Эконометрические методы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Ценообразование — главное средство достижения целей фирмы. Для самостоятельных товаропроизводителей, работающих на рынок, независимо от форм собственности вопрос о ценах — это вопрос их существования и благополучия. Правильная методика установления цены, разумная ценовая политика, последовательная реализация хорошо проработанной ценовой стратегии являются необходимыми компонентами успешной деятельности любого коммерческого предприятия в современных условиях рынка.
При разработке ценовой политики предприятие должно четко определить цели, которые необходимо достичь посредством продажи конкретного товара. В существующей хозяйственной практике с помощью ценовой политики возможно достижение большого числа целей.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
Эконометрические методы ценообразования………………………4
2.1 Метод удельных показателей……………………………………4
2.2 Метод регрессивного анализа……………………………………5
2.3 Балловый метод…………………………………………………..8
2.4 Агрегатный метод………………………………………………...9
3. Правовое регулирование ценообразования………………………..11
4. Практическая часть………………………………………………….17
5. Заключение……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик 2011.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине: Ценообразование

на тему: Эконометрические методы ценообразования.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы  з1076/21

                                Смирнова Е.А.

                                                                                      Проверил  Купоров Ю.Ю.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

 

О г л а в л е н и е

 

  1. Введение………………………………………………………………2
  2. Эконометрические методы ценообразования………………………4

2.1 Метод удельных показателей……………………………………4

2.2 Метод регрессивного анализа……………………………………5

2.3 Балловый метод…………………………………………………..8

2.4 Агрегатный метод………………………………………………...9

3. Правовое регулирование  ценообразования………………………..11

4. Практическая часть………………………………………………….17

5. Заключение…………………………………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ценообразование занимает центральное  место в системе управления рыночной экономикой. На основе данных, полученных при изучении и анализе цен, можно  принимать решения об увеличении или снижении объема производства, осуществлять перемещение капитала из сферы, где он приносит низкую или недостаточно высокую прибыль, в те сферы, где его применение будет более эффективным. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты.

Согласно определению, приведенному в Большой советской энциклопедии, цена — это денежное выражение  стоимости товара. Цена каждого отдельного товара необязательно совпадает  со стоимостью: она может отклоняться  вверх и вниз от стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

В настоящее время у российских фирм часто встречаются следующие ошибки в ценообразовании: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Во многом эти недостатки вызваны наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, плохих знаний российских руководителей маркетинга. Поэтому очень важным представляется использование различных методов ценообразования.

Цены определяют рентабельность и  прибыльность, а следовательно и  жизнеспособность компании, ее финансовую стабильность, являются основным орудием  в борьбе с конкурентами. Однако в последнее время можно наблюдать, что на смену ценовой конкуренции приходит конкуренция качества и дополнительных услуг.

Ценообразование — главное средство достижения целей фирмы. Для самостоятельных  товаропроизводителей, работающих на рынок, независимо от форм собственности вопрос о ценах — это вопрос их существования и благополучия. Правильная методика установления цены, разумная ценовая политика, последовательная реализация хорошо проработанной ценовой стратегии являются необходимыми компонентами успешной деятельности любого коммерческого предприятия в современных условиях рынка.

При разработке ценовой политики предприятие  должно четко определить цели, которые  необходимо достичь посредством  продажи конкретного товара. В  существующей хозяйственной практике с помощью ценовой политики возможно достижение большого числа целей.

 

После разработки ценовой политики необходимо выбрать метод ценообразования. В зависимости от специфики товара, размеров и финансового положения  фирмы, целей, которые она ставит, для расчета цены могут быть использованы различные методы. Минимально возможная цена определяется исходя из себестоимости продукции, а максимально возможная — наличием уникальных достоинств товара. Средний уровень цены, как правило, характеризуется ценами товаров-конкурентов и товаров-заменителей. Следовательно, при выборе метода ценообразования необходимо учитывать как внутренние факторы (издержки и прибыль), так и внешние (цены товаров-конкурентов, покупательная способность и т.д.).

Целью курсовой работы является анализ методов ценообразования и их сравнительная характеристика. Выявление недостатков и преимуществ данных методов.

Предметом исследования выступает  один из методов ценообразования  –эконометрический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эконометрические  методы ценообразования.

При определении уровня цены в современных  условиях рынка необходимо найти  оптимальный баланс между ценой, которую может и хочет заплатить  за товар покупатель, и издержками фирмы при изготовлении данного  товара. Значение издержек при установлении цены не должно преувеличиваться. Однако любая фирма рассчитывает получить положительный финансовый результат при принятии решения о производстве и дальнейшей реализации определенного вида продукции. Попробуем определить, каким образом влияет на получение положительного (отрицательного) финансового результата выбор метода ценообразования.

Следующая группа методов ценообразования  — экономические методы определения  цены. Методы этой группы применяются  при выпуске товара, не заменяющего  ранее освоенного, а дополняющего уже существующий товар.

 

Метод удельных показателей

Метод удельных показателей основывается на определении и анализе цен небольших групп продукции, разграниченных по наличию одного основного показателя, величина которого является определяющим звеном при установлении определенного уровня цены. Изначально рассчитывается удельная цена Цуд:

Цуд = Цб / Пб,                 (1)

где Цб — цена базисного изделия; 
Пб — величина параметра базисного изделия.

Затем переходят к расчетам цены нового изделия Цн:

Цн = Цуд х Пн,                 (2)

где Пн — значение основного параметра  нового изделия в определенных единицах измерения.

Метод удельных показателей относится  к наиболее несложным методам  параметрического анализа и обоснования  цен. Однако он применим в основном к рядам достаточно простых изделий, например таких, у которых главным показателем служат вес, площадь, ширина или длина, продолжительность службы, содержание главного компонента и т. п.

Конечно, расчет по одному, пусть даже и главному параметру, недостаточен для оценки рыночной ценности современных сложных видов продукции. В таких случаях данный метод может использоваться лишь для предварительной ориентировочной оценки продукта, в частности, в начале проектирования достаточно сложных изделий. Более узкие границы его применения в сложном машиностроении, пожалуй, несколько расширяются в приборостроении, радиотехнике и электронике. По-видимому, в большей степени он может быть использован в топливной, сырьевой промышленности и в отраслях, производящих материалы. Этот метод широко применяется для формирования цен сельскохозяйственного сырья, где существует система надбавок и скидок, например за содержание крахмала в картофеле, сахара в свекле и т.д.

Недостаток метода заключается  в том, что при его применении не учитываются все другие потребительские свойства изделия и абсолютно не берется во внимание соотношение спроса и предложения на рынке.

 

Метод регрессивного  анализа

Метод регрессивного анализа весьма успешно применяется предприятиями в современных условиях рыночной экономики. Данный метод используется при определении зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров товаров, одного параметрического ряда:

Ц = f (X1, X2, ..., Xn),                 (3)

где Х1, 2, ..., n — параметры изделия.

Количественная зависимость цены от факторных признаков находится на основе метода регрессивного анализа.

Метод регрессивного анализа применяется  для определения технико-экономических  параметров продукции, относящейся  к конкретному параметрическому ряду, с целью построения и выравнивания ценностных соотношений. Этот метод используется для анализа и обоснования уровня и соотношений цен продукции, характеризующейся наличием одного или нескольких технико-экономических параметров, отражающих основные потребительские свойства. Регрессивный анализ позволяет найти эмпирическую формулу, описывающую зависимость цены от технико-экономических параметров изделий:

P=f(X1X2,...,Xn),              (4)

где Р - значение цены единицы изделия, руб.; (Х1, Х2, ... Хп) - технико-экономические параметры изделий.

Метод регрессивного анализа - наиболее совершенный из используемых нормативно-параметрических  методов - эффективен при проведении расчетов на основе применения современных  информационных технологий и систем. Применение его включает следующие основные этапы:

  • определение классификационных параметрических групп изделий;
  • отбор параметров, в наибольшей степени влияющих на цену изделия;
  • выбор и обоснование формы связи изменения цены при изменении параметров;
  • построение системы нормальных уравнений и расчет коэффициентов регрессии.

Основной квалификационной группой  изделий, цена которых подлежит выравниванию, является параметрический ряд, внутри которого изделия могут группироваться по различному исполнению в зависимости  от их применения, условий и требований эксплуатации и т. д. При формировании параметрических рядов могут быть применены методы автоматической классификации, которые позволяют из общей массы продукции выделять ее однородные группы. Отбор технико-экономических параметров производится исходя из следующих основных требований:

  • в состав отобранных параметров включаются параметры, зафиксированные в стандартах и технических условиях; помимо технических параметров (мощности, грузоподъемности, скорости и т.д.) используются показатели серийности продукции, коэффициенты сложности, унификации и др.;
  • совокупность отобранных параметров должна достаточно полно характеризовать конструктивные, технологические и эксплуатационные свойства изделий, входящих в ряд, и иметь достаточно тесную корреляционную связь с ценой;
  • параметры не должны быть взаимозависимы.

Для отбора технико-экономических  параметров, существенно влияющих на цену, вычисляется матрица коэффициентов  парной корреляции. По величине коэффициентов  корреляции между параметрами можно  судить о тесноте их связи. При этом близкая к нулю корреляция показывает незначительное влияние параметра на цену. Окончательный отбор технико-экономических параметров производится в процессе пошагового регрессивного анализа с использованием компьютерной техники и соответствующих стандартных программ.

В практике ценообразования применяется  следующий набор функций:

линейная

P = ao + alXl + ... + antXn,

линейно-степенная

Р = ао + а1Х1 + ... + аnХп + (ап+1Хп) (ап+1Хп) +... + (ап+nХп2) (ап+nХп2)

обратного логарифма

Р = а0 + а1 : In Х1 + ... + ап : In Xn,

степенная

P = a0 (X1^a1) (X2^a2) .. (Xn^an)

показательная

P = e^(а1+а1X1+...+аnХn)

гиперболическая

Р = ао + а1:Х1 + а2:Х2 + ... + ап:Хп,

где Р - выравнивание цены; X1 X2,..., Хп - значение технико-экономических параметров изделий ряда; a0, a1 ..., аn - вычисляемые коэффициенты уравнения регресии.

В практической работе по ценообразованию  в зависимости от формы связи  цен и технико-экономических параметров могут использоваться другие уравнения  регрессии. Вид функции связи между ценой и совокупностью технико-экономических параметров может быть задан предварительно или выбран автоматически в процессе обработки на ЭВМ. Теснота корреляционной связи между ценой и совокупностью параметров оценивается по величине множественного коэффициента корреляции. Близость его к единице говорит о тесной связи. По уравнению регрессии получают выравненные (расчетные) значения цен изделий данного параметрического ряда. Для оценки результатов выравнивания вычисляют относительные величины отклонения расчетных значений цен от фактических:

Информация о работе Эконометрические методы ценообразования