Форма государства России в начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:25, реферат

Краткое описание

В первые годы ХХ в. в России продолжался быстрый подъем базовых отраслей тяжелой промышленности — угольной, нефтяной, металлургической, машиностроительной. Высокая доходность новых производств, дешевизна рабочей силы привлекали в страну иностранный капитал (из Бельгии, Франции,
Германии, Англии и других стран). Он широким потоком устремился в ряд передовых отраслей промышленности, а также в сферу банковского капитала.
Банки все активнее вкладывали свои средства в производство, способствуя развитию новых форм организации хозяйства — монополий (трестов, синдикатов). При поддержке науки ускорялось техническое перевооружение промышленности и других отраслей народного хозяйства. Механизация затронула и быт (швейные машинки Зингера).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Форма государства России в начале 20 века ……………………………………...…5
Органы центральной власти ……………………………………………………….....7
Органы местной власти в данный период времени…………………………..…….10
Основные реформы в области гос. управления………………………………….…12
Экономика…………………………………………………………………………… 14
5.1.Сельское хозяйство…………………………………………………………………...14
5.2.Промышленность……………………………………………………………………..15
6. Внешняя политика: достижения и потери……………………………………………16
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реф.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

 «РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал  РГГУ в г. Санкт-Петербурге

 
 
 

 

 

__________________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

_________________________________________________________________________

(тема)

РЕФЕРАТ__________________________________________________________________________

(по дисциплине)

студента_____ курса группы ________

 

 

Научный руководитель

_____________________

(ученая степень, ученое  звание)

_____________________

( ФИО преподавателя)

   

Дата регистрации:

 

____________________

 

 

 

Санкт-Петербург 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

  1. Форма государства России в начале 20 века ……………………………………...…5
  2. Органы центральной власти ……………………………………………………….....7
  3. Органы местной власти в данный период времени…………………………..…….10
  4. Основные реформы в области гос. управления………………………………….…12
  5. Экономика…………………………………………………………………………… 14

5.1.Сельское хозяйство…………………………………………………………………...14

5.2.Промышленность……………………………………………………………………..15

6. Внешняя политика: достижения  и потери……………………………………………16

Список использованной литературы……………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

   В первые годы ХХ в. в России продолжался быстрый подъем базовых отраслей тяжелой промышленности — угольной, нефтяной, металлургической, машиностроительной. Высокая доходность новых производств, дешевизна рабочей силы привлекали в страну иностранный капитал (из Бельгии, Франции,

 Германии, Англии и  других стран). Он широким потоком  устремился в ряд передовых  отраслей промышленности, а также  в сферу банковского капитала.

 Банки все активнее  вкладывали свои средства в  производство, способствуя развитию новых форм организации хозяйства — монополий (трестов, синдикатов). При поддержке науки ускорялось техническое перевооружение промышленности и других отраслей народного хозяйства. Механизация затронула и быт (швейные машинки Зингера).

 В экономике страны усиливалась тенденция к концентрации и специализации.

 Создавались новые крупные  промышленные центры в районах  Донбасса, Баку,

 Северного Кавказа, на территории  Польши. Складывались зоны производства  экспортной продукции (Прибалтика, Причерноморье, Сибирь).

 Высокая активность отечественного  и иностранного частного капитала  сочеталась с сохранением значительной  роли государства в развитии  экономики. Принимая меры по  защите отечественных товаропроизводителей

(таможенные тарифы), делая крупные бюджетные вливания в ведущие отрасли — металлургию, машиностроение, железнодорожное строительство, государство одновременно укрепляло казенный сектор (железные дороги, оружейные и судостроительные заводы). Таким образом, в хозяйстве страны наряду с отживающими социально-экономическими укладами (первобытнообщинным, феодальным) быстро укреплялся предпринимательско-буржуазный, представленный различными свободно конкурирующими формами собственности (частной, групповой-акционерной, кооперативной, государственной).

 Менялся облик Санкт-Петербурга. На окраинах столицы возникали  крупные предприятия судостроения  и машиностроения. Город играл  все более активную роль во  внешней торговле, в сфере финансового  капитала. Множились банки, страховые  компании.

 Москва также укрепляла свои позиции крупнейшего торгового и промышленного центра. Наряду с традиционными отраслями (текстильной, пищевой) бурно развивалось машиностроение, химия, металлообработка, полиграфия. Изменился и внешний вид города. Развернулось бурное строительство крупных магазинов, ресторанов, страховых обществ, банков, особняков разбогатевших предпринимателей, доходных домов. Строились первые «высотки» — дома в 6—10 этажей. Создавалась широкая водопроводная и канализационная сеть, для освещения улиц стали использовать электричество.

 В условиях появления новых  тенденций в экономике возрастала  потребность в самоорганизации  всех классов и социальных  слоев, их политической консолидации. Начало ХХ в. в России отмечено  зарождением политических партий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Форма государства России в начале 20 века

 

Формой правления в  России на протяжении всей ее истории, вплоть до 1917 г. была монархия. Без монархии страна живет чуть менее ста лет, что по историческим меркам является мизерным сроком. Монархическая форма правления в России на всем протяжении ее развития неоднократно видоизменялась, в том числе и в плане расширения или сужения полномочий монарха, участия или неучастия в осуществлении государственной власти представительных учреждений и т.д. Наиболее значительные изменения в монархической форме правления произошли в ходе конституционной реформы 1905-1906 гг., главным и общим результатом которого стало ограничение власти монарха представительными учреждениями - Государственным Советом и Государственной Думой.

Монархическая форма  правления и имевшее место  в ее рамках в начале XX в. ограничение  власти монарха не являлись явлениями, присущими только России. Исследователь  русской монархии И.Л. Солоневич  писал: «История человечества есть по преимуществу монархическая история. Республиканские Рим и Афины были только исключениями из общего правила. Великие государственные образования в Азии и Африки строились на монархическом принципе. В Европе - почти исключительно на монархическом. Республиканская Северная Америка является лишь одним из нынешних исключений, исторической роли которого мы еще оценить не можем: невероятно счастливые геополитические условия позволяют САСШ (Североамериканским Соединенным Штатам - Авт.) роскошь такого политического хаоса, которого не может себе позволить ни одна страна в мире» .

Ограничение власти монарха  в России, произошедшее в ходе конституционной  реформы 1905-1906 гг., вполне укладывалось в соответствующую мировую тенденцию. В течение XIX в. практически во всех европейских странах, а также в Турции, Японии и других странах мира были приняты конституционные акты, устанавливающие ограниченную монархию. Ограничение власти монарха во всех этих странах было взаимосвязано с общим экономическим подъемом и социально-политическим прогрессом во всех сферах жизни.

Между тем конституционная  реформа 1905-1906 г. в России и ее результаты в историко-правовой науке, как правило, рассматриваются вне связи с  мировой тенденцией ограничения  власти монарха, что приводит иногда к

взаимоисключающим выводам о сущности российской монархии того времени: от утверждений о том, что монархия как была, так и осталась неограниченной - до констатации того факта, что в России была установлена конституционная монархия.

Исследование эволюции монархической формы правления в России в начале XX в. в свете мировой тенденции ограничения власти монарха позволит более четко определить сущность сложившейся после 1906 г. монархической формы правления, выявить общие и отличительные черты российской монархии и других монархий, существовавших в начале XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Органы центральной власти

 

 

К началу XX в. в Российской империи сохранялась система  государственного управления, одним  из характерных признаков которой  была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету, созданному еще в 1810 г. по инициативе Сперанского. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Предварительное обсуждение законопроектов, вносившихся по воле царя, происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Затем рассмотренные законопроекты поступали на общее собрание Государственного совета. Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решения по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.

К высшим государственным учреждениям относились также Сенат и Синод. Сенат окончательно потерял свое значение высшего органа государственного управления и превратился в орган надзора за законностью действий правительственных лиц и учреждений и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам (важнейшие - внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного  просвещения). До 17 октября 1905 г. в России не объединенного правительства, хотя формально существовали Комитет министров (с 1802 г.) и Совет министров (учрежденный и 1857 г.) Если Комитет министров, призванный заниматься совместным обсуждением дел, которые требовали согласования между несколькими ведомствами, иногда собирался, то Совет министров с 1882 по 1905 г. вовсе бездействовал.

В России не существовало должности премьер-министра. Каждый министр докладывал о делах непосредственно  императору. Ему также напрямую подчинялись  генерал-губернаторы и градоначальники  Москвы и Петербурга. Вся эта структура строго соответствовала идеалам самодержавной монархии, но с усложнением задач государственного управления в начале XX столетия стала все давать сбои.

Исполнение воли монарха  должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 3000 человек населения. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. В образованных слоях общества чиновник являлся объектом насмешек и издевок. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях.

Судебное устройство в целом основывалось на судебной реформе 60-х гг. XIX в. В стране функционировал суд присяжных. Для судебных процессов  были характерны гласность и состязательность сторон. Однако не было отменено принятое вскоре после убийства террористами императора Александра II «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи всостояние усиленной охраны», по которому виновность того или иного лица, подозреваемого в политических преступлениях, определялась не судом, а субъективным мнением чиновников.

Охраной государственной  безопасности занимался Департамент  полиции.

Традиционно важным государственным институтом в России являлась армия. К началу XX века, численность армии превысила 900 тыс. человек. В стране действовала всеобщая воинская повинность, хотя наряду с ней существовала развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространяла единственных сыновей, старших братьев-кормильцев, учителей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский корпус был высокопрофессионален.

В организации жизни  страны значительную роль играло местное  самоуправление. Законодательно оно было закреплено в 60-е гг. XIX в. в форме земств. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожан («городские обыватели»). В сферу их компетенции входили здравоохранение, дорожное строительство, статистика, агрономия, народное образование и страховое дело. К началу века в земствах происходит усиление дворянства. Над земствами усиливалась бюрократическая опека. Аналогом земств в городах было городское самоуправление, для участия в котором существовал обязательный имущественный ценз. В сельской местности многое определялось «миром», т. е. сельскими сходами, решавшими местные вопросы. «Мир» был следствием существования крестьянской общины.

Система законов, действовавшая  в стране, была хорошо отрегулирована, затрагивала массу экономических, социальных и культурных проблем. Квалификация правоведов России оценивалась в мире очень высоко. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношения работодателей и наемных работников, купля-продажа земли.

Информация о работе Форма государства России в начале 20 века