Вклад аристотеля в развитие политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:14, контрольная работа

Краткое описание

Аристотель - (384 до н.э., Стагира, Халкидики – 322 до н.э., Халкис, о.Эвбея в Эгейском море) – великий древнегреческий философ, энциклопедист, систематизатор знания. Сохранившиеся работы мыслителя, представляющие собой свод трактатов и ряд отрывков (некоторые из них признаны учеными подлинниками, другие – изложениями, третьи – подложными) по существу охватывают все направления современных Аристотелю философии и науки в целом. Среди дошедших до нас сочинений особо выделяются: "Органон" (греч. "Орудие") – сборник трактатов по логике, понимаемой как средство научного познания; естественнонаучные работы – "Физика", "О небе", "О душе", "История животных" и др.; "Риторика"; "Метеорология"; "Метафизика" – составленный уже после смерти мыслителя свод трактатов об исследовании сущности бытия с помощью умозрения; этические сочинения – "Никомахова этика",

Содержание

1. ВКЛАД АРИСТОТЕЛЯ В РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ..........3
2. СОДЕРЖАНИЕ ИДЕОЛОГИИ И ПОЛИТИКИ ЛИБЕРАЛИЗМА, НЕОЛИБЕРАЛИЗМА ............................................................................................6
3. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ ....................................................................................................12
4. ПЛАТОН. ГОСУДАРСТВО. ПРОЧИТАЙТЕ КНИГИ 1, 2, 4 И ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ .................................................................................17
УПРАЖНЕНИЯ: ТЕМА 2 ЗАДАНИЕ 6, ТЕМА 16 ЗАДАНИЕ 4 ....................22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная политология.docx

— 40.27 Кб (Скачать файл)

      Важнейшей функцией политической власти является установление общеобязательных норм общественной жизни и контроль за их соблюдением. Эти функции нацелены на создание и поддержание общественного  порядка и условий для урегулирования подрывающих этот порядок конфликтов.

Конкретные  государства бывают разными, и конфликты  в них протекают тоже по-разному. Характер их определяется тем, каково направление развития власти. Важнейшим  моментом здесь является отношение  власти к обществу.

      Одна  из особенностей политического конфликта  состоит в том, что он непосредственно  или опосредованно затрагивает  интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в  целом. Поэтому субъекты политического  конфликта (политические организации, институты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности. Для защиты своих  интересов и ценностей отдельные  граждане объединяются в сообщества, создают свои организации и институты  и таким образом становятся субъектами политического конфликта. Следовательно, политический конфликт - это всегда организованный, институциональный  конфликт.

      Все политические конфликты в обществе можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. В горизонтальных политических конфликтах борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и т. д.

      Цели  и причины возникновения горизонтальных конфликтов - совершенствование существующей системы власти. Например, смена  неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка  политического курса, увеличение или  уменьшение властных полномочий тех  или иных субъектов политики и  т. п.

      В демократической политической системе  горизонтальные политические конфликты  институционализированы и в определенной степени запрограммированы. Большинство  из этих конфликтов носит открытый, публичный характер, например, парламентские  дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия  правительству, обращение в конституционный  суд и др.

      Тоталитарный  режим власти не признает никаких  политических конфликтов и стремится  их не допустить. Если же горизонтальные конфликты в тоталитарной политической системе и случаются, то они приобретают  форму заговора или дворцового переворота.

      В вертикальных политических конфликтах конфронтация проходит по линии «власть - общество». Социальная политическая структура общества весьма неоднородна. Различные социальные слои, классы и этнические группы в этой структуре  занимают различные позиции (статусы) и играют разные роли. Иерархичность  статусно-ролевой структуры, неравный доступ к ресурсам и власти порождают  политические конфликты на всех уровнях  вертикали “власть - общество”. Вертикальные политические конфликты, в свою очередь, можно разделить на два подвида:

а) статусно-ролевые  конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре  общества. Примерами являются конфликты  между Центром и регионами  в современной России.

б) режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического  строя или радикального изменения  политического курса.

Причины возникновения режимных конфликтов следующие:

· ущемление  базовых социально-экономических  и политических потребностей и интересов  значительной части населения страны;

· различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях по поводу политического  и социально-экономического развития общества (различия политических культур).

      Способы урегулирования политических конфликтов, прежде всего, зависят от определения  вида конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным (частичным) конфликтом, субъектами которого, как правило, выступают  политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы (например, исполнительная и законодательная ветви власти), то данный конфликт является полностью  институционализированным и его  урегулирование предопределено законодательно закрепленными правилами политической борьбы (например, Конституцией).

      Урегулирование  таких конфликтов во многом зависит  от искусства политических лидеров, используя группы поддержки, находить сторонников и компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической политической системе существуют варианты его разрешения:

· обращение  в Конституционный суд;

· отставка правительства;

· роспуск  парламента (Государственной Думы) и назначение досрочных парламентских  выборов;

· организация  и проведение референдума по спорным  вопросам и др.

      Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-ролевые  конфликты, возникающие между центром  и регионами. Такие конфликты  могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам.

      Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной  стороны, государственные институты  и организации, выражающие интересы господствующих слоев населения  и правящей элиты, с другой - оппозиционные  организации, представляющие подвластные  массы. Конечной целью режимного  политического конфликта является смена (сохранение) существующей политической системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов.

      Сложность в разрешении режимных политических конфликтов заключается еще и  в том, что оппозиционная сторона  может игнорировать существующие правила  политической борьбы, требовать их изменения, действовать незаконными  методами, подстрекать широкие слои населения к массовым выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе законность (легитимность) и  незаконность (нелегитимность) носят  взаимопереходящий характер.

      Для того чтобы не допустить негативный ход развития радикального политического  конфликта, необходим своевременный  и всесторонний анализ конфликтной  ситуации. На основании полученных данных появляются возможности:

· составить  прогноз возможного развития событий;

· определить возможные варианты урегулирования конфликта;

· разработать  план урегулирования и разрешения конфликта, определить тактические и стратегические задачи.

Практическая  реализация плана предполагает следующую  последовательность действий:

1. уменьшить  (снять) эмоциональное напряжение  конфликтующих (например, информацией  о намерениях);

2. четко  определить предмет спора и  тем самым локализовать конфликт;

3. установить (оговорить) нормы и правила  взаимодействия конфликтующих сторон;

4. организовать  диалог между конфликтующими  сторонами и открыто информировать  общественность о позициях сторон  и принимаемых мерах по урегулированию  конфликта;

5. отделить  проблемы от субъективной заинтересованности  участников конфликта и сосредоточить  внимание на их разрешении.

      Если  в результате принятых мер урегулировать  или локализовать конфликт не удалось  и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры  должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта  угрозой применения силы. 
 

4. ПЛАТОН. ГОСУДАРСТВО.  ПРОЧИТАЙТЕ КНИГИ  1, 2, 4 И ДАЙТЕ ОТВЕТЫ  НА ВОПРОСЫ

А) КАКИМ  ОБРАЗОМ ТРАКТУЕТСЯ ИДЕЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

      В трактате "Государство" Платон пишет  о том, что "идеальное" государство  должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями: 
1.мудростью, 
2.мужеством, 
3.рассудительностью, 
4.справедливостью.         Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характерны только для определенных классов людей, то рассудительность должна быть присуща всем жителям, она "подобна некой гармонии", она "настраивает на свой лад решительно все целиком". Под четвертой добродетелью - справедливостью - автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды, касты: "...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это есть справедливость". Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование "идеального" государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшим
преступлением.

      Справедливость  состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось  в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющих (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которое "по своей природе жаждет богатства".

Б) В  ЧЕМ СУТЬ ВЗГЛЯДОВ АВТОРА НА ПРОБЛЕМУ ГОСУДАРСТВА

      Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет  четыре других. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная  причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена "золотого века" имели "совершенный" строй) заключена в "господстве корыстных "интересов", обуславливающих  поступки и поведение людей. В  соответствии с этим основным недостатком  Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности  в порядке ухудшения государственности, "извращения" совершенного типа, нарастания "корыстных интересов" в их строе. 
1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. Она появляется, когда появляется частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении тимократии. Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. Их образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии. 
2. Олигархия. - "строй, основывающийся на имущественном цензе". В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых ( немногочисленный правящий класс) и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. В этом государстве как бы два государства: одно - бедняков, другое - богачей. У бедных появляется ненависть против бездельников-богатых, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии 
3. Демократия. "Демократия, на мой взгляд, - пишет Платон, - осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию". В этом государстве будет "полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь". В таком обществе к власти может придти человек, который не имеет способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе.  
Однако, демократия "опьяняется свободой в неразбавленном виде", она еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании. 
4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана. "Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство". Тирания - наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, "очищения" государства от всех тех, кто мужественен, великодушен,богат.           С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: 
1.Приемлемые государственные формы;  
2.Регрессивные-упадочные.         Первое место в группе приемлемых государственных форм - это его "идеальное" государство. К упадочным, нисходящим государственным формам он относил тимократию. В античной Греции к этому типу больше всего относилась Спарта V и VI вв. Существенно ниже тимократии стояла олигархия - власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество. Главным предметом раздражения. Платона является демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. До н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.

Информация о работе Вклад аристотеля в развитие политической мысли