Форма государства России в начале 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:25, реферат

Краткое описание

В первые годы ХХ в. в России продолжался быстрый подъем базовых отраслей тяжелой промышленности — угольной, нефтяной, металлургической, машиностроительной. Высокая доходность новых производств, дешевизна рабочей силы привлекали в страну иностранный капитал (из Бельгии, Франции,
Германии, Англии и других стран). Он широким потоком устремился в ряд передовых отраслей промышленности, а также в сферу банковского капитала.
Банки все активнее вкладывали свои средства в производство, способствуя развитию новых форм организации хозяйства — монополий (трестов, синдикатов). При поддержке науки ускорялось техническое перевооружение промышленности и других отраслей народного хозяйства. Механизация затронула и быт (швейные машинки Зингера).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Форма государства России в начале 20 века ……………………………………...…5
Органы центральной власти ……………………………………………………….....7
Органы местной власти в данный период времени…………………………..…….10
Основные реформы в области гос. управления………………………………….…12
Экономика…………………………………………………………………………… 14
5.1.Сельское хозяйство…………………………………………………………………...14
5.2.Промышленность……………………………………………………………………..15
6. Внешняя политика: достижения и потери……………………………………………16
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реф.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась.

Так, 26 февраля 1903 г. в  императорском Манифесте говорилось об убежденности «хранить вековые устои российской державы», подавлять «смуту». Также провозглашалось намерение расширять свободу вероисповедания и идти по пути ослабления «сословной неравноправности» крестьян, т. е. большинства населения страны. Таким образом, казалось, что спокойное развитие страны на основе привычного уклада жизни будет продолжаться бесконечно. Подобные ощущения наиболее полно выразил еще в 1897 г, государственный секретарь, впоследствии министр внутренних дел В. К. Плеве: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный строй», «имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий». Исполнительные структуры не были готовы к глубоким рыночным преобразованиям, на пороге которых стояла Россия.

 

 

3.Органы местной власти

 

Главой местной администрации  продолжал оставаться губернатор, за которым сохранялась основная власть в губернии. В конце XIX – начале XX века права губернатора чрезвычайно  расширяются (в связи с Первой русской революцией и мировой  войной).

Но основные изменения местного управления связаны с реформами, проведенными императором Александром II. Они преследовали цель развить начала местного самоуправления в России.

Земская реформа 1864 года

1864 год – принято Положение  о губернских и уездных земских  учреждениях.

Земства – выборные всесословные органы местного самоуправления, действующие  на уровне уезда и губернии.

Избирательная система комбинировала  сословное начало с имущественным  цензом.

Курия – группа населения, разделенная  по сословному принципу для участия в выборах гласных.

Гласные – депутаты.

Выборы проводились соответственно на трех избирательных съездах. Именно из выбранных на них гласных и  состояло уездное земское собрание. Но в избирательных съездах не принимали участие лица, моложе 25 лет, лица, находящиеся под уголовным следствием и судом, иностранцы, не присягнувшие на подданство России, а также некоторые категории должностных лиц.

Губернское земское собрание состояло из гласных, избираемых уездными земскими собраниями из своего состава.

Компетенция земских органов:местное хозяйство, народное просвещение, статистика.

Недостатки земской реформы:

- незавершенность структуры земских  органов (отсутствие нижнего,  волостного и высшего – российского  центрального звеньев);

- зависимость от государственной власти;

- отсутствие принудительной  власти (полиция земствам не подчинялась);

- искусственное создание  численного преимущества для  поместного дворянства.

Городовая (городская) реформа 1870 года

1870 год – принято  Городовое положение.

Неплательщики городских налогов не пользовались правом участия в выборах в органы городского самоуправления (городские думы).

Компетенция органов  городского самоуправления:благоустройство, попечение о местной торговле и промышленности, здравоохранение, народное образование.

После Февраля 1917 года Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, земских начальников. Вместо них  функции управления стали выполнять  губернские, городские и уездные  комиссары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Основные реформы в области гос. управления

 

 

У программы Столыпина  была и другая сторона. Выступая  еще  в  качестве

министра внутренних дел в I Думе,  он  говорил:  для  того,  чтобы  провести

реформы, необходимо  навести  в  стране  порядок.  Порядок  же  создается  в

государстве только тогда, когда власть проявляет свою волю, когда она  умеет

действовать и распоряжаться.

Столыпин был совершенно убежден в необходимости сохранения и укрепления

царской власти как  главного  инструмента  преобразований.  Именно  поэтому,

когда ему не удалось  склонить к  компромиссу  либеральную  оппозицию,  он  и

приходит к мысли  о роспуске Думы.

    Но и после  подавления открытых мятежей  в армии и на флоте обстановка  в

стране была далека  от  успокоения.  2  августа  в  Варшаве,  Лодзи,  Плоцке

происходили кровавые столкновения толп с войсками  и  полицией  при  большом

числе жертв  с  обеих  сторон.  В  сельских  местностях  Урала,  Прибалтики,

Польши, Кавказа шла  настоящая партизанская война.

    Вооруженные  революционеры захватывали типографии,  печатали  призывы  квсеобщему восстанию  и  расправе  с  представителями  власти,  провозглашали

местные областные республики  во  главе  с  Советами.  Максимального  уровня

достиг революционный  террор -  политические  убийства  и  экспроприации,  то

есть грабежи с политическими  целями.

    Постепенно  террор и эксы вырождались.  Людей  убивали  «за  должность»,

убивали тех, до кого было легче добраться. Часто стремились  убить  наиболее

достойных должностных  лиц, которые имели авторитет  среди  населения  и  тем

самым  могли  поднять  авторитет  власти.  Объектами  нападений  становились

мелкие лавки, рабочие  после зарплаты. Все чаще часть  денег  стали  оставлять

себе «на хозяйство» сами  участники  нападений.  Грабежи  оказались  слишком

большим соблазном.  К  «экспроприаторам»  примешивались  и  чисто  уголовные

элементы, стремившиеся «половить рыбку в мутной воде».

    Столыпин  действовал  решительно.  Крестьянские  бунты   подавлялись   с

помощью специальных  карательных отрядов. Изымалось оружие. Места  бастующих занимались добровольцами из монархических  организаций  под  охраной  войск.

Был  приостановлен  выпуск  десятков  оппозиционных  изданий.  Однако  новый премьер  понимал,  что  для  прочного  успокоения   этого   недостаточно   и

откладывать до будущей  стабилизации  начало  реформ  нельзя.  Напротив,  для

окончательной победы над  революцией надо как  можно  скорее  показать  всем,

что реформы начались.

    Столыпин  продолжил   попытки  привлечь  в  правительство   общественных

деятелей из либерального лагеря. Уже 15 июля он вновь встречался с  Шиповым.

Вместе с Шиповым  был  приглашен  его  товарищ  по  руководству  «Общеземской организацией» князь Г.Е. Львов.

    Столыпин кратко  ознакомил Шипова и Львова  со своей  программой  реформ.

Но соглашение опять  не  состоялось.  Общественные  деятели  вновь  поставили

известные условия либеральной  оппозиции: немедленная  амнистия,  прекращение

действия  исключительных  законов,  приостановка  казней.  Кроме  того,  они

решительно  возражали  против  намерения  Столыпина  начать  ряд  реформ   в

чрезвычайном порядке, не  дожидаясь  созыва  новой  Думы,  усмотрев  в  этом

желание умалить значение парламента и  набрать  себе,  а  заодно  и  царской

власти вообще дополнительные политические очки. Столыпин же  доказывал,        обстановка требует безотлагательных действий, что в конце концов  не  важно,

кто начнет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Экономика

5.1.Сельское хозяйство

В. И. Ленин объяснял отставание России гнетом монополий, рутинностью  сельского хозяйства, полукрепостническими методами его ведения. Не случайно, например, что по сбору пшеницы с одной десятины земли Россия стояла на 16-м, одном из последних мест в Европе. Как и в пореформенный период Россия оставалась преимущественно аграрной страной. На долю сельскохозяйственного производства приходилось 2/3 стоимости валовой продукции страны.

Самая лучшая, плодородная  земля принадлежала помещикам: 70 млн. десятин на 30 тыс. помещичьих семей, т. е. в среднем на каждое помещичье  имение приходилось около 2333 десятин. В то же время 50 млн. крестьян (примерно 10,5 млн. дворов) имели 75 млн. десятин земли, т. е. около 7 десятин на одно крестьянское хозяйство (см.: Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 17. С. 68). Недостаток земли вынуждал крестьян арендовать ее у помещиков на кабальных условиях — в основном за отработки. Сохранение помещичьего землевладения, полукрепостнические методы эксплуатации, темнота, забитость, бесправие крестьян — все это тормозило развитие капитализма в деревне. Урожайность зерновых росла очень медленно, отставая от среднеевропейских показателей в 3—5 раз. Сбор пшеницы, например, в крестьянских хозяйствах в среднем составлял 6—8 ц с одной десятины. Несмотря на некоторое увеличение валового сбора зерна, хлеба постоянно не хватало, даже в урожайные годы. Массовые голодовки миллионов крестьян, продававших хлеб, чтобы заплатить налоги, арендную плату и другие платежи, были постоянным явлением. Тяжелое положение крестьян объяснялось не только общим безземельем, но и истощением почвы и измельчанием крестьянского надела, доходность которого не покрывала даже нужд крестьянской семьи. В начале XX в. процесс раскрестьянивания и пауперизации крестьян значительно усилился. Таким образом, развитие капитализма в сельском хозяйстве в начале XX в. было мучительным для огромной массы крестьянского населения. Сохранение дворянского землевладения, кабальных отработок, политического и сословного бесправия крестьян тормозило развитие производительных сил и во многом определяло своеобразие империализма в России и ее отставание от других капиталистических стран.

5.2.Промышленность

        В начале XXв. бурно развивались городская промышленность и железнодорожный транспорт.

1) В экономике страны  сложился свободный рынок капиталов,  товаров, услуг и рабочей силы.

2) Высокие таможенные  пошлины надежно защищали российских  предпринимателей от конкуренции  товаров из более развитых  стран. 

3) Рубль стал одной  из самых надежных мировых  валют. В российскую экономику  охотно вкладывали капиталы иностранные  банки; в нашей стране строили свои предприятия западные предприниматели.

4) Частная собственность  считалась неприкосновенной и  защищалась государством.

5) Постепенно рос слой  потомственных профессиональных  рабочих, окончательно связавших  свое существование с индустриальным трудом, с городом. Хотя большинство рабочих — вчерашние крестьяне — только недавно порвали связи с деревней; многие из них надеялись, заработав в городе денег, вернуться к крестьянской жизни. Надежно обеспечить себе пропитание и удовлетворение важнейших потребностей к началу века сумели только сравнительно немногочисленные квалифицированные рабочие. Большинство же городского пролетариата зарабатывало на жизнь на пределе своих возможностей.

6) Рос, богател и  укреплял свое влияние предпринимательский  класс. Всё большая часть национального богатства, экономическая сила, хозяйственная власть постепенно сосредотачивались в руках предпринимательского класса. Но политическая власть, все нити управления внутренними и внешними делами России находились в руках отживавшего класса крупных землевладельцев-помещиков.

 

 

6. Внешняя политика: достижения  и потери

 

С назначением в 1906 году на пост министра иностранных дел  А. П. Извольского приоритетными  для внешней политики России становятся отношения с европейскими странами. Извольский провозглашал концепцию «равновесия». Проводить курс «равноудаленное от Лондона и Берлина становилось все сложнее.

Экономическая экспансия  Германии на Ближнем и Среднем  Востоке затрагивала интересы, как  России, так и Англии. В 1907 году Россия и Англия подписали соглашение о решении спорных вопросов в Иране, Афганистане и Тибете.

В 1908 году с обострением  балканского вопроса усилилось  напряжение в отношениях между Россией  и Австро-Венгрией. В национально-освободительной  борьбе славянских и православных народов против турецкого и австрийского владычества Россия выступила их ее естественным союзником. Агрессивные устремления австрийцев против Сербии, Боснии и Герцеговины базировались на их уверенности в поддержке со стороны Германии. Аннексия Австрией Боснии и Герцеговины резко ухудшила отношения России с австро-германским блоком. Политика «равновесия», отстаиваемая И.П. Извольским, потерпела крах - логикой событий Росси оказалась «привязанной» к Антанте – Англии и Франции.

Информация о работе Форма государства России в начале 20 века