1988-1994 годов. Только тогда  нам станет понятной причина паралича нашего хозяйства при реформе 90-х  годов. По мере того, как растет неравенство  внутри стран и между ними, по мере того, как капитализм утрачивает контроль над самим собой, по мере того, как коллективная борьба превращается в разрушительные гражданские войны, - интеллектуалы берут на себя ответственность  предлагать не только политику, но и  альтернативу. Марксизм, верно перечитанный и реконструированный, продолжает служить  основанием для подобных критических  размышлений и вдохновлять на них, и так будет до тех пор, пока мы живем в мире капитализма.

 

    

ЛИТЕРАТУРА

1. Русская философия. Словарь,  под ред. Маслина М. А. , М. : изд-во "Республика", 1995,

2. Исаев И. Л. , Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ вв. М. : юрист, 1995. 
 
3. Маркс: до и после смерти, "Вопросы истории", № 9, 1999, 
4. Русский марксизм, "Вопросы философии", №2, 1993.

5. Что завещал Плеханов? , "Независимая газета", 10 июня, 2000


Информация о работе Идеи Маркса в России