Зарождение и развитие русской политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 03:34, реферат

Краткое описание

Древнерусская политическая мысль сформировалась на основе собственного мифологического, дохристианского, языческого, индоевропейского (восточного) идейного потенциала (“Русь и Великая Степь” – Л.Н. Гумилев), который после Крещения Руси (988–989 гг.) стал прирастать христианской (православной, византийской) политической мудростью, несколько позже, через Литовское княжество – западнохристианскими политическими идеями. Своеобразное, евразийское естество Земли Древнерусской, явившейся колыбелью великой цивилизации, отразилось в необычайном богатстве, как ее источников, так и в разнообразии ее политических идей1.[1,c.128]

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

     На  рубеже веков ярко проявился талант А.Н. Радищева (1749–1802) – демократа-просветителя, родоначальника революционного направления  в политической науке России. Он являлся принципиальным противником  самодержавия как политической формы  правления, считая его “наипротивнейшим человеческому естеству состоянием”5. Будущую Россию он видел как свободную, добровольную федерацию городов, где народ был бы “истинный государь”. Вслед за Руссо выдвинул идею народного суверенитета. Народное правление должно осуществляться, по его мнению, не только в малых, но и в больших государствах.

     Н.А. Радищев отмечал, что заключая общественный договор, люди передают государству  только часть своих прав, в силу чего за каждым членом общества сохраняется право защиты жизни, чести и собственности. Никакая власть и никакой положительный закон, не могут истребить прав, дарованных человеку самою природою. [1, c.142] Он был убежденным противником крепостничества, считая, что крепостное состояние противоречит естественному праву, поскольку все народы рождены свободными и равными. При Александре I (1777–1825) принял активное участие в работе императорский комиссии нового гражданского законодательства.

     XIX в. для политической мысли России  – век особый. В середине этого века (1861) в России указом “сверху” было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм.

В XIX в. в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее следующие  основные направления и течения:

либерализм (ранний), ориентирующийся на идеологические принципы соответствующих западных учений и выражающий интересы зарождающейся буржуазии (М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, П.В. Анненков и др.); политико-правовой либерализм середины – конца XIX в. (Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий); [1, c.143]

радикализм, выражающий интересы угнетенных слоев населения, обосновывающий и использующий революционные методы борьбы (А.Н. Радищев, декабристы (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, Н.М. Му равьев и др.); с середины 40-х гг. – революционеры-демократы (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, НА. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский.) в 60–80-е гг. – революционное народничество (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев); анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, С.Г. Нечаев); в 80–90-е гг. – социал-демократическое движение (Г.В. Плеханов, В. И. Ленин и др.);

консерватизм (часто в облике славянофильства) отражал интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции, отстаивал самобытный путь развития России: проимператорское направление – Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, общинно-романтическое – А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев.

К числу  первых ярких представителей официального российского либерализма относится  М.М. Сперанский (1772–1839), статс-секретарь Александра I, составивший по его поручению план государственных преобразований – “Введение к Уложению государственных законов”, а также руководивший созданием “Полного собрания Законов Российской

империи”6. М.М. Сперанский считал, что крепостное право необходимо отменить, но постепенно, “сверху”. Он предлагал проект конституционной монархии: учреждение выборной Государственной Думы, системы представительных органов: губернских, волостных, окружных дум. При этом власть сохранялась в руках императора. Государственная Дума могла вносить свои предложения в проект законов, на обсуждение. Для урегулирования отношений между Государственной Думой и императором предлагалось создать также Государственный совет из назначаемых императором лиц.[4, c.92]

В основу новой государственной системы у Сперанского был положен принцип разделения властей. В соответствии с ним закон вверялся Государственной Думе, управление – правительству, министерствам, а суд – Сенату. Действие этих трех учреждений, по замыслу Сперанского, “соединяется в Государственном совете и через него восходит к трону”.

Проекты М.М. Сперанского и других реформаторов его времени во многом так и  остались на бумаге. Идея создания Государственной  Думы оказалась реализованной лишь век спустя (1905–1906), но предложение о Государственном совете было принято. Манифест “Образование Государственного совета” был опубликован 1 января 1810 г. Этот совещательный орган при императоре действовал в течение последующего периода царствования Романовых. [1, c.145]

Ориентация на западные (буржуазные) ценности и идеалы проявилась и в просветительской деятельности целой плеяды ученых, философов, публицистов, которых называли западниками: П.Я. Чаадаев (1794-1856), Н.В. Станкевич (1813-1840), Т.Н. Грановский (1813-1855), П.В. Анненков (1812-1887) и др. Идеи западников были значительным событием общественной мысли России. В последующие периоды развития российского общества между “западниками” и “почвенниками” велись, с различной долей успеха, постоянные дискуссии, поскольку вопрос о пути развития для России, в силу ее индоевропейского состояния “тела и души”, всегда актуален.

Радикальные теории и методы переустройства российского  общества в начале XIX в. были предложены декабристами – представителями  революционного дворянского движения. Руководитель Южного общества П.И. Пестель (1793–1826) изложил свои республиканские взгляды в работах “Конституция. Государственный завет” и “Русская Правда”. По сути, это конституционные проекты республиканского устройства государства: в них обобщались такие политические понятия, как государство, народ, власть, их взаимные права и обязанности, давалась характеристика существующих политических порядков и предлагалась система мер для перехода к Республике. [1, c.146]

Среди консерваторов сложилось два  течения: если одни отстаивали политические традиции прошлого и видели их идеал в существовавшем строе, то другие усматривали в прошлом основу для модернизации общества. И те, и другие выступали с позиций славянофильства, поддерживали самодержавие.

Идеологию консерваторов, отстаивавших интересы императорского дома, отразил Н.М. Карамзин. 

Сущность  славянофильства – православие, самодержавие, народность – сформулировал граф С.С. Уваров (1786–1855), президент Петербургской Академии наук, министр просвещения. Он доказывал, что русский народ религиозен, мистичен, покорен царю, помещику. К. Победоносцев (1827–1906) выступал против любых выборов, в том числе и Земского собора, полагая, что это может привести к конституционной монархии. Порядок в стране держится на вере, монархии, унитаризме, власти хозяев. Отсюда выводился тезис: “Россия единая и неделимая”.

Представитель позднего славянофильства Н.Я. ”Данилевский (1822–1885), автор книги “Россия и Европа” (1869), обосновал идею о культурно-исторических типах (цивилизациях), их пространственных и временных пределах. Культура конкретного исторического типа может проникать в культуру другого типа только отдельными элементами.

В 40 – 60-е  гг. в России формируется революционно-демократическая  политическая идеология. Ее “генераторами” стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский и др., выражавшие идеи утопического крестьянского социализма. А.И. Герцен (1812–1870) – революционный демократ, издатель газеты “Колокол”, автор многих трудов, призывал крестьян к активным действиям, рассчитывал, что после отмены крепостного права и других правительственных реформ Россия пойдет по пути конституционных преобразований, будущее России видел в “русском крестьянском социализме”, основу которого составляют община, патриархально-коллективистский быт”7. [3, c.54]

В конце XIX в., в связи с развитием рабочего и революционного движения, важную роль в политической мысли России стали играть социалистические идеи марксистского направления. Наиболее ярко они были представлены Г.В. Плехановым (1856–1918) – основоположником первой русской марксистской организации и В.И. Лениным (1970-1924) – одним из лидеров социал-демократического движения в России, автором известных трудов, написанных в конце 90-х гг.: “Развитие капитализма в России”, “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” и др. В этих работах были преодолены иллюзии народников о крестьянской общине, показана неизбежность капиталистического развития России и, как возможная перспектива, социалистическая революция. [1, c.150] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Политическая мысль  в России в XX веке.

     В последней трети XIX в. в России начался  новый этап в развитии либерализма. Он был связан с отменой крепостного  права, судебной и земской реформами, демократизацией университетского образования и др. Эти важные политико-юридические решения были провозглашены или зафиксированы в “Манифесте 19 февраля 1961 г.” Александра II.

В этих условиях сформировался конституционный либерализм. Его представители – Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов и др. – первостепенное значение придавали разработке проблем правового государства, защите прав и свобод личности, теории власти, истории политических учений. Являясь представителями правоведения, они внесли существенный вклад и в развитие российской политической науки.

Классический  вариант конституционного либерализма  представляли взгляды Б.Н. Чичерина (1828–1904) – крупнейшего представителя  российской либеральной философской  и политической мысли рубежа XIX–XX вв.. ученика Т.Н. Грановского. Б.Н. Чичерин выступал против правового закрепления претензий на социальное равенство и на помощь слабым. [1, c.151] Право одно для всех; человеколюбие же имеет в виду только известную часть общества, нуждающуюся в помощи. Он критиковал как самодержавие, так и социализм. Если свобода личности зависит от самодержавия или абсолютисткого народоправия, то личность находится во власти произвола. Вот почему гражданская свобода должна быть закреплена свободой политической. Именно “политическая свобода является высшим развитием свободы личной”8. Цель социально-политического развития – избежать крайностей индивидуалистического анархизма и государственного этатизма, суметь гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную свободу и общий закон.

Н.М. Коркунов (1853–1904), профессор государственного права Петербургского университета, развивал социально-психологическое толкование права. В книгах “Русское государственное право” и “Лекции по общей теории права” рассматривал право как подверженное изменениям общественное явление. Институты народного представительства считал второстепенными, гарантию законности видел в праве независимого и несменяемого суда. Полагал, что “как бы ни была широка автономия какой-либо подчиненной области, законодательная власть российского монарха стоит выше этой автономии”9. [4, c.131]

В XIX в. родились и оформились все основные направления политической мысли, которые  получили свое дальнейшее развитие в XX в.: радикализм в лице социал-демократического движения; либерализм, не имевший достаточно широкой опоры в обществе; консерватизм, отражавший интересы помещиков и компрадорской буржуазии.

Характерные черты российской политической мысли XIX в.

• необычайное  разнообразие различных политический учений и идей;

• преобладание крайностей: радикализм и консерватизм;

• тесная взаимосвязь политических, философских, нравственных и религиозных идей и концепций;

• чрезмерная идеализация, а также мифологизация (прошлого – консерваторами, будущего – радикалами);

• своеобразие  набора (в отличие от Западной Европы) и содержания поставленных вопросов и решаемых задач;

• категоричность радикализма и консерватизма, слабое восприятие обществом либеральных  идей;

• недостаточная  экономическая, политическая и правовая обоснованность ряда важных идей и  путей их практической реализации;

• слабая постановка систематического изучения и преподавания политических наук в  учебных заведениях.

На переломе веков остро встал вопрос о  том, какие общественно-политические силы и политические идеи содержат действенные рецепты решения насущных вопросов политического бытия и, прежде всего, проблем демократизации российского общества.

     Дальнейшее  развитие политической теории и практики в современной России трудно поддается  прогнозированию, поскольку нет  достаточно ясно выраженной стержневой идеи, которая пропитывала бы политику и делала бы ее вполне осмысленной и приемлемой для абсолютного большинства населения России, так или иначе втянутого в социально-экономические и политические реформы. 

 


Информация о работе Зарождение и развитие русской политической мысли