Анализ пенсионного страхования на примере ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Пенсионное страхование является основным элементом пенсионной системы, которая представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества. Она финансирует содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости и инвалидности, и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение. Четко функционирующая система обязательного пенсионного страхования является залогом социальной стабильности и согласия в обществе.

Содержание

Введение____________________________________________
Понятие пенсионного страхования в Российской Федерации__________________________________________
Сущность пенсионного страхования в Российской Федерации__________________________________________
Условия государственного пенсионного страхования______
Основные проблемы пенсионной системы Российской Федерации и пути их решения_________________________
Состояние Российской пенсионной системы на современном этапе__________________________________
Перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации__________________________________________
Пенсионное страхование на примере Отдела Пенсионного фонда РФ по Солигаличскому району Костромской области
Структура ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области_________________________________
Анализ деятельности ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области_________________________________
Заключение__________________________________________
Список литературы___________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Страхование курсовая.docx

— 83.07 Кб (Скачать файл)

Для подробного определения  задач и функций Пенсионного  фонда РФ, а также  особых полномочий, необходимых для решения этих задач рассмотрим структуру ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области.

 Структура организации - способ распределения и соединения разнородных видов деятельности, координации и контроля, а также способа распределения власти и компетенции в организации.

Структура управления Пенсионного  фонда:

  1. Финансово-экономическая группа.

- Организация бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения. Планирование, контроль и анализ исполнения ежеквартального. Ведение государственного и ведомственного статистического учета. [4]

2. Группа персонифицированного  учета, администрирования страховых  взносов, взаимодействия со страхователями  и взыскания задолженности.

- Осуществляет организацию  работы по вопросам, связанным  с распределением между правопреемниками  умерших застрахованных лиц средств,  учтенных в специальной части  индивидуального лицевого счета,  а также по вопросам выплаты  средств пенсионных накоплений  правопреемникам умерших застрахованных  лиц.

- Ведет учет средств,  поступающих по обязательному  пенсионному страхованию.

- Осуществляет взыскания  недоимки по страховым взносам,  пеней и штрафов.

- Проводит работу по  реализации прав застрахованных  лиц, связанных с формированием  и инвестированием средств пенсионных  накоплений.

- Реализует положения  Федерального закона от 30.04.2008 г.  № 56 -ФЗ «О дополнительных страховых  взносах на накопительную часть  трудовой пенсии и государственной  поддержки формирования пенсионных  накоплений»;

- Проводит разъяснительную  работу среди населения, страхователей  по вопросам пенсионного обеспечения,  пенсионного страхования и индивидуального  (персонифицированного) учета в системе  обязательного пенсионного страхования.

- Обеспечивает защиту  информации ограниченного доступа  в соответствии с требованиями  действующего законодательства, нормативными  правовыми актами Правления ПФР. [5]

3. Группа назначения, перерасчета  и выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

- Осуществляет своевременное  установление трудовых и государственных  пенсий на основе данных индивидуального  (персонифицированного) учета в системе  обязательного пенсионного страхования,  социальных пособий на погребение  умерших пенсионеров, ежемесячных  денежных выплат отдельным категориям  граждан, дополнительного ежемесячного  материального обеспечения, других  социальных выплат.

- Назначает пенсию в  10-дневный срок со дня первого  обращения за пенсией с полным  пакетом документов и 3-х месячный  срок при необходимости предоставления  дополнительных документов (согласно  распоряжению губернатора Костромской области).

- Осуществляет своевременную  выплату пенсий, социальных пособий  па погребение, ежемесячных денежных  выплат отдельным категориям  граждан, дополнительного ежемесячного  материального обеспечения, других  социальных выплат.

- Проводит контроль за обоснованностью представленных документов для установления пенсий, в том числе на льготных условиях и в связи с особыми условиями труда, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других социальных выплат.

- Осуществляет реализацию  мер государственной поддержки  семей, имеющих детей, выдачу  государственных сертификатов па  материнский (семейный) капитал.

- Осуществляет контроль за распоряжением средств материнского (семейного) капитала в соответствии с законодательством РФ. [6]

В своей работе ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области руководствуется распоряжениями федеральными законами в сфере пенсионного обеспечения, обязательного страхования, законодательными указами и актами президента РФ В. В. Путина, распоряжениями губернатора Костромской области Ситникова С. К., главы администрации Солигаличского района Костромской области Чижикова И. А.

 

3.2 Анализ деятельности ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области

 

На основе данных проанализируем деятельность ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области. Наиболее детальное представление о финансовой сути происходящего в сфере пенсионного обеспечения в Солигаличском районе может дать анализ ежегодно составляемого бюджета ОПФ РФ, который является формой образования и расходования фонда денежных средств. Из представленных показателей и  расчетов можно получить достаточно четкое представление об основных рамках государственного пенсионного регулирования.

К основным характеристикам  бюджета относятся общий объем  доходов бюджета, общий объем  расходов бюджета и дефицит/профицит бюджета.

 

Показатель

2010

2011

Темпы роста %

       

Доходы, тыс. руб.

181591,51

195752,19

107,8

Расходы, тыс. руб.

303200,42

328361,91

108,3

Превышение расходов над  доходами

121,68

132,61

109.0

Сумма начисл. пенсий, пособий и иных выплат, тыс. руб.

276124,61

299860,48

83,25

Численность пенсионеров, чел.

3350

3301

98,5

Числ. граждан, имеющих право на ЕДВ

1273

1247

97,96


Анализ основных показателей деятельности отражает рост общей величины доходов и расходов. Причем темпы роста расходов превышают темпы роста доходов. Наблюдается ежегодное превышение расходов над доходами в 1,66 раз в 2010 г. и 1,68 раз в 2011 г. Следовательно, бюджет ОПФ РФ дефицитный.

Суммы начисленных пенсий, пособий и иных выплат в абсолютном и относительном выражении увеличилась. Это связано с реформированием пенсионного законодательства.

Замена единого социального  налога на отчисление страховых взносов  во внебюджетные фонды позволяет  сосредоточить учет и контроль поступления  денежных средств в одном органе.

Функция администрирования  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование переходит  от налоговых органов к Пенсионному  фонду РФ. Это значительно повышает оперативность реагирования территориальных  органов ПФР на задержки в поступлении  страховых взносов.

Таким образом, администрирование  страховых взносов повышает ответственность как плательщиков, так и органа контроля — ПФР.

Другой важный момент в  том, что налог поступает в  доход государства и распределяется по многим статьям бюджета, а страховые  взносы в Пенсионный фонд РФ — это  индивидуально возмездные платежи. Они в полном объеме вернутся застрахованному  лицу, то есть работнику, в пользу которого и уплачиваются. Таким образом, в  эту систему заложен большой  социальный смысл.

Проведем более подробный  анализ доходов и расходов ОПФРФ  по Солигаличскому району. Сумма полученных доходов в 2011 году увеличилась на 14160,68 тыс. руб., или 7,79%. Основным фактором, который повлиял на увеличение поступлений – это страховые взносы, которые в 2011 году по сравнению с 2010 году увеличились на 8438,70 тыс. рублей. Удельный вес страховых взносов в общей сумме доходов меняется незначительно (порядка 98%). Недоимки, пени, штрафы выросли с 0,07% до 0,1%. Страховые взносы за работающих граждан образуют доходы Пенсионного фонда за соответствующий год. Рост доходов ОПФ РФ отражает рост средней заработной платы в городе и делает возможным увеличение страховой части пенсии сегодняшним пенсионерам. [7]

Расходы ОПФ РФ за период 2010-2011 годы увеличились на 25161,49 тыс. рублей. Основным показателем, который повлиял на сумму расходов, является выплата пенсий и пособий. Сумма выплат за 2010-2011 годы изменилась в сторону увеличения на 23735,87 тыс. рублей, а их удельный вес по сравнению с 2010 годом увеличился на 0,3%  и составил 91,3%. Данная динамика роста суммы выплат говорит о том, что растет сумма самой пенсии. Также наблюдается рост ЕДВ на 732 тыс. рублей, что связано с повышением выплат по данной категории. Незначительную долю от общей суммы расходов составляют финансовое и материально- техническое обеспечение текущей деятельности. [7]

Рост расходов отражает последствия  проведения реформ в области пенсионной политики и пенсионного обеспечения  в России, однако разница суммы  доходов и расходов довольно значительная, в 2011 году она составила 132609,72 тыс. рублей, что говорит о дефиците источников покрытия расходов.

Страховые взносы, поступившие  на накопительную часть трудовой пенсии, подлежат инвестированию в  соответствии с Федеральным Законом  от 24.07.02 «Об инвестировании средств, для финансирования накопительной  части трудовой пенсии РФ» и иными  нормативными правовыми актами Правительства РФ, Министерства финансов и иных уполномоченных институтов.

Численность пенсионеров  в 2011 году по сравнению с 2010 годом  снизилась на 106 человек или на 1,7%, что является положительным фактом. Также снизилась численность  граждан, имеющих право на ЕДВ (на 26 человек).

Динамика и структура  выплат из пенсионного фонда

Выплаты за счет средств  ПФ зависят в основном от двух факторов:

- численности граждан,  которые имеют право на выплаты;

- сумм выплат в соответствии  с законодательством РФ.

Общее число пенсионеров , как уже говорилось, снизилось. Так в 2010 году этот показатель равен 3350 человек, а к 2011 году он составляет 3301 человек, что на 49 человек меньше. Число работающих пенсионеров увеличилось на 38 человек и в 2011 году составило 770 человек. [7]

Количество трудовых пенсий снизилось на 58,и в 2011 году этот показатель составил 2978 человек . На снижение данного показателя в основном повлияло снижение числа пенсий по старости, абсолютное отклонение которого составило 36 человек. Рост числа работающих пенсионеров говорит о том, что люди, вышедшие на пенсию, не торопятся уходить на заслуженный отдых, а продолжают работать, быть полезными. Другой причиной продолжения трудового стажа может быть обусловлено тем, что людям просто напросто не хватает установленной пенсии и им приходится работать, для того, чтобы выжить. Отрицательной стороной того, что пенсионеры продолжают работать является то, что они не уступают место молодому поколению, которое порой просто не может найти работу, чтобы начать свой трудовой стаж.

Количество пенсий по случаю потери кормильца уменьшается, число этой категории в 2011 году составило 200 человек, что на 17 человек меньше, чем в 2010. Данное уменьшение говорит о снижении смертности среди семей, где дети не достигли 18-летнего возраста. [7]

Данный анализ показывает, что число пенсионеров снизилось, а это является положительным показателем, так как позволяет снизить число выплат. Пенсионеры не торопятся отдыхать на заслуженном отдыхе и продолжают работать. Причинами этого может быть либо маленькая пенсия, либо психологический характер.

Перейдем к анализу сведений о суммах назначенных пенсионерам пенсий за 2010-2011 годы

Общая сумма назначенных  пенсий по всем пенсионерам выросла за период 2010-2011 годы на 4034,79 тыс. рублей, и составила в 2011 году 275212,06 тыс. руб. Страховая часть пенсий в 2010 году составляла 249584,45 тыс. рублей, а в 2011 году -251496,51 тыс. рублей, что на 1912,06 тыс. рублей больше. Сумма федеральных социальных доплат в 2010 году составила 4791,21 тыс. рублей, а в 2011 году – 5220,07, что на 411, 86 тыс. рублей выше. Сумма ФБ в 2011 году составила 18559,59, в 2010 - 20685,34, следовательно данный показатель увеличился на 2125,75 тыс. рублей. Рост по остальным показателям произошел несущественно и не представляет особого интереса. [7]

Сумма полученных доходов  ОПФ РФ в 2011 году увеличилась на 14160, а в относительном выражении на 7,8%.

Расходы ОПФ РФ за анализируемый период увеличились на 25161,49 млн. руб. Основной показатель, повлиявший на сумму расходов – выплата пенсий и пособий. Сумма выплат за 2010-2011 годы увеличилась на 23735,87. Данная динамика роста суммы выплат говорит о том, что растет сумма самой пенсии. Так средний размер пенсии в 2010 году составил 6863,40, а в 2011 – 7433,40. Следовательно средний размер пенсии увеличился на 8,3%, что является неплохим показателем. Это говорит о положительном влиянии реформы пенсионной системы. Однако реформа далека от совершенства и требует поправок. [7]

Рост расходов отражает последствия  проведения реформ в области пенсионного  обеспечения в России, однако разница  суммы доходов и расходов довольно значительная, так, к примеру, в 2011 году расходы превысили доходы в 1,68 раз.

В целом работу ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области можно считать успешной: идет плановое выполнение всех федеральных программ и законов, средний размер пенсии, социальных выплат, а также показатели доходов по взносам на обязательное пенсионное страхование увеличиваются, ведется активная работа с населением, включающая консультирование и информирование по пенсионному страхованию граждан. Информирование застрахованных граждан - важная составляющая работы Отделения пенсионного фонда, так как гражданин вправе знать и своевременно получать информацию о страховых взносах в счет своей будущей пенсии, а значит своего будущего. Владея информацией о состоянии своего лицевого счета и обладая информацией о реализуемых в России программах софинансирования пенсии, дополнительных страховых взносов гражданин может принять правильное решение о распоряжении данными средствами или, например, о перенаправлении данных средств в распоряжение негосударственного пенсионного фонда. Так, на 2011 год 258 человек передали накопительную часть своей пенсии в управляющую компанию.

В работе ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области можно выделить ряд проблем, которые кроются в несовершенстве пенсионной системы РФ в целом:

Информация о работе Анализ пенсионного страхования на примере ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области