Государственное регулирование и государственное хозяйствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Государственное регулирование экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Предмет, задачи государственного регулирования экономики . . . . . . . . . . . 3
Правовая основа экономики государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Антимонопольное регулирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Необходимость государственного регулирования экономики. . . . . . . . . .. . . 8
Методы государственного регулирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Прогнозирование, программирование и планирование, их роль в регулировании экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Особенности экономической политики государства. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .13
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Основные положения и характеристики. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 17
Обеспечение национальной экономической безопасности. Экономическая безопасность страны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Основные экономические показатели рынка, определяемые государством..22
Государственное хозяйствование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Виды управления в сфере хозяйственной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление агропромышленным комплексом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление промышленностью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Управление транспортно-дорожным комплексом. . .. . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . .25
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование и государственное хозяйствование.docx

— 85.57 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Государственный Университет Управления

Институт финансового  менеджмента

Кафедра финансы, денежное обращение и кредит

Профиль: менеджмент 080200

Направление: Финансовый менеджмент

Форма обучения: очная

 

Курсовая работа

По дисциплине: Экономическая теория.

На тему: «Государственное регулирование и государственное хозяйствование»

 

 

Исполнитель:

Студентка 1 курса ИФМ 3 гр.

Подпись:

 

Руководитель  работы:

 

Ученая степень: 

 

Ученое звание:

 

Подпись:

 

Москва, 2011

 

 

 

Содержание:

 

  1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 
  2. Государственное регулирование экономики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  1. Предмет, задачи государственного регулирования экономики . . . . . . . . . . . 3
  1. Правовая основа экономики государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  7
  2. Антимонопольное регулирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 8
  1. Необходимость государственного регулирования экономики. . . . . . . . . .. . . 8
  1. Методы государственного регулирования экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
  2. Прогнозирование, программирование и планирование, их роль в регулировании экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
  3. Особенности экономической политики государства. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .13
  4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Основные положения и характеристики. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 17  
  5. Обеспечение национальной экономической безопасности. Экономическая безопасность страны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
  6. Основные экономические показатели рынка, определяемые государством..22
  1. Государственное хозяйствование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
  1. Виды управления в сфере хозяйственной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . 24
  1. Управление агропромышленным комплексом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  24
  1. Управление промышленностью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
  2. Управление транспортно-дорожным комплексом. . .. . . . . . . . . . . . . . . 25
  1. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .  . .25
  1. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Актуальность  темы - роль государства в экономическом развитии – исключительно дискуссионная и одновременно важная область для изучения. От качества выполнения государством экономических функций зависит экономический рост и благосостояние граждан. В рыночной экономике государство должно сглаживать несовершенства (провалы) рынка, дополнять его, чтобы обеспечивать максимизацию общественного благосостояния.      

Объект  исследования - государственное управление процессами новой экономики.      

Цель  работы - раскрытие сущности, новых задач и функций государственного управления процессами, связанными с экономикой.   

 Метод исследования - сравнительный, описательный анализ.

 

    В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

   Государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

 

Государственное регулирование экономики.

Предмет, задачи государственного регулирования экономики.

 

Сегодня необходимость  государственного регулирования рыночной экономики признается всеми, хотя мера и методы вмешательства государства в хозяйственную деятельность предпринимателей понимаются по-разному.

В современной рыночной экономике существует много причин, которые вызывают объективную необходимость  государственного вмешательства для  предотвращения или смягчения негативного  воздействия рынка. Все эти причины, как можно заключить из их краткого перечисления, связаны с самой  сутью рыночной экономики и ее несовершенством.

Государство в рыночной экономике  выступает по существу единственным субъектом, призванным обеспечить экономическую  безопасность страны и способствовать реализации национального экономического интереса.

Не подвергается сомнению сосредоточение государственной власти в экономике  страны в период экстремальных ситуаций - войн, послевоенного восстановления национального хозяйства, естественных катастроф.

В связи с новыми тенденциями  социально-экономического развития мировой экономики национальные государства, наряду с традиционно выполняемыми функциями (перераспределение доходов с помощью налогов и трансфертов, поддержание устойчивости денежно-кредитной системы страны, снижение инфляции и безработицы и т.д.) , призваны увеличить инвестиции и усилить свое влияние на развитие фундаментальных исследований, инфраструктуры и образования (особенно высшего и наивысшего).

Вместе с тем, несмотря на общее  признание необходимости государственного вмешательства в современную  рыночную экономику, исторически первая концепция, отрицающая необходимость государственного регулирования рыночной экономики, до сих пор находит своих сторонников. Более того, новейшая российская история свидетельствует о наличии практических попыток устранения государства из экономики. Реализация программы «шокового удара», или «шоковой терапии» есть ни что иное, как попытка создания в России свободного классического рынка, хозяйствующие субъекты которого могли бы без опоры на государственные институты поднять экономику России. Жизнеспособность первой концепции объясняется тем, что государственное вмешательство в развитие рыночной экономики может носить (и часто практически носит) негативный характер. Это объясняется чрезвычайной сложностью макроэкономического регулирования в условиях рынка.

Рост численности чиновников приводит к усилению процесса бюрократизации в государственном управлении, в  негативном его понимании - преднамеренным созданием затруднений в решении  самых элементарных вопросов хозяйственной  жизни. Стремление к получению «должностной ренты» является общей тенденцией в  любой структуре государственной  власти. Высокая степень административных препятствий в решении социально - экономических вопросов вызывает рост коррупции в стране.

В экономической теории – коррупция - это извлечение личной экономической выгоды от использования служебных обязанностей должностным лицом.

Криминология, как раздел уголовного кодекса, определяет коррупцию  как «использование лицами, уполномоченными  на выполнение государственных функций или приравненных к ним, своего статуса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам.

Главное негативное последствие коррупции  состоит в разрушении системы экономических интересов в обществе, следовательно, процесса воспроизводства в целом, снижении темпов экономического роста и эффективности производства.

Государственное регулирование экономики  опирается на объективные

экономические законы общественного  развития. В условиях рыночных отношений - это прежде всего закон спроса и предложения, закон стоимости  и др. Целью государственного регулирования  является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений  между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Государственное  регулирование выступает главным  регулятором поведения цивилизованного  бизнеса и создает условия  для относительного нивелирования  социального неравенства населения  страны.

Задачи и содержание государственного регулирования в переходный

период определяются сущностью  рыночной экономики. Современная экономическая  наука о рынке ушла далеко от традиционного  понимания рынка, т.е. от рассмотрения рынка исключительно как сферы  товарного обращения. Однако такой  подход и в настоящее время  широко используется и имеет свои основания.

Переход к рынку является сложным  процессом и характеризуется  спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством  денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства.

Государственное регулирование экономики  осуществлялось и осуществляется в  настоящее время во всех странах  мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная  рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.

В нашей стране опыт последнего десятилетия  показал, что почти полный отказ  от регулирования государством процесса социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы  привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок  не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в  том числе создание и поддержание  объектов инфраструктуры.

Огромную роль в государственном  воздействии на социально-экономическое  развитие играют законы, позволяющие  регламентировать поведение хозяйствующих  субъектов. Именно законодательная  база, созданнаяна начальном этапе  перехода к рыночным отношениям, позволила  сгладить в какой-то мере многие отрицательные  последствия современного рынка.

Суть государственного регулирования  на современном этапе переходного  периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в  создании более эффективной системы  регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта.

Прежде всего, для создания такой  эффективной системы регулирования  необходимо проведение ряда мероприятий.

• Оздоровление финансовой системы, переход к индикативным методам, использованию финансовых рычагов.

• Создание условий приспособления и последующего развития для убыточных  и низкорентабельных предприятий, ликвидировать, которые сразу просто нельзя. Им нужно обеспечить временную  поддержку с помощью льгот  и дотаций для приспособления к работе в условиях рынка. На следующем  этапе -  разгосударствление, приватизация собственности на выгодных для государства  условиях.

• Осуществление структурной перестройки  всего хозяйственного комплекса  страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения. Структурная перестройка  обычными методами через рассеяние  капиталов и создание через них  необходимых накоплений — это  слишком длительный и тяжелый  путь. Эффективное регулирование  в сочетании с целенаправленным планированием и программированием, а также стимулирование структурной  перестройки прямыми и косвенными методами со стороны государства  значительно облегчат и ускорят  этот процесс.

• Проведение активной социальной политики, призванной облегчить

для населения отрицательные последствия  перехода к рынку, обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса  мер повышения уровня занятости  населения.

• Проведение четкой антимонопольной  политики, повышение государственного контроля за деятельностью монополий, увеличение доли государства при  акционировании собственности крупных  монополий. Главными рычагами регулирования  должны стать стоимостные пропорции, с помощью которых можно формировать  пропорции развития и воспроизводства  в сферах экономики. Цены, налоги, льготы по ним, выделение финансовых ресурсов, кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсий, пособий - все это составляет совокупность экономических рычагов, с помощью  которых можно осуществлять воздействие  на экономические интересы производств, регионов. Одним из важнейших элементов  государственного регулирования является контроль над ценами. Безусловно, в  условиях рынка невозможно установить контроль за ценами на все виды продукции. Но контроль за ценами на сырье необходим, так как они служат исходной позицией для формирования всей цепочки и масштабов цен, и государство

Информация о работе Государственное регулирование и государственное хозяйствование