Психологические особенности родительских отношений к единственному ребёнку дошкольного возраста в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. С.Холл говорил, что быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встречает все больше возражений.

Содержание

Введение
Глава 1. Детско – родительские отношения к единственному ребёнку в семье.
1.1.Понятие и сущность детско – родительских отношений
1.2.Детско – родительские отношения
1.3.Особенности родительских отношений к единственному ребенку в семье
Вывод по главе 1
Глава 2. Исследования психологических особенностей родительских отношений к единственному ребёнку
2.1. Организация исследования детско – родительских отношений в семье
2.2. Результаты исследования родительских отношений к единственному ребёнку
Вывод по главе 2
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому  родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём. Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, «приложить» к своему ребенку. Определенное положительное влияние на практику семейного воспитания оказали издававшиеся в последние годы педагогические руководства и рекомендации для родителей.

1. Поверьте в уникальность  своего ребенка, в то, что Ваш  ребенок - единственный в своем  роде. Поэтому не стоит требовать  от ребенка реализации заданной  Вами жизненной программы и  достижения поставленных Вами  целей. Предоставьте ему право  прожить жизнь самому.

2. Позвольте ребенку  быть самим собой, со своими  недостатками, слабостями и достоинствами.  Опирайтесь на сильные стороны  ребенка. Не стесняйтесь демонстрировать  ему свою любовь, дайте ему  понять, что будете любить его  всегда и при любых обстоятельствах.

3. Хвалите не личность  ребёнка, а его поступок, действие, почаще смотрите ребёнку в  глаза, обнимайте и целуйте  его.

4. В качестве воспитательного  воздействия чаще используйте  ласку и поощрение, чем наказание  и порицание.

5. Постарайтесь, чтобы  Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

6. Не спешите прибегать  к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами - это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения взрослому необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, взрослый может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что он наказан.

7.Чаще разговаривайте  с ребенком, объясняйте ему непонятные  явления и ситуации, суть запретов  и ограничений. Помогите ребенку  научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.

8. Учите своего ребенка  дружить с другими детьми, не  обрекайте его на одиночество.

9. Любой ребенок - отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля - может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.

10. Цените друзей своего  ребенка не с позиции возможностей  его родителей, а с позиции  его отношения к вашему ребенку.  Всякая ценность человека в нем самом.

11. Собственным отношением  к друзьям учите своего ребенка  ценить друзей.

12. Старайтесь показать  своему ребенку достоинства его  друзей, а не недостатки.

13. Хвалите своего ребенка  за проявление его достоинств  в дружбе.

14. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.

15. Помните, что дружба  детства, которая будет поддержана  вами, возможно, станет опорой вашего  ребенка во взрослой жизни.

16. Учите своего ребенка  быть честным с друзьями и  не искать выгоды от дружбы.

17. Учитесь быть своему ребенку другом.

18. Если ваш ребенок  поверяет вам свои тайны как  друзьям, не шантажируйте его  ими.

19. Критикуйте, не унижая, а поддерживая.

20. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.

Вывод по второй главе.

 

Практика показывает, что исследования психологических  особенностей родительских отношений  в семье, помогло нам определить уровень знаний и представлений  о методах воспитания детей; показало, что ребёнок удовлетворён своим  положением в семье; и с помощью методик мы выяснили родительское отношения к ребёнку.

 

Проведенное нами исследования показало, что зависимость родителей  способствует формированию интересов  и самооценки ребёнка , но не развивает  умение  самостоятельное принимать  решение и нести свой груз  ответственности за них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Таким образом, анализирую роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем  социальным институтом, той ячейкой  общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру, к людям, у ребенка, сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни.

Конечно, роль семейного  воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна - большую  роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в своих прошлых жизнях генетически зафиксированная в родителях. Именно поэтому все люди рождаются уже с присущими им чертами характера, а также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

Поставленная в исследовании цель: изучить является изучение психических особенностей отношения родителей к единственному ребёнку достигнута.

Выдвинутая в исследовании гипотеза является изучение психических  особенностей отношения родителей  к единственному ребёнку подтвердилась.На этот факт указывали многие исследователи психологии семьи (Адлер А., 1998; Варга А.Я., 1986 и др.)

В теоретической части  работы были рассмотрены понятия  и сущность детско – родительских отношений; детско – родительские отношения; выявлены особенности родительских отношений к единственному ребёнку в семье; изучены методики исследования психологических особенностей отношений к единственному ребенку в семье.

Обзор исследований подтверждает теоретическую закономерность влияния детско-родительских отношений на развитие ребенка.

На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций  для родителей воспитывающих единственного ребёнка.

Как известно, все великие  истины могут быть выражены очень  кратко, несколькими словами. Хочется, чтобы настоящие и будущие родители поняли это, поняли великую силу любви чистой, искренней, очищающей и прислушались к приводимому здесь совету.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирование. Учеб . пособия для студентов высших учебных заведений / Е.И. Артамонова, Е.В.Зырянова и др; Под ред. Е.Г. Симеевой. – М: Издательство центр – «Академия» 2000 – с 192.
  2. Электронная библиотека – studshistory.ru.
  3. Смирнова Е.О., Быкова М.В. « Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения» // Вопросы психологии – 2000 - №3 с.4.
  4. Фромм Э. « Душа человека» - М: Сфера, 1998 с. 4.
  5. Варга А.Я. «Структура и типы родительских отношений» - М: Педагогика, 1987 с.1-2..
  6. Ю.Б. Гиппенрейтер « Общаться с ребёнком как?» - М: Педагогика, 1997 с.43.
  7. Логинова И.А. « Специфика детско – родительских отношений» // семейная психология и семейная практика, 1998 № 4.
  8. Смирнова Е.О. « Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе» // Вопросы психологии – 1994 с.5-16..
  9. Мухина В.С. Возрастная психология – 2000г.
  10. Родители  и дети. Психология взаимоотношений. / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой – М. 20003 г.
  11. Варга А.Я., Столина В.В. Тест – опросник родительского отношения.// Практикум по психодиагностике – М: Издательство МГУ. 
  12. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988.
  13. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А.Маркова, М., 1979. 
  14. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 1981
  15. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия.
  16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.
  17. Боумрин Д. Четыре параметра измерения родительского поведения.
  18. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - №2. 
  19. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. - М.: Молодая Гвардия, 1980.
  20. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 1981. - С.95. 
  21. Фромм Э. Искусство любить /ред. Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. - СПб: 2001. - 224 с. 
  22. Шефер И.С. Модель родительского отношения. – М.: Психология. 
  23. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976. - 40с.
  24. Немов Р.С. Психология 3 том – М: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. – 503с.



Информация о работе Психологические особенности родительских отношений к единственному ребёнку дошкольного возраста в семье