Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:33, курсовая работа
Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. С.Холл говорил, что быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений.
Введение
Глава 1. Детско – родительские отношения к единственному ребёнку в семье.
1.1.Понятие и сущность детско – родительских отношений
1.2.Детско – родительские отношения
1.3.Особенности родительских отношений к единственному ребенку в семье
Вывод по главе 1
Глава 2. Исследования психологических особенностей родительских отношений к единственному ребёнку
2.1. Организация исследования детско – родительских отношений в семье
2.2. Результаты исследования родительских отношений к единственному ребёнку
Вывод по главе 2
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт
им. В.Г. Короленко»
Факультет педагогического и художественного образования
Кафедра психологии
Курсовая работа
Психологические особенности родительских отношений к единственному ребёнку дошкольного возраста в семье.
Исполнитель: Щепина Анастасия.
.
Глазов 2012г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Детско – родительские отношения к единственному ребёнку в семье.
Вывод по главе 1……………………………………………………………………………
Глава 2. Исследования психологических особенностей родительских отношений к единственному ребёнку…………………………………………………….
2.2. Результаты исследования родительских отношений к единственному
ребёнку……………………………………………………………
Вывод по главе 2………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность темы: в настоящие время проблема детско – родительских отношений как фактора психофизического благополучие детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранение здоровья нации.
Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. С.Холл говорил, что быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений.
Главное в развитии единственного
ребенка заключается в том, что
он длительное время близко общается
лишь со взрослыми. Быть одному — маленькому
в «стране великанов» — не так легко и
просто. Не имея возможности сравнивать
себя в семейной обстановке с братьями
и сестрами подобного возраста, а видя
перед собой лишь недосягаемых, все умеющих
и могущих взрослых, ребенок остро ощущает
свою слабость, несовершенство. Так, опосредованно,
самой ситуацией развития ребенок обескураживается
и в итоге может потерять веру в свои силы.
Для полноценного развития личности ребенка
в семье должны складываться благоприятные
условия, которые напрямую зависят от
сложившихся в семье детско-родительских
отношений. Главной характеристикой родительского
отношения является любовь, которая определяет
доверие к ребенку, радость и удовольствие
от общения с ним, стремление к его защите
и безопасности. Родительское отношение
характеризуется требовательностью и
контролем.
Ребенок приходит в этот мир беспомощным
и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее
целиком зависят от родителей. Ребенок
верит в их любовь и доброе отношение и
надеется на их защиту.
Целью нашей работы является изучение психических особенностей отношения родителей к единственному ребёнку.
Задачи:
Предметом исследования является детского – родительские отношения.
Объектом исследования является семья с единственным ребёнком ребенком.
Гипотезой исследования является изучение психических особенностей отношения родителей к единственному ребёнку.
Практическая значимость работы заключается в раскрытии психологических особенностей родительского отношения к единственному ребенку.
Теоретическая значимость работы содержится в анализе социально-психологического состояния взаимоотношении родителей с единственным ребенком.
Методы исследования: тест- опросник родителей, анкета для
родителей, анкета для детей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. Детско - родительские отношения к единственному ребёнку в семье.
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребёнка. В основе того или иного сложившегося стиля семейного воспитания находится определенное родительское отношение к ребенку.
Родительское отношение - это целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [5, с.1].
Понятие «детско-родительские
отношения» указывает на взаимную связь и взаимозависимость
родителя и ребенка. Детско-родительские
отношения включают в себя субъективно-оценочное,
сознательно-избирательное представление
о ребенке, которое определяет особенности
родительского восприятия, способ общения
с ребенком [2]. Вообще под понятием «отношение» в психологии
понимается позиция личности к тому, что
ее окружает . В социальных общностях (а
к ним относятся и семья) у составляющих
их людей представлены не отношения, а
взаимоотношения.
Взаимоотношение – это взаимная позиция
одной личности к другой, при этом отношения
и взаимоотношения – это стороны общения.
И если в отношении не обязательно присутствует
обратный сигнал, то при взаимоотношении
постоянно осуществляется обратная связь,
причем разной модальности .
Специфика детско-родительских отношений
заключается в двойственности и противоречивости
позиции родителя по отношению к ребенку.
С одной стороны, это безусловная любовь
и глубинная связь, с другой - это объективное
оценочное отношение, направленное на
формирование общественных способов поведения.