Анализ пенсионного страхования на примере ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Пенсионное страхование является основным элементом пенсионной системы, которая представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества. Она финансирует содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости и инвалидности, и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение. Четко функционирующая система обязательного пенсионного страхования является залогом социальной стабильности и согласия в обществе.

Содержание

Введение____________________________________________
Понятие пенсионного страхования в Российской Федерации__________________________________________
Сущность пенсионного страхования в Российской Федерации__________________________________________
Условия государственного пенсионного страхования______
Основные проблемы пенсионной системы Российской Федерации и пути их решения_________________________
Состояние Российской пенсионной системы на современном этапе__________________________________
Перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации__________________________________________
Пенсионное страхование на примере Отдела Пенсионного фонда РФ по Солигаличскому району Костромской области
Структура ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области_________________________________
Анализ деятельности ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области_________________________________
Заключение__________________________________________
Список литературы___________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

Страхование курсовая.docx

— 83.07 Кб (Скачать файл)

Главная причина неудачи  пенсионной реформы, как представляется, в том, что не был выработан  ответ на вопрос, инструментом чего пенсионная система является? Является ли она системой страхования? Является ли системой накопления? Всё это  время пенсионная система в явном  или неявном виде выполняла функцию инструмента борьбы с бедностью. Стратегические задачи — создание собственно институтов, способных реально действовать как инструмент системы страхования и пенсионного накопления, неизменно приносились в жертву текущим экономическим интересам. На сложившуюся ситуацию в российской пенсионной системе так же оказал влияние ряд факторов. Перейдем к их рассмотрению. 
           Во-первых, фонд официальной заработной платы работников предприятий – остается ограниченным и не демонстрирует тенденций к росту в будущем, также происходит сокращение продолжительности индивидуальной трудовой жизни, что не позволяет сформировать достаточный объем условного и реального пенсионного капитала. Источник уплаты страховых взносов в ПФР  – официальная заработная плата. Между тем, доля официальной заработной платы в совокупной оплате труда наемных работников не превышает ¾. В долгосрочной перспективе достаточность средств для выплаты пенсий и размеры будущих пенсий зависят также от продолжительности официальной трудовой жизни человека. Здесь также наблюдаются неблагоприятные тенденции. Главным образом под влиянием распространения высшего образования, а также отчасти из-за барьеров на рынке труда для молодежи молодые люди все дольше остаются вне рынка труда. При этом возраст входа в пенсионную систему не только не растет, но даже – под влиянием досрочных пенсий снижается.  Соответственно, сокращается продолжительность трудовой жизни и период уплаты пенсионных взносов.

Во-вторых, поступающие в российскую пенсионную систему средства расходуются неэффективно, поскольку система формирует избыточное число пенсионных прав (низкие требования к минимальному стажу для назначения пенсии, досрочные пенсии, низкий общеустановленный возраст назначения пенсии для женщин, учитывая ожидаемый период получения ими пенсии). В действующих границах пенсионного возраста соотношение населения трудоспособного и старше трудоспособного возрастов в ней оказывается менее благоприятным . Еще хуже ситуация с соотношением числа занятых и числа пенсионеров. Одна из главных проблем российской пенсионной системы – низкий фактический возраст назначения пенсий. По оценкам Т.М. Малевой и О.В. Синявской, фактический возраст оформления пенсии составляет 54,0 года для мужчин и 52,5 года для женщин. Льготные и досрочные пенсии охватывают примерно треть всех новых назначений трудовых пенсий и составляют свыше трети всех пенсионеров по старости. Следует отметить, что абсолютное большинство досрочных пенсионеров продолжает работать, причем часто – на тех же рабочих местах. Кроме того, даже пенсионеры, оформившие пенсию по старости на общих основаниях, массово сохраняют занятость на протяжении 2 лет, а многие – и 5 лет после назначения пенсии. А это означает, что реальной утраты трудоспособности не происходит.

В-третьих, пенсионная система  в настоящий момент является финансово  несбалансированной и не в состоянии  обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость в будущем. Следует подчеркнуть, что дефицит бюджета ПФР в 2010 г. составил около 2,9% ВВП, в 2011 г – 1,7% ВВП  Тем не менее, реальная зависимость пенсионной системы от бюджета выше: совокупный трансферт из федерального бюджета в ПФР, по  оценкам Гурвича, вырос с 1,6% ВВП в 2008 г. до 5,2% ВВП в 2010 г.  Основные причины текущего дефицита ПФР, начиная с 2005 г., известны. Во-первых,  изначально при проведении пенсионной реформы не был установлен источник покрытия пенсионных доходов, выпадающих из распределительной системы в пользу финансирования пенсионных накоплений. Во-вторых, задачи пенсионной системы находились в противоречии с задачами налоговой реформы – снижение эффективной ставки ЕСН в 2000-е гг. и особенно с 2005 г. привело к сокращению средств, поступающих в пенсионную систему, и явилось основной причиной возникновения текущего дефицита. В-третьих, источником сегодняшней несбалансированности пенсионной системы выступило решение о резком повышении размеров пенсий и, соответственно, пенсионных расходов.  Долгосрочные риски финансовой устойчивости включают старение населения и постиндустриальное развитие (как  причина снижения формальной стандартной занятости).

В-четвертых, результаты функционирования обязательной накопительной составляющей пенсионной системы за первые 8 лет  реформы не оправдали ожиданий и  в целом оказались неудовлетворительными (низкая доходность пенсионных накоплений, пассивность населения, остающегося  по умолчанию в государственной  управляющей компании) По данным Минздравсоцразвития (2010), к началу 2010 г. из почти 70 млн чел., имеющих пенсионные накопления, «63 млн чел. по-прежнему остаются в государственной управляющей компании, лишь 0,9 млн чел. доверили управление накоплениями частным управляющим компаниям и 5,7 млн чел.  – НПФ» (с. 27). Среди причин такой ситуации следует назвать, низкую информированность населения, которая во многом связана с провалом информационной кампании по освещению накопительной реформы.  Другой причиной явилось то. что на протяжении первых лет функционирования накопительной компоненты разница в доходности между государственной управляющей компанией и частными компаниями и НПФ не была значительной. Причины неадекватного развития накопительной компоненты в России могут быть связаны как с недостаточным развитием финансовых рынков, так и с проблемами администрирования. Наконец, дополнительный фактор, сдерживающий развитие накопительной компоненты в России связан с особыми решением вопроса о собственности на средства пенсионных накоплений: собственником выступает Российская Федерация, тогда как в других странах – само население.

В-пятых, несмотря на быстрый рост числа участников НПФ в начале 2000-х гг., добровольное пенсионное обеспечение остается в России слабо развитым (развивалось преимущественно корпоративное пенсионное обеспечение, оно носит регрессивный характер  – вне корпоративных пенсий остаются работники большинства средних и малых предприятий, а также наименее оплачиваемые категории занятых; выплаты пока не очень высоки).По данным обследования НИСП в программах добровольного пенсионного обеспечения на индивидуальной (а не корпоративной!) основе участвовали порядка 1% трудоспособного населения. Проблема данной ситуации состоят в том, что добровольное пенсионное обеспечение не может рассматриваться как значимый дополнительный источник доходов в старости даже для наиболее обеспеченных групп. Причины слабого развития индивидуальных договоров с НПФ, по данным опросов населения, связаны, прежде всего, с низкими доходами большей части населения и сохраняющимся недоверием негосударственным финансовым институтам. Последний барьер постепенно ослабевает по мере развития финансовой грамотности населения. Еще один важный барьер в развитии добровольного пенсионного обеспечения  - низкая доходность пенсионных накоплений, заметно уступающая альтернативным формам вложений.

 

2.2 Перспективы развития пенсионной системы российской федерации.

 

Инерционный сценарий развития пенсионной системы (сохранение существующей модели) в условиях действующего пенсионного  законодательства неизбежно приведет к неблагоприятным социально-экономическим последствиям.

Одним из которых является невозможность поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне и увеличение численности низкодоходных групп среди пенсионеров. Так, повышение уровня жизни пенсионеров затормозится и к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости не достигнет целевого уровня  в 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка будет неуклонно снижаться и составит 24,9%. [20]

Обострится проблема обеспечения приемлемого уровня пенсионных прав для средне - и высокодоходных категорий граждан. Будут нарастать риски, связанные с сохранностью пенсионных накоплений.

Несбалансированность пенсионной системы будет прогрессировать. По оценкам к 2013 году дефицит составит 1 трлн 100 млрд рублей. Поскольку источником покрытия недостающих финансовых ресурсов по действующему пенсионному законодательству являются средства федерального бюджета, можно говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а исключительно о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства.

Увеличатся государственные обязательства по финансированию страховой части трудовой пенсии. Суммы текущих поступлений в бюджет ПФР будут сокращаться по причине планируемого уменьшения численности занятых трудовой деятельностью. Возникающую разницу придется полностью покрывать за счет средств федерального бюджета во всевозрастающем размере. В результате этой тенденции к 2050 г. финансирование пенсионной системы почти полностью отойдет от страховых принципов, так как 3/4 доходов будут составлять не страховые поступления, а средства федерального бюджета.

 Объем средств, направляемых на накопление, будет недостаточен для сохранения накопленного пенсионного капитала и поддерживания заданного целевого уровня замещения утраченного заработка. Это произойдет по причине низкой доходности финансового рынка в условиях нашей страны. Накопительная составляющая трудовой пенсии не окажет позитивного влияния на показатели пенсионной системы по крайней мере до 2027 г., когда установленного пенсионного возраста достигнет поколение 1967 года рождения и моложе, полностью подпадающее под действие пенсионной модели, введенной в 2002 г.

Причинами сложившейся ситуации являются внешние по отношению к  пенсионной системе макроэкономические и демографические факторы, которые  непосредственно проявляются в  следующем:

- макроэкономические параметры - темпы роста и объемы валового внутреннего продукта, структура занятости, показатели производительности труда, инфляция и размер заработной платы;

- большой объем теневой занятости и скрытой заработной платы;

- наличии значительного количества рабочих мест, предусматривающих досрочное пенсионное обеспечение;

- увеличении продолжительности жизни;

- высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте.

Кроме того, в пенсионной системе сохраняются значительные внутренние негативные факторы:

-остается нерешенной проблема досрочных пенсий;

-не установлен сбалансированный тариф страховых взносов для самозанятых граждан;

- действуют тарифы, не позволяющие в рамках сложившейся модели в полном объеме покрывать сформированные застрахованными лицами и гарантированные государством пенсионные обязательства перед гражданами;

- порядок (формула) расчета страховой части трудовой пенсии, формирует пенсионные обязательства, не обеспечиваемые соответствующими финансовыми ресурсами.

 Таким образом, актуарный прогноз показывает углубление негативных тенденций, которые без реализации мер государственного регулирования макроэкономической ситуации не позволят стабилизировать финансовое положение пенсионной системы, необходимое для приведения ее в соответствие страховым принципам. Обеспечить существенное повышение жизненного уровня пенсионеров в этих условиях можно будет лишь при постоянном увеличении ассигнований из федерального бюджета.

Требуется разработать ряд положений, чтобы стабилизировать пенсионную систему. Необходимой является реализация следующих направлений.

Для увеличения размера пенсий следует ввести трехуровневую модель пенсионной системы. Первый ее уровень составляет государственная пенсия, которая формируется за счет страховых взносов и трансфертов из федерального бюджета. Этот уровень должен обеспечить при нормативном страховом стаже размер пенсии, замещающий до 40% утраченного заработка. Второй уровень составляет корпоративная пенсия, которая будет формироваться работодателями на основании индивидуальных и коллективных договоров. Корпоративная пенсия составляет до 15% от утраченного заработка. Третий уровень – это частная пенсия, взносы которой гражданин уплачивает самостоятельно. Она может дать до 5% утраченного заработка. При наличии стажа не менее 40-45 лет и систематической выплате страховых взносов в ПФР в размере 20% человек сможет получать пенсию в размере 40% от утраченного заработка. [20]

Следующее крупное направление  это реформирование института досрочной пенсии. Напомним, действующая в настоящее время система была создана в период СССР, сейчас она уже не соответствует современным условиям рыночной экономики. Предусматривается установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении людей, работающих в особых условиях труда.

Необходимо также экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников. [20]

Предлагается также создать систему социальных гарантий – добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения для формирования дополнительных пенсионных прав. При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.

Предлагается поэтапное  приведение в соответствие с уровнем  пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения, то есть индивидуальных предпринимателей, фермеров, адвокатов, нотариусов и др.

 Накопительная составляющая  пенсионной системы требует существенной  модернизации, в том числе в  части, касающейся гарантий сохранности  средств пенсионных накоплений  и сформированных пенсионных  прав, создания эффективной системы  контроля за инвестированием, а также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.

В целях стимулирования более  продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение  работать после достижения пенсионного  возраста и отсрочить назначение пенсии, предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет введения льготного порядка  перерасчета пенсионных прав. [20]

Таким образом, ситуация в  пенсионной системе остается неблагоприятной. На это влияют следующие факторы: фонд официальной заработной платы остается ограниченным, сокращение продолжительности трудовой жизни, средства пенсионной систем расходуются неэффективно, добровольное пенсионное обеспечение остается в России слабо развитым.

В связи с этим предлагается: организовать четкую систему защиты интересов пенсионеров, утвердить  объективные тарифы страховых взносов, ввести трехуровневую модель пенсионной системы, модернизировать накопительную составляющую пенсионной системы.

 

 

 

ГЛАВА 3. ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА ПЕНСИОННОГО  ФОНДА РФ ПО СОЛИГАЛИЧСКОМУ РАЙОНУ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Структура  ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области

Информация о работе Анализ пенсионного страхования на примере ОПФ РФ по Солигаличскому району Костромской области