Человек в мире культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

Мир человека и мир культуры, за исключением попыток М.М.Бахтина и Э.Кассирера, до сих пор рассматривались отдельно. Они разорваны.
Необходимо одновременно выстраивать некий конфигуратор развития, в котором были бы совмещены и действительность культуры, и действительность человека. Культура и человек не существуют отдельно.
Цель работы: рассмотреть человека в мире культуры.

Содержание

Введение
Основная часть:
1. Культура – объект философского исследования
2. Динамика культуры
3. Человек – основа развития культуры
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

философия реферат.docx

— 35.79 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО Вятский Государственный  Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1 по дисциплине

«Философия»

на тему:

«Человек в мире культуры»

 

 

 

 

Выполнила студентка:

Проверил  преподаватель:

 

 

 

 

 

Киров

2012 
Содержание:

 

Введение

Основная часть:

  1. Культура – объект философского исследования
  2. Динамика культуры
  3. Человек – основа развития культуры

Заключение

Литература

 

За десять тысяч лет  своего развития человеческая культура прошла путь от каменного топора до освоения космоса. Она никогда не оставалась неподвижной: зародившись, развивалась и распространялась из одного региона в другой, передавалась от прошлых поколений настоящим  и будущим, все время пополнялась  новыми материальными и духовными  продуктами.

"Специфически человеческие  особенности, отличающие род Homo saprins от всех прочих животных видов, охватываются наименованием «культура»; следовательно, науку о специфически человеческих способах деятельности вполне можно было бы назвать культурологией."

Культурология как интегративная  наука формируется на стыке целого ряда научных направлений, создавших  собственные традиции изучения культуры.

Наиболее важным из них  стали философия культуры, культурная антропология, сравнительное языкознание, история культуры, социология культуры и т.д. Специфику антропологической  традиции точно подметил американский культурантрополог Л. Уайт.

Определив культуру как специфический  класс явлений, наделенных символическим  значением и присущих только человеческому  сообществу, он выявил принципиально  важную черту антропологии как науки  о человеке, дополнив свое определение  соображениями о том, что мир  человека - это мир культуры.

Таким образом, на протяжении более 150 лет антропология (особенно культурная), сохраняя целостный подход в изучении человека, как существа биологического и культурного одновременно, выделяла культуру как объект исследования, а мир человека рассматривала  как совокупность тщательно изучаемых  этнографически, археологически, исторически  других культур.

Мир человека и мир культуры, за исключением попыток М.М.Бахтина и Э.Кассирера, до сих пор рассматривались отдельно. Они разорваны.

Необходимо одновременно выстраивать некий конфигуратор развития, в котором были бы совмещены  и действительность культуры, и действительность человека. Культура и человек не существуют отдельно.

Цель работы: рассмотреть  человека в мире культуры.

 

    1. Культура – объект философского исследования

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально  означал возделывание почвы, ее «культивирование», то есть изменение в природном  объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны  естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило более  обобщенное значение и им стали называть все  созданное человеком. Культура предстает как сотворенная человеком  «вторая природа», надстроенная над  природой естественной, как мир, созданный  человеком. Там, где есть человек, его  деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Различают  материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является продуктом материального, а другая - духовного производства, кажется  самоочевидным. Ясно и то, что предметы материальной и духовной культуры можно  использовать по-разному. Орудия труда  и произведения станковой живописи служат разным целям. Так что функциональное различие между материальной и духовной культурой действительно существует. Но вместе с тем и то и другое является культурой, несущей в себе материальное и духовное в их единстве. В материальной культуре заключено  формирующее ее духовное начало, поскольку  она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму, ибо только таким образом они  могут быть объективированы и  стать фактом общественной жизни. Все  это дает основание говорить о  культуре как таковой, независимо от ее деления на материальную и духовную. Материалистический подход к культуре заключается не в различении материальной и духовной культуры, а в признании  ее органичной связи с развитием  всего общества. Недостаток же определения  культуры как всего созданного человеком  в том, что, во-первых, культура при  этом может восприниматься односторонне, лишь как нечто внешнее человеку, во-вторых, не проясняется природа  самой культуры, соотношение общества и культуры. Различие общества и  культуры выявляет ее определение как  совокупность созданных человеком  ценностей. Мир культуры — это  мир материальных и идеальных, духовных ценностей, то есть мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении  к человеку, мир, наполненный человеческими  смыслами.

 Трактовка культуры  как системы ценностей ограничивает  культуру от природы и одновременно  позволяет отождествлять ее с  обществом. При таком подходе  культура выступает как определенный  аспект общества, тем самым проясняется  ее социальная природа, но вместе  с тем не снимается и важная  проблема соотношения культуры  и общества. Однако при трактовке  культуры как системы ценностей,  последняя предстает как совокупность  готовых результатов человеческой  деятельности, а процесс созидания  культуры, ее динамики остается  вне рассмотрения. Кроме того, подобное  понимание культуры еще слишком  общее и допускает различные  интерпретации в зависимости  от того, как понимается сама  ценность.

Следовательно, определяя  существо культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение  культуры есть проявление степени развития самого человека. Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека.

Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области  как материального, так и духовного  производства. Она заключается не только в содержании труда, в его  продуктах, не только в знании, но и  в навыках, овладение которыми позволяет  человеку справиться с практическими  и теоретическими задачами. Исходной формой и первоисточником развития культуры являются человеческий труд, способы его осуществления и  результаты. Мир культуры пребывает  вне сознания отдельных людей  как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений  человечества.

В своей исторической основе культура есть дело общественное, и  личность волей-неволей вступает в  определенные отношения с различными социокультурными структурами. При  этом закономерность исторического  развития культуры состоит в том, что со временем культура личности начинает играть все более важную роль и все более индивидуализируется. Так, если на заре культурного бытия  человечества для всех членов данного  сообщества (рода, племени, семьи и т.п.) существовала приблизительно одна и та же система ценностей, то для новейшего времени такая ситуация просто немыслима, а монолитные культурные структуры существуют лишь как исключения.

Правда, вторая половина XX в. обнаружила и прямо противоположную  тенденцию культурного развития: в постиндустриальном обществе личность все более нивелируется. Но эта  тенденция пока еще остается не главной, а каково будет дальнейшее развитие культуры, какая закономерность в  нем возобладает – пока неясно.

По своему культурологическому  статусу общество представляет собой  конгломерат различных «субкультур», то есть ценностных систем, которые  могут находиться друг с другом в  самых разных отношениях. Иногда культуры существуют как взаимно изолированные  – например, культура аристократии и культура крестьянская в России XIX в. В других случаях между культурами в системе общества существуют отношения, так сказать, соседства, как, например, между столичным и провинциальным дворянством в том же XIX в.

Культура - это не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.

 

    1. Динамика культуры

Многочисленные и разнообразные  виды культурных изменений были определены понятием «культурная динамика», которое  подразумевает как изменения  внутри культуры и во взаимодействии разных культур.

Понятие культурной динамики тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием «культурные  изменения», но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации  в культуре, в т. ч. такие, которые  лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие «культурные изменения» шире, чем понятие «культурная  динамика»; вместе с тем оно менее  определенно.

В 30-х гг. П. Сорокин назвал свой четырехтомный труд об истории  культуры с древнейших времен и о  переходе от одной культурной системы  к другой  «Социальная и культурная динамика». Широкое использование  понятия культурной динамики приходится на вторую половину ХХ в., когда в области научной аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамичных типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения. К настоящему времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий давать научно-философскую интерпретацию культурной динамики с разных познавательно-гносеологических позиций — с точки зрения закономерностей эволюционных изменений, исторического развития, а также исходя из постмодернистских представлений о фрагментарности культурных динамических полей; в терминах философии или информационно-кибернетического анализа; базируясь на идеях теории инновативно-творческой или управленческой деятельности. Немалый вклад в развитие теории культурной динамики внесли исследователи, работавшие в рамках структурно-функционального подхода, теории конфликтов, синергетики.

1. Социокультурный процесс  и культурная динамика.

«Культурные процессы представляют собой целеориентированную жизнедеятельностную активность людей и являются осуществлением более или менее типовой последовательности процедур: осмысления людьми своих интересов и потребностей, возникающих в связи с какими-то обстоятельствами; разработки технологий (способов) удовлетворения этих интересов и потребностей (или модернизации уже имеющихся технологий под новые задачи); практические применения этих технологий и получения какого-то результата (продукта); оценки эффективности примененных технологий и соответствия полученных результатов преследуемым целям; селекции наиболее утилитарно эффективных и социально приемлемых способов и результатов осуществления данной деятельности; передачи информации другим людям об этих способах и результатах; закреплении селектированных образцов деятельности в нормах, правилах, стандартах, ценностных ориентациях, традициях и пр. в форме «культурных текстов», содержащих организационно-технологическую, нормативно-регулятивную, коммуникативно-оценочную и иную информацию о наиболее эффективных и приемлемых по социальным последствиям способах удовлетворения тех или иных интересов и потребностей людей (т.е. социальный опыт осуществления деятельности в таких формах, которые не имеют разрушительных последствий для уровня социальной интегрированности и консолидированности сообщества). Совокупность подобных «текстов» и есть культура данного сообщества».

Национальные культуры являются специфическими культурными системами, обладающими относительной автономностью  и автохтонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочисленных народов и национальностей, имеют в своей основе единое общечеловеческое творческое начало. Они отличаются друг от друга по форме, которая определяется особенностями истории конкретных народов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимодействует с другими народами. Поэтому многие национальные культуры представляют собой результат взаимодействия нескольких проживающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов.

Культурная дифференциация —  качество изменений в культуре, которое связано с вычленением, разделением, отделением частей от целого.

Взаимодействие культур  — особый вид непосредственных отношений  и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия культур приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне.

Информация о работе Человек в мире культуры