Значимость антуража в создании образов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 01:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие значимости антуража в постановочной фотографии.
Поскольку основным назначением антуража является создание художественного образа и смысловой нагрузки в фотографии, то необходимо более подробно остановиться на таких вопросах, как сущность художественного образа, особенности восприятия фотографии и особенностях антуража в различных жанрах фотографии.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Теоретические основы фотографии. Понятие художественного образа, восприятия и способы его создания посредством антуража. . . . . . . . 5
1.1 Сущность художественного образа, его свойства и разновидности . . . . . 5
1.2. Особенности антуража различных жанров фотографии . . . . . . . . . . . . . . .9
1.3 Восприятие фотографий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
1.4 Принципы художественной фотографии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Глава 2. Практическое применение теоретических основ. Постановочная фотография с активным применением антуража для создания художественного образа . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_foto.docx

— 67.12 Кб (Скачать файл)

Чтобы помочь зрителю понять смысл фотографии, зачастую фотографы помещают на ней символы, которые могут быть связаны с общими понятиями. Также в отдельных случаях они подсказывают, кто запечатлён на снимке.

В зависимости от того, что снято, фотографии делятся на разные группы, или жанры. Основными жанрами фотографии, как искусства, являются: портрет, натюрморт, пейзаж, обнаженная натура, фотоохота, макросъемка, репортаж. Существуют также и специфические жанры, например, архитектурная, рекламная, театральная и другие фотографии. Рассмотрим некоторые жанры, имеющие особенности в построении снимка, формировании окружающей обстановки и внешности объекта.

При съёмке портрета большое внимание уделяется выбору соответствующего реквизита и аксессуаров, способных отражать характер и образ жизни человека, например, свидетельствовать о роде его занятий. Порой предметы на портрете могут рассказать целую историю… Символические элементы – атрибуты, фон, костюм модели помогают отобразить весь диапазон качеств человека или его социальной группы. Для этого необходимо использовать определенный фон, например,  пейзаж в городе, за городом, роскошный интерьер и.т.д. Существуют фотографии-портреты на нейтральном фоне – в них всё внимание зрителя сосредоточено исключительно на лице модели. Модель может, как позировать, так и находиться за каким-нибудь занятием – всё зависит от идеи фотографии.

Натюрморт – это изображение неподвижных объектов, таких, как цветы или фрукты, музыкальные инструменты и.т.д. Создание натюрморта предусматривает составление интересной композиции, правильное расположение света, который передаёт фактуру предметов. Натюрморт может быть простым изображением предметов, а может и заключать в себе какой-то скрытый смысл.

Одной из разновидностей натюрмортной фотографии является фотография еды, направленная на создание привлекательного образа тех или иных видов еды для использования в рекламе, на упаковках, в меню или поваренных книгах. Профессиональная фотография еды является результатом совместных усилий целого ряда людей, включая арт-директора, фотографа, стилиста по еде, стилиста по реквизиту и их ассистентов. В течение долгого времени фотографы еды, как правило, подходили к делу подготовки и фотографирования еды с точки зрения людей, смотрящих на еду на столе: сервировку стола и сам снимок еды делали с «воздушной» перспективы, то есть с точки зрения того, кто будет её есть. Стилисты, соответственно, располагали наиболее привлекательную пищу сверху, при этом различные детали должны быть зафиксированными на столешнице и чётко отделёнными друг от друга.

Позже в моду фотографии еды вошли «романтическое» освещение, пологие углы и большое количество реквизита, что иногда принимало слишком изощрённые формы и привело к появлению термина «пищевое порно», который чаще всего относится к визуальному представлению «вредной» еды.

Относительно недавно в западной коммерческой фотографии еды стала преобладающей тенденция представления еды как простой, чистой и натуральной, насколько это возможно, и с небольшим количеством реквизита вокруг неё. Однако часто при фотографировании её используются различные визуальные эффекты, такие как выборочный фокус, наклонённые столешницы, различная глубина резкости и экстремальные крупные планы. Это дополняет новые тенденции в области профессионального приготовления пищи с акцентом сделать её визуально интересной. Например, высота посуды имеет тенденцию к увеличению, а различные элементы пищи на ней часто размещаются в несколько слоёв, что даёт преимущество при узко-угловых кадрах.

Другим жанром фотографии, в котрой антураж играет немаловажную роль, является имиджевая фотография. Она направлена на содействие в формировании имиджа человека, товара, услуги или организации. К таким фотографиям предъявляются особенные требования. Изображение должно иметь превосходное качество, подчеркивать статус и корпоративную принадлежность. Оно может быть как студийным, так и на рабочем месте. Выбирая обстановку фотосъемки, необходимо добиваться, чтобы у зрителя сложилось определенное впечатление об объекте. [9]

 

1.3 Восприятие фотографий

Усилить воздействие на зрителя позволяют знание теории композиции и уменение использовать её при построении кадра. Любое художественное произведение имеет определенную форму, раскрывающую её содержание. Причём таких форм может быть великое множество. И то, насколько форма соответствует содержанию, определяется понятием композиции.

В жанрово – постановочной фотографии степень вмешательства фотографа очень велика: он как бы режиссирует снимаемое действие. Как правило, для  такой фотографии необходимо выбирать конкретные предметы и объекты, которые будут представлять тематический материал кадра. На этом материале с помощью изобразительных средств, с учетом законов композиции и психологических аспектов восприятия визуально-образной информации реализуется идея фотоснимка путем его композиционного построения.

Разные люди воспринимают одну и ту же фотографию по-разному, поскольку восприятие человеком информации субъективно. В этой связи необходимо рассмотреть такое понятие как «психология образа». Образ – это форма субъективного представления предметов и явлений в человеческом сознании. Именно из-за субъективизма восприятия сложно изобразить единый обобщеный образ, который у разных людей вызывал бы одинаковую реакцию.

Любое изобразительное произведение включает содержание и форму представления этого содержания. Когда человек смотрит на фотографию, которую ему предлагают, то он сравнивает своё мироощущение с тем, что изображено. Если происходит несоответствие, то человек испытывает духовный дискомфорт и опустошение.

Субъективная основа восприятия тесно связана с психологией образа, которая складывается у человека в течение всей его жизни. Каждый из нас имеет своё представление о предметах и явлениях, и чтобы в фотографии максимально приблизиться к этому представлению, необходимо использовать обобщенные и всеми известные образы. Здесь проявляется один из законов композиции – закон типизации, то есть каждый снимок должен быть легкоузнаваем и понятен каждому. Однако, это вовсе не означает, что фотографии должны получаться по шаблону. Просто испоользуя основные правила построения композиции вместе с творческой идеей автора, можно получить оригинальные композиционно стройные снимки.

В результате экспериментов было отмечено, что, несмотря на разность восприятия, определенные изображения вызывают у большинства людей одни и те же эмоциональные реакции или реакции, очень близкие друг к другу. Существенную роль в этом играет содержание художественного произведения и композиционные формы. Объективная основа восприятия визуально-образной информации связана с механизмами функционирования человеческого мозга, а также с функциональной асимметрией его работы. [4]

Существуют способы, которые позволяют регистрировать малейшие движения глаз во время восприятия изображения. Исследования этих движений помогают объяснить механизмы психических процессов восприятия визуально-образной информации, а также делают обоснованными некоторые элементы и приемы построения той или иной композиции.

 

1.4 Принципы художественной фотографии.

Выражение в искусстве - это целостное и синтетическое высказывание средствами выражения, адекватными средствам восприятия. Для этого используется конкретный, общезначимый, общедоступный, неаналитический (сенсорный) язык, с помощью которого зрителю, потребителю искусства предоставляется возможность сотворчества и сочувствия. В фотографии выражение представляет собой мгновенный результат симультанной моторной деятельности рук и глаз. Язык выражения в фотографии - язык символического распознавания и обозначения вещей. Фотография считается выразительной, когда она способна передать (индуцировать) от автора зрителю визуально воспринимаемое напряжение.

Познание - аналитическое рассмотрение наблюдаемой картины как суперпозиции известных сил, выявление смысловой структуры этих сил. Переработка сенсорного жизненного опыта в чётко структурированную информацию. Используются математические средства описания с помощью проекции имеющейся в художественном произведении информации в различные области знаний, строгий аналитический язык, который позволяет понять и оценить рассудком смысл произведения.

Целью познания является поиск типических черт, подчинённых одному общему закону, классификация, сжатие многообразия информации, сведение его к достаточно простой схеме, позволяющей экономить психическую энергию.

Познание - это построение на основании сети редуцированных образов гипотезы (объяснения единичного явления), концепции (объяснения серии явлений), теории (объяснения серии явлений, подтверждённого экспериментально).

Если выражение в искусстве отвечает на вопросы: как изображено, как воспринято, какое волнение повлекло, то познание через искусство отвечает на вопросы: что изображено, что выражено, каковы способ и средства образного мышления художника, кем является художник и к чему он призывает.

Программирование фотохудожником изображённой ситуации. Формирование или перестройка наблюдаемой картины с помощью средств композиции. Формирование абстрактных моделей, удовлетворительно описывающих строение и развитие реальной ситуации. В результате этого обнаруживаются новые взаимосвязи и скрытые характеристики объекта, выявляются новые аспекты взаимодействия глубины и плоскости сюжета. Моделирование объясняет жизненный опыт средствами организованной формы. Цель моделирования - поиск оптимального взаимодействия основной композиционной структуры и контрапункта внутри одной композиционной схемы, синтез новых смыслов. Это даёт возможность корректно интерпретировать запечатлённую на фотографии ситуацию. Моделирование позволяет предвидеть заранее результат развития ситуации на основании интуитивно применяемых художником приёмов и средств творческого самовыражения.

Программирование движения взгляда зрителя по фотографии с помощью «монтажа аттракционов». Направление осмотра композиции, в идеале, приобретает циклический характер, заставляющий зрителя длительное время, ещё и ещё раз проходить взглядом по основным композиционным элементам фотографии до полного проникновения в неё. Это наиболее эффективный способ индукции эмоции формы от автора к зрителю, достижения взаимной согласованности душевных переживаний зрителя и фотографа. Фотограф и зритель - люди очень разные. Один «танцует» композицию, получая удовольствие посредством кинестетических ощущений своих мышц, сухожилий, суставов, другой - неподвижно следит за ней из зала. Лишь траектория перемещения взгляда объединяет того и другого. Лишь зрительные ощущения того и другого способствуют взаимопониманию.

Творческие цели и задачи фотографа, приёмы и способы их реализации:

  1. Изготовление фотографии как эстетического объекта материальной действительности.

Для создания воплощённой в материале гармонии части и целого фотохудожник может воспользоваться следующими композиционными приёмами:

  • Создание эффекта объединённости и целостности всех элементов композиции.
  • Подбор верного соотношения объёма и очертания сюжетно важного объекта и его окружения.
  • Формирование соответствующего сюжету контраста фигуры и фона.
  • Усиление композиционного единства изобразительных элементов с помощью перекрывания (оверлэппинга) фигур.
  • Группировка объектов по принципу взаимного дополнения, что заставляет предметы в единой композиции «принадлежать друг другу».
  1. Придание произведению искусства образности и выразительности.

Приёмы:

  • Верное определение взаимоотношения фигур.
  • Выявление иерархии объектов композиции через формирование сюжетно-композиционного центра изображения и поляризацию композиционных элементов.
  • Создание явных различий между доминирующими и второстепенными единицами композиции. Центральное и наиболее объёмное расположение сюжетно-важного объекта.
  • Использование обособленности объекта в композиции - средство придания ему важности.
  • Усиление сюжетно-композиционного центра изображения посредством углубления перспективы.
  • Создание иерархии объектов посредством светового и цветового контраста. Тёмный и тусклый по цвету предмет выглядит гораздо меньше, чем яркий, при одинаковых геометрических размерах. Наибольшей спектральной яркостью обладает жёлтый цвет.
  • Использование движения в кадре для усиления роли главного объекта композиции. Движение сюжетно-важного объекта относительно окружения или его относительная неподвижность относительно движущегося окружения придаёт ему больший композиционный акцент.
  1. Придание произведению искусства свойств «удобоваримости» и «легкоусваиваемости».

Приёмы:

  • Максимальное упрощение композиции с целью наиболее лёгкого её прочтения при минимальном объёме затраченной энергии. Эргономичность и простота.
  • Отсечение всего лишнего, что, по мнению автора, мешает восприятию главного.
  • Расположение основных объектов изображения вдоль силовых линий и полей, в соответствии с логикой прочтения изображения (слева направо и сверху вниз).
  • Расположение всего объёма изображения вблизи геометрического центра изобразительного поля.
  • Усиление симметрии. Искусственное привнесение в изображение физического равновесия.
  • Изображение наиболее легкочитаемо, когда сюжетно-важная его часть тяготеет к верхней левой четверти кадра.
  • Программирование движения взгляда зрителя с помощью создания монотонного ритма элементов композиции.

Информация о работе Значимость антуража в создании образов