Бюджетная система Российской Федерации: понятие, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 14:42, контрольная работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть — национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения

Содержание

Введение
Финансовая система: понятие, структура и развитие на современном этапе
Понятие и структура финансовой системы в РФ
Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе
Выводы
Бюджетная система Российской Федерации: понятие, структура
Выводы
Задача
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 64.40 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Введение

3

2.

Финансовая система: понятие, структура и развитие на современном этапе

5

3.

Понятие и структура финансовой системы в РФ

5

4.

Анализ тенденций развития финансовой системы РФ на современном этапе

12

5.

Выводы

21

6.

Бюджетная система Российской Федерации: понятие, структура

23

7.

Выводы

29

8.

Задача

31

9.

Список использованных источников

34

     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

            

                              

 

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть — национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения. Главным критерием функционирования предприятий различных форм собственности в современных условиях стала их прибыль.

Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Рыночные преобразования в России вызвали появление научных трудов, освещающих различные аспекты функционирования финансовой системы в современных условиях. Указанные проблемы стали активно разрабатываться российскими учеными, среди которых следует выделить работы В.И. Букато, Н.И. Валенцевой, B.C. Геращенко, Ю.В. Головина, Е.Ф. Жукова, Э.В. Искренко, Л.Н. Красавиной, В.В. Круглова, О.И. Лаврушина, В.Д. Миловидова, Д.М. Михайлова, И.Н. Платоновой, A.M. Сарчева, В.Н. Шенаева и других.

Цель данной работы – рассмотреть основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России.

 

 

 

 

1.   Финансовая система: понятие, структура и развитие на современном этапе

1.1 Понятие и  структура финансовой системы  в РФ

В зарубежной литературе финансовая система определяется как совокупность рынков и инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Данное определение отражает институционально-рыночную сторону финансов, но не их сущность как совокупность денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов.

Более полным определением финансовой системы, отражающим как ее многозвенность, так и наличие особенностей в формировании и использовании денежных фондов, различий в назначении элементов, является трактовка проф. А.М. Ковалевой: «Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве».

Анализ существующих подходов к определению финансовой системы позволяет установить, что большинство авторов совершенно справедливо полагают, что система — это совокупность определенных элементов , но сами элементы трактуются различно:

- рынки и инструменты;

- подсистемы финансовых  отношений и ресурсов, возникающих  у хозяйствующих субъектов, работников, государства;

- сферы (звенья) финансовых  отношений;

- денежные отношения, функционирующие  в государстве;

- формы и методы образования, распределения и использования  фондов;

- отношения по поводу  формирования и использования  доходов;

- финансовые органы и  учреждения;

- только финансовые учреждения.

Не вдаваясь в дискуссию по поводу правомерности того или иного подхода, определим свою точку зрения по данному вопросу. Исходя из содержания финансов как экономической категории, целесообразнее определять финансовую систему через совокупность денежных фондов и связанных с их формированием и использованием денежных отношений.

Большинство отечественных авторов, трактуя финансовую систему как совокупность сфер (звеньев), не всегда четко проводят разницу между данными понятиями. Неоднозначно задается и набор звеньев.

К финансам властных структур отнесены государственные (федеральные и региональные) и муниципальные финансы. Звенья государственной финансовой системы каждого уровня представлены бюджетом, внебюджетными фондами, кредитами и финансами предприятий соответствующего уровня подчиненности.

Элементами первой подсистемы обозначены: бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок.

Основная часть — региональные бюджеты;

Средства субъектов хозяйствования: финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности (как правило, коммунальные предприятия); финансовые ресурсы предприятий и организаций, направляемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов;

Территориальные внебюджетные фонды, формируемые за счет добровольных взносов предприятий и населения, специальных сборов. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

Проф. А.М. Бабич, проф. Л.Н. Павлова полагают, что «финансы субъектов РФ включают:

- средства бюджета субъекта  РФ;

- государственные ценные  бумаги, принадлежащие органам государственной  власти субъекта РФ;

- другие денежные средства, находящиеся в собственности  субъекта РФ.

Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: а) у хозяйствующих субъектов, б) у населения, в) у государства и органов местного самоуправления.

В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений .

Эти подсистемы в свою очередь подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

В качестве звеньев государственных финансов проф. В.В. Ковалев обозначает бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды.

Точка зрения проф. Б.М. Сабанти существенно отличается от позиций, рассмотренных выше: «Необходимость выделения отдельных звеньев финансов вызывается различиями в формах и методах образования фондов для нужд государства и их использования. На отдельных этапах общественно-производственного развития государства количество звеньев финансов может быть различным. Сегодня в России можно выделить четыре звена финансов:

- государственные финансы;

- государственный кредит;

- финансы государственных  предприятий;

- специальные фонды.

В федеральном государстве первое звено по организационным признакам подразделяется на две подгруппы: централизованные финансы и финансы субъектов Федерации…

Такое деление не носит принципиального характера, поскольку формирование доходов на различных уровнях управления в принципе мало отличается, тем более в формировании нижестоящих бюджетов существенную роль играют трансферты, субвенции и другие формы регулирования бюджетов. Выделение подзвеньев важно с позиций управления финансами».

Акцентируем, на наш взгляд, важный момент с позиций определения состава финансовой системы: «Звенья финансовой системы как составная часть общей категории должны отвечать тем же признакам, что и финансы. Но каждое из звеньев должно иметь и собственные признаки, отличающие одно звено от другого. Эти отличительные признаки могут совпадать с признаками других категорий. Но никакая другая экономическая категория не имеет всех признаков вместе, кроме финансов и их звеньев. Так, государственный кредит имеет дополнительные признаки возвратности и платности, как и банковский кредит. Но у последнего нет признаков финансов».

В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента:

1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое  звено системы выполняет свои  задачи; например, государственный  бюджет выражает распределительные  отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием  и использованием общегосударственного  фонда финансовых ресурсов. Имущественное  и личное страхование - один из  методов создания резервных фондов  для граждан. Финансы предприятий  выражают отношения по созданию  и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения  многообразных потребностей первичных  звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед  государственным бюджетом и коммерческими  банками;

2) территориальность - каждая  область, республика имеют соответствующий  аппарат финансовых и страховых  органов;

3) единство финансовой  системы предопределяется единой  экономической и политической  основой государства. Это обусловливает  единую финансовую политику, проводимую  государством через центральные  финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств):

- финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают  основное звено общественного  воспроизводства. Им присуши, с одной  стороны, черты, характеризующие экономическую  природу финансов в целом, а  с другой особенности, обусловленные  функционированием финансов в  разных сферах общественного  производства. Финансы предприятий  представляют собой денежные  отношения, связанные с формированием  и распределением денежных доходов  и накоплений у субъектов хозяйствования  и их использованием на выполнение  обязательств перед финансово-банковской  системой и финансирование затрат  по расширенному производству, социальному  обслуживанию и материальному  стимулированию работающих;

- страхование, значительная  часть финансовой системы, связанная  с перераспределением денежных  средств, поступающих от юридических  и физических лиц. Такая деятельность  связана с наличием вероятности  наступления внезапных, непредвиденных  и непреодолимых событий, влекущих  за собой нанесение ущерба, который  впоследствии «раскладывается»  между участниками страхования;

- государственные финансы, представляющие собой денежные  отношения по поводу распределения  стоимости общественного продукта  и части национального богатства, связанные с формированием финансовых  ресурсов государства и его  предприятий и использованием  государственных средств на затраты  по расширению производства, удовлетворению  растущих социально-культурных потребностей  членов общества, нужд обороны  страны и управления.

Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. Например, в первой сфере выделяют финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах. Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно, выделяются: государственный бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых стран Запада, то в ней выделяется 4 звена: государственный бюджет; местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ, Англия, Франция, Италия).

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации: понятие, структура