Физическое воспитание студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим, целью данной курсовой работы является изучение физического воспитания студенческой молодежи.
Предметом исследования является физическое воспитание. Объектом исследования - студенты.
Основные задачи работы:
) изучение основ и задач физического воспитания;
) рассмотрение основных и дополнительных форм физического воспитания студентов;
) определение особенностей курса физического воспитания специального, подготовительного и спортивного отделений в вузах;
) изучение форм самодеятельного физкультурного движения в вузах;

Содержание

Введение
.Задачи и основы физического воспитания студентов
.1 Задачи физического воспитания
.2 Основы организации физического воспитания
.Программное содержание и построение курса физического воспитания в вузах
.1 Разделы, нормы и требования программы
.2 Особенности курса в специальном, подготовительном и спортивном отделениях
.2.1 Специальное отделение
.2.2 Подготовительное отделение
.2.3 Отделение спортивного совершенствования
.3 Дополнительные занятия
.Формы самодеятельного физкультурного движения в вузе
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Для самостоятельных занятий студентов кафедра предусматривает время в режиме рабочего дня, предоставляет гимнастические залы и другие сооружения, проводит методические консультации. Самостоятельные занятия в сочетании с основными занятиями гарантируют оптимальную непрерывность процесса физического воспитания, позволяют увеличить общий бюджет времени, используемого для направленного физического совершенствования, и в результате способствует значительному повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности вуза в сфере физической культуры и спорта.

Занятия, проводимые под непосредственным руководством преподавателя, организуются, как правило, перед сдачей контрольных или зачетных нормативов по отдельным разделам программы. К этим занятиям привлекаются студенты, отстающие в успеваемости (из-за недостаточной предварительной физической подготовленности или по другим причинам). В зависимости от количества таких студентов и степени отставания дополнительные занятия проводятся с группой студентов или индивидуально [10, c. 215].

Гимнастика как элемент рациональной организации режима учебного дня в вузе представлена главным образом в форме физкультурных пауз, которые вводятся обычно после первых 4 часов аудиторной работы. Продолжительность физкультпаузы 8-10 минут. Комплексы физических упражнений составляются в соответствии с правилами производственной гимнастики для работников умственного труда. Через каждые 2-3 недели эти комплексы обновляются. Физкультпауза проводится одновременно для всего академического потока или по группам, в аудиториях либо, если позволяют условия, на открытых площадках (на переменах) под непосредственным руководством общественных методистов (обычно из числа студентов), которых готовит, инструктирует и направляет ответственный преподаватель кафедры физического воспитания [10, c. 215].

Занятия по курсу физического воспитания в период учебной практики чаще всего организуют в условиях выездной «полевой» практики студентов тех вузов, в которых она предусматривается по учебному плану (геологические, географические, геодезические, биолого-почвенные и т.п. институты и факультеты). Содержание этих занятий определяется в основном специальной программой профессионально-прикладной физической подготовки. В период учебной практики организуются также занятия по подготовке и сдаче нормативов Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь, проводятся матчевые встречи и другие соревнования по отдельным видам спорта, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия. Одновременно большое внимание уделяется правильной организации всего режима жизни студентов: рациональному порядку сочетания учебного труда и отдыха, выполнению утренней гимнастики, закаливанию и т.д.[10, c. 216].

3. ФОРМЫ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО  ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВУЗЕ

физический воспитание спортивный студенческий

Самостоятельную спортивную и физкультурно-оздоровительную работу в вузе организует непосредственно спортивный клуб, объединяющий студентов, аспирантов, преподавателей и других сотрудников вуза как первичная организация. Опираясь на широкий общественный актив, совместно с кафедрой физического воспитания, профсоюзной организацией спортивный клуб ведет агитационно-пропагандистскую работу в области физической культуры и спорта, создает спортивные секции общей физической подготовки, организационно обеспечивает их работу, проводит физкультурно-массовые мероприятия. К числу основных функций вузовского спортивного клуба относится внедрение физической культуры в быт студенчества, организация работы зимних и летних оздоровительно-спортивных лагерей, активное участие в подготовке сборных команд вуза по различным видам спорта, подготовка общественных физкультурных кадров [16, c. 84].

Первостепенное значение в активизации спортивной жизни вуза имеет система внутривузовских соревнований, которая включает комплекс состязаний по различным видам спорта, проводимых в течение всего учебного года с участием команд факультетов и курсов. Многоэтапность выступлений и комплексный зачет способствует поддержанию в коллективе вуза постоянного интереса к спартакиаде. При хорошей организации она является действенным фактором приобщения студенчества к систематическим занятиям спортом.

Занятия в спортивных секциях, секциях общей физической подготовки и «группах здоровья» в вузе самым тесным образом связаны с обязательными и факультативными занятиями. Работа самодеятельных секций и групп в период прохождения студентами обязательного курса физического воспитания дополняет его, а затем служит его естественным продолжением.

Все больше приверженцев в вузе находят различные формы физкультурно-восстановительной рекреации - активный туризм, выезды за город и т.п. Это один из важных участков работы спортивного клуба и других общественных организаций.

Столь же важной является физкультурно-оздоровительная работа в студенческих общежитиях, которая проводится в единстве со всей культурно-воспитательной работой. В режим студенческого быта включается утренняя зарядка, физкультурно-спортивные развлечения в часы отдыха (в том числе кратковременные состязания между командами жилых корпусов, этажей и т.п.), прогулки, самостоятельные занятия бегом и другие упражнения. Расширению форм физкультурно-оздоровительной работы во многом способствует строительство при студенческих общежитиях спортивных залов, бассейнов и плоскостных спортивных сооружений; предоставление студентам спортивного инвентаря; оборудование стендов с наглядными пособиями и т.д. Первостепенное значение, однако, имеет систематическая организаторская работа студенческого спортивного актива.

Некоторые вузы страны имеют свои оздоровительно-спортивные лагеря. Условия таких лагерей особенно благоприятны для организации студенческого отдыха, закаливания и физической подготовки. Лагерная жизнь, основанная в большей мере на коллективном управлении и самообслуживании, является отличной школой воспитания коллективизма, чувства ответственности за дела (в том числе спортивные) всего студенческого сотоварищества.

Для студенческих лагерей установлен строго соответствующий требованиям гигиены и принципам физического воспитания распорядок дня, в котором предусматривается: обязательная утренняя зарядка; организованные занятия по обучению плаванию; специальные занятия со студентами, имеющими ослабленное здоровье; закаливающие процедуры (солнцем, водой и воздухом); спортивно-тренировочные занятия (по выбору); внутрилагерные спортивные соревнования по различным видам спорта, многоборью комплекса нормативов и межлагерные спортивные встречи; традиционные массовые пробеги, пешие, водные, велосипедные, смешанные туристские походы, физкультурно-оздоровительные развлечения, а также участие в трудовых процессах, как правило, связанных с физическими усилиями. Этот общий режим в тех или иных частях может видоизменяться в зависимости от особенностей контингента студентов. Для квалифицированных спортсменов, готовящихся к ответственным соревнованиям, режим лагерной жизни строится применительно к режиму тренировки.

4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СПОРТИВНОЕ  СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

В 1923 году спортивный отдел Международной конфедерации студентов организовал в Париже Международный спортивный конгресс университетов. С 1924 года стали проводиться чемпионаты мира среди студентов по отдельным видам спорта. Они регулярно проходили до начала второй мировой войны. С 1947 года проведение Всемирных студенческих игр возобновляется под эгидой Международного союза студентов (МСС). В период с 1949 по 1959, после создания Международной федерации университетского спорта (ФИСУ) начался раскол в международном спортивном движении студентов. МСС проводил зимние и летние студенческие игры, а ФИСУ(1949) в противовес этому устраивали студенческие Недели спорта. После 1959 года страны-члены МСС вошли в состав ФИСУ. С этого момента игры начали проводить под названием Универсиад. Спортивные соревнования, связанные с Всемирными фестивалями молодежи и студентов, отделены от Универсиад и называются Международными Дружескими Спортивными Играми молодежи [12, c. 1287].

Всемирные студенческие игры (Универсиады) - комплексные всемирные, национальные, региональные спортивные соревнования, как зимние, так и летние. Проводятся один раз в 2 года под эгидой Международной федерации студенческого спорта (ФИСУ). Инициатором организации Всемирных студенческих спортивных игр выступил в 20-х годах французский инженер-химик, энтузиаст спорта Ж. Петижан. Первые студенческие игры были учреждены Международной конференцией студентов и стартовали в 1923 году в Страсбурге. Официально были признаны в 1924 году в Варшаве. До второй мировой войны они не носили массового характера. В 1947 году был создан Международный союз студентов (МСС) и его спортивный отдел, который затем стал называться спортивным советом. В 1949 году создана Международная федерация Университетского спорта (ФИСУ). Она занимается пропагандой студенческого спорта, организацией спортивных соревнований. В 1959 году прошли Игры в Турине (Италия) и они стали называться «Универсиадами». Правда, собирали они лишь представителей нескольких западных стран. И только с созданием FISU стали действительно массовыми [19, c. 200]. Первые награды в Италии оспаривали 1400 спортсменов из 43 стран мира, а в 2003 году в южнокорейском Дэгу выступало уже более 7000 атлетов из 171 страны.

Ежегодно поочередно проводятся летние и зимние Универсиады. С 1960 года летние игры поводятся в нечетные годы, а зимние - в четные. Девиз Универсиад: «Наука - Спорт - Дружба - Мир». Их программа включает легкую атлетику, гимнастику, плавание, волейбол, баскетбол, поло, теннис, прыжки в воду и фехтование. В четные годы - зимние (лыжный спорт, фигурное катание на коньках и хоккей с шайбой). Призеры универсиад награждаются золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. В соревнованиях участвуют студенты, аспиранты и выпускники (двух предшествовавших универсиаде выпусков). Возраст участников - от 17 до 28 лет.

Отечественные студенты выступают на универсиадах с 1957 года. На летних соревнованиях в Париже (1957), Софии (1961), Порту-Алегри (Бразилия, 1963) они завоевали наибольшее число медалей. В августе 1973 года очередная летняя Универсиада прошла в Москве. Чемпионами универсиад были мировые рекордсмены В. Брумель, И. Тер-Ованесян, И. Пресс, Т. Пресс, С. Бабанина, С. Белиц-Гейман и другие.

ФИСУ ставит основной целью - содействовать развитию студенческого спорта, физическому и нравственному воспитанию студентов и их сотрудничеству в интересах единства международного студенческого спорта.Всемирная летняя Универсиада прошла в Пекине. В итоговой таблице Беларусь стала десятой по количеству завоеванных там наград. Это неплохо уже потому, что белорусы участвовали лишь в семи из двенадцати видов состязаний.

В этом форуме участвовали 9 тысяч спортсменов из 170 стран. Наиболее удачно выступили китайцы - у них 103 медали, в том числе 54 золотые. Белорусы взяли 17 медалей в легкой атлетике, метании диска, настольном теннисе. Беларусь была еще слабо представлена в игровых видах, таких как баскетбол, волейбол, футбол, водное поло. Теннисистки Виктория и Вероника Павлович завоевали «бронзу».

Наша делегация на ХХII Универсиаде (Южная Корея, г. Дегу) состояла из чуть более 70 человек и завоевала девять наград. Главными героями ее стали легкоатлеты Иван Тихон и Андрей Михневич. Кроме того, на высшую ступеньку поднялся гимнаст Алексей Игнатович, лучше всех исполнивший комбинацию на коне. Прекрасным выступлением в Дэгу порадовали также продемонстрировавшая «серебряные» секунды в беге на 100 м с барьерами Евгения Лихута и пославшая ядро на «бронзовую» отметку Елена Иваненко, удивившие отточенным мастерством таэквондисты Алеся Чернявская, Мария Журавская и Игорь Леонович.

XXII Всемирная зимняя универсиада  состоялась в австрийском Инсбруке с 12 по 22 января 2005 года. В этом втором после Олимпиады по значению спортивном соревновании приняли участие рекордное число спортсменов-студентов - 1500 из 53 стран мира. В прошлой Зимней универсиаде, которая проходила в 2003 году в итальянском Тарвисе, участвовало 1266 спортсменов из 44 государств. По числу участников первые три места поделили Россия, Китай и Япония, каждую из этих стран в Инсбруке представляли по 150 спортсменов. На Универсиаду в Австрию приехали и спортсмены из Бразилии, Мексики, Аргентины и Ливана, для которых зимние виды спорта являются «экзотикой». Команда хозяев Универсиады - австрийцев - была представлена 133 спортсменами.

Универсиада проходила в Инсбруке и втором небольшом тирольском городке Зеефельде под девизом «Замерзшее небо». На Зимней универсиаде 2005 года спортсмены соревновались по 10 видам спорта. Бюджет этой Универсиады составил 8,5 миллиона евро.

В программу Всемирной Универсиады были включены все виды, которые используются в современном биатлоне - это индивидуальная гонка, спринт, пурсьют, масс старт, эстафета. Всего на Универсиаде в Австрии по биатлону приняли участие 55 спортсменов, из 15 стран. Белорусскими спортсменами по биатлону было завоевано медалей: 3 серебряные (Александр Сыман - индивидуальная гонка 20 км, мужчины; Людмила Ананько - гонка с массовым стартом 12,5 км, женщины; Дарья Домрачева, Ксения Зикункова, Людмила Ананько - эстафета 3х6 км, женщины), 2 бронзовые (Александр Сыман - спринт 10 км, мужчины; Ксения Зикункова - гонка с массовым стартом 12,5 км, женщины).

В период с 11 по 21 августа 2005 года в г. Измир (Турция) состоялась XXIII летняя Всемирная Универсиада, в которой приняли участие спортсмены 132 стран. Самая многочисленная делегация - у хозяев состязаний - турков. На втором месте по численности - сборная России, в которую вошли более 400 спортсменов. Общая численность делегации Республики Беларусь, которую возглавил заместитель министра образования Татьяна Ковалева, превысила 150 человек.

Сборная команда студентов Республики Беларусь была представлена 92 спортсменами в 12 видах спорта. Спортсменами завоеваны 3 золотые, 6 серебряных и 6 бронзовых медалей. Наибольший вклад в результаты белорусской команды внесли спортсмены учреждений образования «Белорусский государственный университет физической культуры» и «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники».

Отличились представительницы волной борьбы. Участница Олимпийских игр 2004 г. в Афинах Ольга Хилько стала обладательницей серебряной награды в весовой категории до 63 кг. На третью ступеньку пьедестала почета поднялась Елена Карейша, выступавшая в весе до 51 кг. Из других спортсменок следует отметить пятое место Василисы Марзалюк и седьмые - Ирины Цыркевич и Марии Маркевич. Серебряную награду Универсиады завоевал гимнаст Алексей Игнатович. Этого успеха он добился в упражнении на коне, получив оценку 9, 537 балла. Денис Савенков был пятым на перекладине и восьмым - на брусьях. Бронзовые награды завоевали пловчиха Светлана Хохлова и борец вольного стиля Сергей Перников. Белорусский метатель молота Вадим Девятовский завоевал золотую награду, а также бронзовую медаль - гимнастка Инна Жукова. Сборная белорусских таэквондистов взяли серебро и бронзу: Алеся Чернявская в весовой категории до 72 кг и Игорь Росахацкий в весовой категории до 84 кг.

В командном зачете белорусы заняли итоговое 15-ое место из почти двухсот команд, участвовавших во всемирной Универсиаде.

Информация о работе Физическое воспитание студенческой молодежи