Анализ процессов изменения роли института церкви в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в определении места и роли института церкви в современном российском обществе.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
. проанализировать основные концепции взаимоотношения религии и общества в истории социально-философской мысли XIX- XX вв.
определить специфику конфессиональной структуры российского государства, проследить тенденции и особенности проявления религиозного фактора в условиях многонационального и поликонфессионального российского общества
раскрыть основные направления современной российской государственно-конфессиональной политики, определить механизмы и формы влияния социально-политических процессов на религиозную ситуацию в России определить место и роль института церкви в современном российском обществе

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Факторы трансформации социального института церкви в современном российском обществе. 10
1.1. Цивилизационные и социокультурные факторы трансформации института церкви в России. 10
1.2. Социально-политические факторы трансформации роли института церкви. 18
Глава 2. Социодинамика института церкви в российском обществе. 25
2.1. Динамика религиозных ценностей в современном российском обществе 25
2.2. Место и роль религиозного фактора в системе общественных отношений современной России. 35
2.3. Перспективы развития роли института церкви в России. 41
Заключение 47
Литература 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Институт церкви в современном Российском обществе.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Анализ процессов изменения  роли института церкви в современном российском обществе

 

 

Содержание

 

 

 

Введение.

Актуальность исследования обусловлена  потребностью осмысления современных  социальных процессов, так как кардинальная трансформация российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 вв. повлекла за собой и изменение отношений в религиозной сфере. Этот процесс нашел отражение в самых различных проявлениях. В обществе произошел пересмотр основополагающих идеологических ценностей, изменился взгляд на религиозное и культурное наследие. Либерализация законодательства способствовала активному вовлечению верующих в политическую жизнь, образованию политических движений и партий религиозного толка. Появились новые религиозные течения, деятельность которых влияет на развитие политических отношений в обществе. С другой стороны, действующие политики для легитимизации тех или иных форм социальных отношений обращаются к религиозным нормам, догматам и к религиозным организациям.1  В то же время нельзя не замечать и некоторой переоценки религиозного фактора. У части общества сформировалось мнение, что идеологический вакуум может заполнить религия в том или ином  конфессиональном выражении. Религиозные принципы воспринимаются современным общественным мнением в качестве ориентиров нравственного возрождения.

Исследование вопросов, связанных с политикой современного российского государства по отношению к религиозным объединениям является одной из важных научных и практических задач. Это объясняется, прежде всего, растущим многообразием религиозных объединений, действующих в России, широким вхождением религии в различные сферы общественной жизни страны, тесной связью религиозных и национальных проблем, и вместе с тем, отсутствием общепринятой концепции государственной вероисповедной политики, что, безусловно, затрудняет реализацию заложенных в российском законодательстве норм, касающихся прав человека и гражданина в сфере свободы совести.

Анализ места и роли религиозного фактора, его влияния на социальную, политическую и духовную жизнь общества остается одним из важных направлений современной науки. Без его учета зачастую невозможно глубоко познать и предвидеть многие сложные социально-политические процессы. Не вызывает сомнений также и то, что в выборе будущего общественного и государственного устройства России, а также реальных путей его построения важную роль сыграет религиозная доминанта.

Взаимодействие церкви и государства, общества и религии в ходе исторического  развития человечества определялись различными обстоятельствами. В силу этого существовали разные взгляды на проблему их взаимоотношений. Эти подходы диктовались социокультурными условиями, доминирующим мировоззрением в тот или иной период. В данной работе основное внимание было сосредоточено на тех направлениях социально-философской и религиоведческой мысли, которые исторически составили базу для процесса формирования современных концепций религиозного фактора.

С середины XIX века формируется научный подход к анализу религии, суть которого заключается во взгляде на религию  как на одну из сторон общественной жизни. Религия рассматривается как явление, дающее образец поведения, формирующее в обществе систему ценностей, выполняющее определенные функции в обществе. Объяснением роли религиозного фактора в формировании и развитии общественных отношений занимался французский философ и социолог Э. Дюркгейм, настаивавший на отождествлении социального и религиозного. Он рассматривал религию как фактор социальной интеграции общества, подчеркивая ее значение в укреплении социального единства, поддержании традиции. Э. Дюркгейм видел в культовой деятельности конституирующее начало, готовящее индивида к социальной жизни. Подход в объяснении религиозного феномена, согласно которому религия является источником формирования общественных отношений, гражданственности и патриотизма предложил Ж. Сорель. Он рассматривал религию как средство социальной интеграции, сплачивающей людей. Г. Зиммель, анализируя место религии в контексте индивидуальной жизни, показал ее вклад в достижение личностью идентичности в процессе социализации. На конструктивную, созидательную функцию религии, функцию стимулятора социальных изменений особое внимание обращал М. Вебер, уделявший внимание выявлению влияния религиозного фактора на характер отношений индивида к окружающей действительности. Американский социолог Т. Парсонс предложил рассматривать религию как важное условие стабильности общества, поддержания социального порядка, так как она выступает «основой ценностно-нормативного порядка».2 К. Манхейму принадлежит классификация политических идеологий XX века. Он ближе всех подошел к проблеме взаимодействия религии и политики, исследовав взаимосвязь между духовными элементами и социально-политическими структурами3. Исходя из работ Г. Алмонда и С. Вербы, которые дали наиболее известную в науке классификацию политических культур, базирующихся на ценностных представлениях человека о власти4, можно сделать вывод о месте религии в политической культуре. На особую роль религии в современных процессах мироустройства обращал внимание С. Хантингтон.

Говоря  об отечественной социально-философской и научной традиции в исследовании проблем взаимосвязей религии и общества, следует, прежде всего, отметить труды классиков русской философской и социально-политической мысли (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев, JL А. Тихомиров, С.Л. Франк, И.А. Ильин), которые, раскрывая особенности российской цивилизации, обращали особое внимание на ее духовные, религиозно-нравственные основы.

Проблемы  определения места и роли религиозного фактора привлекают к себе большое  внимание и современных исследователей. В советской науке изучение религии как системы было начато Д.М. Угриновичем. Разработке социологических проблем влияния религии на жизнь общества посвящены работы Ю.А. Левады. Проблемами проявления религиозного фактора в современном обществе занимались и занимаются такие исследователи как В.И. Гараджа, И.Н. Яблоков, А.Н. Красников, Э.С. Элбакян, И .Я. Кантеров. Теоретическое осмысление интегрирующих и дезинтегрирующих функций религий, реализуемое и в исследованиях религиозной ситуации в России можно найти в работах H.A. Трофимчука, Ю.П. Зуева, Ф.Г. Овсиенко. Социологическими исследованиями влияния религиозного фактора на жизнь общества и религиозностью населения занимаются такие исследователи как М.П. Мчедлов, Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченко. Проблемам проявления религиозного фактора в европейской и российской политике посвящены работы A.A. Красикова.

Религиозный фактор в национальных процессах рассматривается в исследованиях A.A. Нуруллаева, С.З. Канаева. Роль религии как фактора формирования новой общности в современном трансформационном пространстве России пытаются определить Д. Б. Малышева, М.А. Абрамова, P.A. Лопаткин, H.A. Завершинская, В.В. Панюкова. Определение места конфессионального фактора в современном политическом процессе дают Ф.Г. Овсиенко, H.H. Сидякова. Наиболее исследованным в современной науке из конфессиональных факторов является исламский. На первый план выходят работы С.А. Мелькова, А. В. Малашенко. Проблемам методологии анализа исламского фактора посвящены работы Р. Елемесова, А. Майсюк.

В рамках зарубежной и отечественной науки существуют исследования роли религиозного фактора  в этнических конфликтах, в частности, в России и странах СНГ (М.П. Мчедлов, Л.А. Баширов, Т.А. Кудрина, Л.С. Рубан, М.А. Олимов), Югославии (Г. Паверс, 3. Изакович), Польше (Р. Блобаум), странах Азии и Африки (А. Шарма, Д.Б. Малышева). Вопросам соотношения этничности и религии в современной России посвящены исследования A.B. Журавского, О.С. Ихеновой, Г.И. Мирского, Р.Ш. Касымовой, С.И. Здиорук, М.Н. Ефименко. Существенный вклад в изучение проблем этноконфессиональных отношений в современной России внес В.Н. Рагузин. Особые черты русской цивилизации в этнической, политической и религиозно-культурных областях представлены в работе Можайской И.В.5 Также очень ценным представляется материал первого в России этносоциологического исследования, проведенного в 1997-1998 гг. (руководитель Л. М. Дробижева) в шести выбранных субъектах Российской Федерации (Татарстан, Саха-Якутия, Тува, Северная Осетия, Магаданская и Оренбургская области). Это исследование дает возможность более детально изучить этнополитическую ситуацию в Российской Федерации.

Проблемы  религиозно-общественной жизни России рассматриваются в сборнике «Религия и общество: очерки религиозной жизни современной России», в который включены статьи являющиеся плодом многолетнего сотрудничества Кестонского университета и российских социологов религии в рамках проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России»6. Большую часть материала составляют результаты полевых исследований, проведенных в 1994 - 2001 годах в 78 субъектах Российской Федерации, л среди которых была и Архангельская область. Информационно-аналитическое описание существующих в стране религиозных организаций, их численности и деятельности представлено в издании «Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания».7

Значительное  место в возможности определения  и изучения категории социальной трансформации принадлежит исследованиям  российских ученых. Особенно следует отметить труды, в которых раскрываются сущностные проблемы исторического развития человечества и особенности социальной трансформации в современных условиях российской действительности. К ним можно отнести исследования С. Ю. Андреева, JI. С. Вартазаровой, А. Н. Данилова, Г. Г. Дилигенского, В. А. Иноземцева, Э. А. Беляева. Осмысление процессов трансформации в России содержится в работах Т.И. Заславской. Проблемы трансформации постсоветских наций выделяет Ю.В. Арутюнян.

Анализ  степени разработанности проблемы позволяет сделать вывод о том, что в современной социально-философской и религиоведческой мысли накоплен значительный концептуально-теоретический потенциал, позволяющий адекватно оценить роль и место религиозного фактора в социальной истории человечества.

Объектом исследования является роль института церкви в современном российском обществе

Предметом исследования являются формы и механизмы  проявления религиозного фактора в  условиях трансформирующегося российского  общества.

Цель исследования заключается в определении места и роли института церкви в современном российском обществе.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

. проанализировать  основные концепции взаимоотношения  религии и общества в истории  социально-философской мысли XIX- XX вв.

 определить  специфику конфессиональной структуры  российского государства, проследить  тенденции и особенности проявления  религиозного фактора в условиях  многонационального и поликонфессионального  российского общества 

 раскрыть основные направления современной российской государственно-конфессиональной политики, определить механизмы и формы влияния социально-политических процессов на религиозную ситуацию в России определить место и роль института церкви в современном российском обществе

 

Глава 1. Факторы трансформации  социального института церкви в современном российском обществе.

    1. Цивилизационные и социокультурные факторы трансформации института церкви в России.

Современное российское общество развивается  в русле общемировых процессов и тенденций, главными среди которых являются глобализация как стандартизация условий жизни и как расширение возможностей жизнедеятельности человека и общества, атомизация личности, либерализация системы межличностных отношений, капитализация всех общественных отношений. Осознание этих процессов происходит в общественном и индивидуальном сознании на основе исторически присущего нашему обществу типу менталитета, который сложился как результат взаимовлияния геополитических условий существования, постоянной угрозы внезапной потери результатов тяжёлого труда, длительного преобладания деспотической политической системы управления и постоянного влияния особенного типа религиозной организации – Русской православной церкви. Уникальность этой религиозной организации, доминирующей в российском обществе, заключается в том, что Русская православная церковь на протяжении всего времени своего существования терпеливо и целенаправленно вела работу по собиранию русского народа и единению всех народов государства российского, отражала в своих теоретических и практических установках идеи государственности, централизации власти, социальной справедливости, приоритета нравственных ценностей, высоких духовных устремлений. Особенно велика была роль Русской православной церкви в кризисные и переломные моменты российской истории, когда она наиболее полно реализовала свои возможности в деле объединения социальных сил, выступала идейным руководителем политики единства, побуждала к подвигу и состраданию.

Идейная основа православного вероучения отражает такие особенности исторического развития нашего общества как многонациональность состава населения, его многоконфессиональность, наличие опыта длительного мирного сосуществования различных народов и вероисповеданий, мессианский характер большинства социальных идей, традиции этико-эстетического восприятия мира. Эти качества вывели православие на доминирующие позиции в идеологической и культурной сферах, обусловив его влияние на состояние религиозного сознания и поведения верующих других исповеданий. Аккумулирующий характер православия оказал влияние на формирование общероссийской светской культуры, которая под влиянием нравственных и социальных идеалов православия приобрела полифоничность и морально-нравственную акцентуацию, особенно проявившуюся в лучших образцах духовного и материального творчества.

В современном российском обществе в результате системного кризиса, затронувшего все сферы жизни общества, проявляется  рассогласование интересов, установок  и действий различных общественных сил, приводящее к дестабилизации общественной и индивидуальной жизни, подрыву нравственных устоев и традиций, общей дегуманизации отношений. Традиции свободы совести и процессы секуляризации в нашем обществе имеют своеобразное наполнение, так как на практике часто испытывали силовое и деструктивное вмешательство. В результате современная веротерпимость и идеологический плюрализм существуют в атмосфере отсутствия системных религиозных знаний у большинства населения и аморфности общественного и индивидуального сознания при сниженной критичности информации, что сопровождается кризисом базовых ценностей.8

В противовес этим разрушительным процессам  в сознании активной части общества формируются представления о  возможных путях преодоления  кризиса и способах, оптимально пригодных для этого. Социально-философский анализ менталитета и культуры, социо-культурной среды российского общества, его ресурсов позволяет понять религиозную идентификацию общества и личности, как органичные и необходимые  составляющие поступательного развития. Включение позитивных ресурсов религиозности в потенциал развития социального государства, в достижение баланса личных и общественных интересов может рассматриваться как перспектива гуманизации и гармонизации общественных отношений.

Проблемам анализа религиозной ситуации в российском посвящено большое количество социологических исследований, итоги которых опубликованы в работах таких авторов, как В.М. Губанов, М.П. Мчедлов, М.М. Шевченко, В.Б. Шапарь, М.Т. Степанянц, С.Б. Филатов, Д.Е. Фурман. 9

Социологические и другие исследования показывают: среди причин кризисного состояния российского общества нет ни одной, которая носила бы объективный характер и вытекала из дефицита времени, условий, ресурсов и других обстоятельств. Все причины бедственного положения общества носят субъективный характер. Российское общество способно при наличии политической воли и обоснованной стратегии развития воссоздать сильное, социально ориентированное государство, успешно адаптированное к тенденциям мирового развития. Необходимый для этого потенциал включает в себя: исторически обусловленные духовные ценности; достаточную разумность личных потребностей; преобладание духовного начала над материальным; общинность; способность воспроизводить духовно-интеллектуальный потенциал и другое. Эти и другие потенциальные возможности должны быть использованы для совершенствования всех сторон государственной и общественной жизни и достижения двух целей: восстановления национального величия страны и социального благополучия человека.

Информация о работе Анализ процессов изменения роли института церкви в современном российском обществе