Физическое воспитание студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим, целью данной курсовой работы является изучение физического воспитания студенческой молодежи.
Предметом исследования является физическое воспитание. Объектом исследования - студенты.
Основные задачи работы:
) изучение основ и задач физического воспитания;
) рассмотрение основных и дополнительных форм физического воспитания студентов;
) определение особенностей курса физического воспитания специального, подготовительного и спортивного отделений в вузах;
) изучение форм самодеятельного физкультурного движения в вузах;

Содержание

Введение
.Задачи и основы физического воспитания студентов
.1 Задачи физического воспитания
.2 Основы организации физического воспитания
.Программное содержание и построение курса физического воспитания в вузах
.1 Разделы, нормы и требования программы
.2 Особенности курса в специальном, подготовительном и спортивном отделениях
.2.1 Специальное отделение
.2.2 Подготовительное отделение
.2.3 Отделение спортивного совершенствования
.3 Дополнительные занятия
.Формы самодеятельного физкультурного движения в вузе
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
 

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Исполнитель

студент группы №461 _________________  Е.Е. Лощинина

 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

.Задачи и основы физического  воспитания студентов

.1 Задачи физического  воспитания

.2 Основы организации  физического воспитания

.Программное содержание  и построение курса физического  воспитания в вузах

.1 Разделы, нормы и требования  программы

.2 Особенности курса в  специальном, подготовительном и  спортивном отделениях

.2.1 Специальное отделение

.2.2 Подготовительное отделение

.2.3 Отделение спортивного  совершенствования

.3 Дополнительные занятия

.Формы самодеятельного  физкультурного движения в вузе

Заключение

Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическое воспитание представлено в вузах как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Оно способствует гармонизации телесно-духовного единства, обеспечивает формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство студенческой молодежи. Понимание физической культуры личности студента как ценности может стать действенным фактором формирования резервов различных видов физической культуры, формирования прогрессивных тенденций в развитии общественного мнения и потребностей в освоении ценностей физической культуры, как вида культуры будущего специалиста.

В последние годы значительно вырос объем, улучшились содержание и качество научных работ, посвященных исследованию эффективности внедрения форм, средств и методов физкультурной деятельности студенческой молодежи. При этом значительный интерес представляют работы, в которых положено начало новым подходам к изучению физической культуры в аспектах теории культуры, оригинальным решениям в разработке новой концепции теории физической культуры и ее реализации в условиях гуманизации вузовского образования.

Оценивая положительный вклад специалистов в разработку проблемы физкультурного воспитания студентов, необходимо отметить, что теоретические аспекты различных видов физической культуры, обоснование целенаправленного использования ее форм, средств и методов еще не нашли практического внедрения. Остаются нерешенными и другие важные аспекты нравственного, духовного и физического оздоровления студенческой молодежи.

Настало время теоретически обосновать виды, формы, средства и методы физкультурной деятельности молодежи, определить их специфику, объяснить сущность их различий и взаимосвязей, обосновать пути внедрения. Актуальна проблема формирования мотивов и потребностей студентов в неспециальном физкультурном образовании, спортивной деятельности, физической рекреации и реабилитации.

В связи с этим, целью данной курсовой работы является изучение физического воспитания студенческой молодежи.

Предметом исследования является физическое воспитание. Объектом исследования - студенты.

Основные задачи работы:

) изучение основ и задач  физического воспитания;

) рассмотрение основных  и дополнительных форм физического  воспитания студентов;

) определение особенностей  курса физического воспитания специального, подготовительного и спортивного отделений в вузах;

) изучение форм самодеятельного  физкультурного движения в вузах;

) рассмотрение международного  спортивного студенческого движения.

Данная курсовая работа состоит из 38 страниц, содержит 3 рисунка и выполнена на основе изучения 21 литературного источника.

1. ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

 

.1 ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

 

С каждым годом растет число студентов в Республике Беларусь. Высшая школа, решая задачи профессиональной подготовки кадров и их воспитания, должна обеспечивать и физическую подготовку студентов. Физическое воспитание, таким образом, рассматривается как неотъемлемая часть общей системы воспитания студенчества нашей республики.

Роль физического воспитания и других форм направленного использования физической культуры в вузах многогранна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают учебный труд студентов все более интенсивным, напряженным. Соответственно, возрастает значение физической культуры, как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе. Наряду с этим средствами физической культуры обеспечивается дальнейшая общая и специальная физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии.

Решая специфические задачи, физическое воспитание студенчества играет в то же время существенную роль в нравственном, волевом и эстетическом воспитании, вносит значительный вклад в подготовку широкообразованных, всесторонне развитых специалистов. В непосредственной связи с обязательным курсом физического воспитания в вузе предусматривается выработка и совершенствование ряда практических навыков организаторской работы, необходимых будущим специалистам.

Повышение роли направленного использования средств физической культуры в период обучения в вузе определяется, в частности, тем, что рабочий режим студента характеризуется зачастую малоподвижностью, однообразием рабочей позы на протяжении 10-12 часов. Физические упражнения в этих условиях - основной фактор противодействия отрицательным последствиям гиподинамии, а также умственной и нервно-эмоциональной нагрузки. Затраты времени на занятия физическими упражнениями при этом компенсируются благодаря повышению общей работоспособности, в том числе и умственной (о чем свидетельствует, кроме всего прочего, часто более высокая успеваемость студентов, регулярно занимающихся физическими упражнениями).

Возрастной период, совпадающий в большинстве случаев с периодом вузовского образования - 19-23 (25) лет, - как уже отмечалось, наиболее благоприятен для достижения высших результатов в основных видах спорта. С учетом этого, в спортивной работе вузов предусматривается углубленное совершенствование студентов по видам спорта, избираемым в соответствии с индивидуальными склонностями и способностями. Занятия студентов с ослабленным здоровьем имеют, прежде всего, оздоровительную направленность.

Реализуя меры по идейному воспитанию молодежи, вузы нашей страны совершенствуют обязательный и факультативный курсы физического воспитания студентов, расширяют возможности самостоятельного использования ими средств физической культуры и спорта, создают необходимые для этого материально-технические условия.

Общие задачи, которые решаются в процессе выполнения программы обязательного курса физического воспитания, рассчитанного на основной контингент студентов, состоят в следующем [10, c. 203]:

1. Содействовать укреплению и сохранению здоровья, нормальному физическому развитию и поддержанию высокой работоспособности.

. Обеспечить в период  завершения возрастного формирования  организма всестороннее развитие  физических качеств, необходимых  для полноценной физической подготовки к предстоящей жизненной практике, что должно выразиться, прежде всего, в выполнении нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.

. Закрепить и усовершенствовать  приобретенные ранее жизненно  важные двигательные умения и навыки; пополнить их новыми, умениями и навыками (в том числе прикладными, необходимыми в избранной профессии).

. Расширить и углубить  знания в области физической  культуры: научить в нужной мере  рационально использовать ее  средства в личном быту и в режиме трудовой деятельности; усовершенствовать (или привить) организаторские навыки и умения.

Реализация всех этих задач должна выразиться, прежде всего, в выполнении норм и требований высшей школы.

Указанные общие задачи конкретизируются в зависимости от уровня предварительной подготовленности, состояния здоровья, личных склонностей и способностей студентов, а также от особенностей предстоящей профессиональной деятельности.

Так, для студентов, желающих углубленно совершенствоваться в избранном виде спорта, общие задачи по курсу физического воспитания конкретизируются в аспекте задач спортивной подготовки. В работе с этим контингентом студентов особое внимание уделяется также подготовке общественных инструкторов и судей по спорту.

В вузах (на факультетах), готовящих специалистов, профессиональная деятельность которых требует специфической физической подготовленности (геологов, специалистов воздушного и водного транспорта, представителей некоторых актерских специальностей, военных профессий и т. д.), курс физического воспитания профилируется в плане профессионально-прикладной подготовки.

1.2 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

В организации физического воспитания студентов тесно сочетаются государственные и самодеятельные начала (рис. 1) [10, c. 204].

Общее руководство работой по физическому воспитанию в вузе осуществляется ректоратом. Непосредственно организует и проводит эту работу кафедра физического воспитания. Самодеятельной физкультурной работой руководит правление спортивного клуба вуза.

 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Организация физического воспитания студентов в вузе

 

Основная функция кафедры физического воспитания - проведение обязательных и факультативных занятий со студентами по учебной программе. Кафедра ведет также учебно-методическую и научно-исследовательскую работу, организует врачебный контроль и выполняет другие функции, связанные с обеспечением полноценной работы по физическому воспитанию студентов. Совместно со спортивным клубом она направляет самодеятельное спортивное и физкультурно-массовое движение студентов, готовит общественных инструкторов и судей по видам спорта, организует спортивные соревнования и другие мероприятия по физической культуре и спорту [1, c. 34].

На преподавателей кафедры физического воспитания помимо основной учебно-воспитательной работы со студентами могут быть возложены другие конкретные обязанности: руководство спортивной работой на факультете, подготовка общественных методистов по проведению гимнастики в режиме учебного дня, руководство секционными занятиями по отдельным видам спорта и т. п.

На основании данных врачебного осмотра, оценки состояния здоровья и физической подготовленности студенты распределяются для прохождения курса физического воспитания на три группы: специальную, подготовительную и основную. Соответственно создаются три отделения: специальное, подготовительное и спортивного совершенствования, занятия в которых имеют свою специфику как по содержанию, так и по методике (рис. 2) [10, c. 204].

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Основные формы физического воспитания студентов

 

Содержание обязательных занятий регламентируется типовой программой Министерства образования. Факультативные занятия планируются на всех курсах, кроме выпускного, из расчета 2-8 часов в неделю, в зависимости от уровня спортивного мастерства занимающихся. Для студентов, зачисленных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, планируется больше обязательных занятий в течение четырех лет.

Численный состав группы, с которой постоянно работает один преподаватель, зависит от особенностей контингента занимающихся. В группах специального отделения число студентов устанавливается кафедрой совместно с врачом. Спецгруппы комплектуются по полу, характеру заболевания и уровню функциональных возможностей студентов. Группы подготовительного отделения состоят из 12-15 человек, а группы отделения спортивного совершенствования - из 6-12 человек (новички и спортсмены III разряда - 10-12, спортсмены II разряда - 8-10, I разряда и выше - 6-8 человек) [10, c. 206].

В городах, имеющих значительное число вузов, созданы объединенные межвузовские спортивные отделения, в которых занимаются спортсмены высокой квалификации (начиная с I разряда). Для таких отделений обеспечиваются оптимальные условия спортивного совершенствования.

Как правило, занятия по обязательному курсу начинаются 1 сентября и продолжаются до 1 июля в течение 35 учебных недель, с перерывами на экзаменационные сессии, каникулы и производственную практику. Со студентами-спортсменами высокой квалификации тренировочные занятия обычно проводятся на протяжении всего учебного года (при некотором сокращении числа занятий в периоды сессий). Для всех остальных студентов во время сессий и каникул рекомендуются облегченные самостоятельные занятия и активный отдых по заданию преподавателя.

При организации занятий принимаются в расчет сезонно-климатические условия, материально-техническая база вуза (в частности, число спортивных сооружений, их пропускная способность), общий режим учебной работы и другие обстоятельства. Чтобы облегчить комплектование однородных по подготовленности учебных групп, занятия проводят одновременно со всеми студентами одного курса или академическими «потоками».

Основными документами планирования процесса физического воспитания в вузе являются: учебный план, программа, определяющая содержание теоретических и практических разделов работы, график занятий, отражающий порядок прохождения разделов программы во времени и сроки выполнения контрольных норм и требований, рабочие планы, раскрывающие методическую последовательность освоения учебного материала каждого раздела программы, и планы-конспекты отдельных занятий. Совместно со спортивным клубом кафедра физического воспитания разрабатывает положения о соревнованиях (для данного вуза) и календарный план соревнований. Кроме того, составляется общий план работы кафедры, в котором предусматривается весь комплекс мер, необходимых для всестороннего обеспечения процесса физического воспитания студентов [10, c. 206].

Результаты физического воспитания студентов оцениваются по показателям текущих контрольных упражнений, зачетных соревнований и данных врачебного контроля. Промежуточные зачетные нормативы разрабатываются кафедрой на основе программы для каждого из трех отделений. Выполнение их организуется в форме соревнований. По обязательной программе студенты сдают зачеты в течение первых 4 семестров. Поэтапный врачебный контроль, обязательный для всех студентов, проводится в начале каждого года (обычно в сентябре). Данные поэтапного и текущего врачебного контроля анализируются не только как показатели сдвигов в состоянии здоровья студентов, но и для оценки эффективности воздействия применяемых средств и методов физического воспитания, с учетом которой вносятся необходимые коррективы в содержание и методику занятий.

Информация о работе Физическое воспитание студенческой молодежи