Человек в мире культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 11:30, контрольная работа

Краткое описание

Мир человека и мир культуры, за исключением попыток М.М.Бахтина и Э.Кассирера, до сих пор рассматривались отдельно. Они разорваны.
Необходимо одновременно выстраивать некий конфигуратор развития, в котором были бы совмещены и действительность культуры, и действительность человека. Культура и человек не существуют отдельно.
Цель работы: рассмотреть человека в мире культуры.

Содержание

Введение
Основная часть:
1. Культура – объект философского исследования
2. Динамика культуры
3. Человек – основа развития культуры
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

философия реферат.docx

— 35.79 Кб (Скачать файл)

Выделяют разные уровни взаимодействия. Этнический уровень взаимодействия характерен для отношений между  локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными и другими общностями. На национальном уровне взаимодействия регулятивные функции в значительной степени выполняют государственно-политические структуры. Цивилизационный уровень взаимодействия приобретает спонтанно-исторические формы; однако на этом уровне и прежде, и в настоящее время возможны наиболее существенные результаты в обмене духовными, художественными, научными достижениями. В повседневной практике общения стран и народов мира чаще всего перекрещиваются процессы и отношения, характерные для всех трех уровней взаимодействия. В межкультурных связях, особенно внутри полинационального государства, принимают одновременное участие как большие, так и малые нации, имеющие свои административно-государственные формы регулирования этнические образования и не имеющие таких форм. При этом более крупное по численности представителей и по роли в жизни разных народов культурное образование способно оказать большее влияние на процессы взаимодействия, нежели малая этническая группа, хотя вклад последней во взаимодействие никоим образом нельзя недооценивать. Все же исследователи выделяют культуру-донора (которая больше отдает, чем получает) и культуру-реципиента (культура, в основном принимающая). В течение исторически длительных периодов времени эти роли могут меняться. Важное значение в взаимодействии культур имеет его структура, т.е. те содержательные направления и конкретные формы взаимного обмена, через которые оно осуществляется. Одной из наиболее древних и широко распространенных форм взаимодействия выступает обмен хозяйствующими технологиями, специалистами-профессионалами; устойчивым видом взаимодействия являются межгосударственные отношения, политические, правовые связи. Под влиянием взаимодействие культур весьма своеобразно могут происходить изменения в языке, художественной или религиозной практике взаимодействующих народов, а также в их обычаях.

Международные отношения  выступают не только формой взаимодействия культур, но они содержат в себе и целую цепочку механизмов, посредством которых оно осуществляется. Помимо механизмов, действующих в рамках международных отношений, в практике взаимодействия широко используется система социальных институтов и механизмов внутри самих культур. Важным механизмом взаимодействия может выступать политика модернизации, национальная и культурная политика, реализуемая на уровне государства, а также внутри отдельных производственно-корпоративных структур, муниципальной власти, обществ, организаций, культурно-национальных объединений.

В конечном счете все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ и т.п.

Исследователи выделяют три  типа временных шкал социокультурной  динамики:

1. Микромасштабные шкалы времени (1—25 лет) применяются при анализе процессов, происходящих в жизнедеятельности групп и отдельных индивидов (например, возрастных ритмов человека, циклов деловой активности и т.п.);

2. Среднемасштабные шкалы  времени используются при рассмотрении  таких важных факторов социокультурной  динамики, как экономические подъемы  и спады (48 — 55 лет), процесс  смены поколений (25 — 30 лет);

3. Макромасштабные шкалы  времени (100 и более лет) применяются  при исследовании традиций, процессов  смены династий, общественных формаций, изменений языка и т.п. Именно  такие масштабы используются  при анализе зарождения, расцвета, упадка и гибели того или иного типа культуры.

Поскольку изменения в  культуре протекают как в форме  активизации, так и в форме  замедления процессов, то важнейшими характеристиками времени для культурологов выступают его ритм и темп.

Современный культуролог  Ю.М. Лотман в книге «Культура  и взрыв» представляет характер социодинамических процессов в виде непрерывного движения — «осмысленной предсказуемости» и, как противоположность этому, — непредсказуемости, то есть изменений, «реализуемых в порядке взрыва». Говоря о «непредсказуемости», Ю. Лотман имеет в виду, что каждый «момент взрыва» имеет определенный набор равновероятных возможностей перехода культуры в другое состояние, из которых реализуется только одна. По мысли Ю. Лотмана, процесс возникновения великих научных идей и открытий подобен взрыву, а их техническая реализация подчиняется законам постепенной динамики. «Таким образом, динамические процессы в культуре строятся как своеобразные колебания маятника между состоянием взрыва и состоянием организации, реализующей себя в постепенных процессах».

В процессе функционирования такой системы как культура в  различных ее элементах и подсистемах  формируются и накапливаются  противоречия. Система оказывается  разбалансированной и дает сбои, усиливаются  дезинтеграционные тенденции. Может  сложиться кризисная ситуация, поэтому  процесс обновления необходим. Если деформация происходит одновременно в  нескольких подсистемах культуры (например, политике, экономике и т.д.), то кризис становится всеохватывающим, приобретает системный характер.

Периоды кризисов неизбежны  для любой культуры и могут  играть не только негативную, но и позитивную роль в социокультурной динамике.

Необходимо подчеркнуть, что в реальной практике процессы восхождения и кризисные процессы зачастую тесно переплетены между  собой так, что доминирующие тенденции  не проявляются. Процесс отмирания  старых норм и процесс внедрения  новых осуществляются параллельно, иногда стремительно, иногда постепенно, а потому незаметно.

Есть центры порождения культуры и периферия, на которую она распространяется. Все мы и каждый из нас и потребитель, и созидатель культурных ценностей, хотя личный вклад в потребление  и созидание далеко не одинаков.

Способы распространения  культуры многолики. Видный отечественный  философ-культуролог П.С. Гуревич  выделил следующие аспекты движения культурных инноваций:

1) Тиражирование. 

2) Сублимация (переключение  духовной энергии из одного  состояния в другое).

3) Проекция, то есть перенесение  ценностных ориентиров от одного  субъекта культуры к другому.

4) Идентификация — уподобление  образам, идолам, идеалам. 

Все это указывает на социально-психологические  механизмы переноса культуры, ее восприятия, усвоения, распространения.

Однако помимо этих социально-психологических  моментов необходимо принимать во внимание и социальные институты, и технические  средства распространения культуры. Наука, образование, СМИ (средства массовой информации), искусство, взятое в качестве социального института, семья, разнообразные  общественные объединения, государство  и многое другое выступают как  каналы распространения культуры.

Празднества и торжества, ритуальные традиционные акты (от венчания до поминок), рыночные механизмы и  многое иное — все это тоже выступает  как средства и пути распространения  и восприятия культурных ценностей.

Необходимым элементом в  культурной динамике является процесс  социокультурной коммуникации —  процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с  целью передачи или обмена информацией  посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и  средств их использования. Социокультурная  коммуникация выступает как один из базовых механизмов и неотъемлемая составляющая социокультурного процесса, обеспечивая саму возможность формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей и регулирования  ее отдельных областей, накопление и трансляцию социального опыта.

 

 

    1. Человек – основа развития культуры

Реальная, живая культура неотделима от общественного человека — субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объектным миром. Сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. Биологически же человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Следовательно, культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Это взаимодействие состоит в том, что человек усваивает созданную ранее культуру, распредмечивает ее, делая тем самым предпосылкой своей деятельности, и творит культуру, создавая новое, опредмечивая свои знания и ценности, умения и способности, свою родовую человеческую сущность.

Культура — это своеобразный «генотип» общественного организма, определяющий его строение и развитие. Она представлена в продуктах  материального и духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях, в отношениях человека к природе  и между людьми.

Человеческий мир огромен, пестр и разнообразен — политика, экономика, религия, наука, искусство  и т. д. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга. Каждая сфера является отражением других. Можно, конечно, рассматривать  человека по частям в рамках политической или иной сферы.  Например, политическая культура будет включать в себя наилучшие  способы политического выбора и  действия, ценности и идеалы политического  переустройства общества, оптимальные  формы социальных взаимоотношений  людей в ходе взаимосогласования их интересов и т. д.

     В нравственной  культуре фиксируется достигнутый  обществом уровень представления  о добре, зле, чести, справедливости, долге и т. д. Эти представления,  нормы регулируют поведение людей,  характеризуют социальные явления.  Усваивая нравственные воззрения  и принципы, индивид превращает  их в нравственные качества  и убеждения.

     Эстетическая  культура общества включает в  себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, трагическое и т.  д.), способы их создания и потребления.  Специфика эстетического восприятия  заключается в том, что люди, их поступки, продукты деятельности, явления природы, воспринимаются прежде всего чувственно, в их внешней выразительности.

Сейчас важнейшее значение приобретает экологическая культура.  Драматическая ситуация, которую  переживает современное общество, во многом обусловлена катастрофическими  изменениями, происходящими в природном  мире в результате человеческой деятельности. Экологическая культура содержит новые  ценности и способы производственной, политической и иной деятельности, направленные на сохранение Земли как  уникальной экосистемы.

Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя - человека. Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Картина мира, оценки, ценности, способы  восприятия природы, времени, идеалы закладываются  в сознание личности традицией и, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными  задатками, потенциальными возможностями.

Особое место в мире культуры занимает ее морально-этические  и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных  сферах — в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т. д. В  нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет  всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. Есть универсальные, общечеловеческие представления о добре и зле, например, такие, как «не укради», «не убий», «не прелюбодействуй» другие, зафиксированные в Библии. Есть групповые, исторически ограниченные представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». В любом случае практика межчеловеческих связей осмысливается как добро, благородство, справедливость.

     Сфера эстетического  отношения к действительности  носит всеобъемлющий характер. Красота,  прекрасное, гармоничное, изящное  — все эти ценности человек  находит и в природе, и в  обществе. Эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетический  вкус присущи каждому человеку. Конечно, степень развитости, совершенства эстетической культуры у разных людей различна.

Исторически изменчивы и  идеалы красоты. Тем не менее в обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы — невидимый каркас, скрепляющий общественный - организм в единое целое.

Человек воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. И лишь на основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше. Как субъект культуры он вносит в нее нечто новое.

Информация о работе Человек в мире культуры