Экономические реформы и развитие предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.
Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность экономических реформ 7
1.1 Этапы реформирования предпринимательства в России 7
Глава 2. Состояние и развитие предпринимательства в современных условиях 16
2.1. Предпринимательство на современном этапе 16
2.2. Современное реформирование экономики в области предпринимательства 18
Глава 3. Проблемы в развитии и пути их решения 21
3.1. Основные проблемы предпринимательства 21
3.2. Возможные пути развития 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Экономические реформы и развитие предпринимательства.docx

— 79.61 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По направлению: современные проблемы экономического роста

На тему: «Экономические реформы и развитие предпринимательства»

 

 

Выполнила студентка

группы ЭЭБ-103-О

Рогозина А.А.

Научный руководитель    К.э.н., профессор

Мухаровский Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2013

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Сущность экономических реформ 7

1.1 Этапы реформирования  предпринимательства в России 7

Глава 2. Состояние  и развитие предпринимательства  в современных условиях 16

2.1. Предпринимательство  на современном этапе 16

2.2. Современное  реформирование экономики в области  предпринимательства 18

Глава 3. Проблемы в развитии и пути их решения 21

3.1. Основные  проблемы предпринимательства 21

3.2. Возможные  пути развития 24

Заключение 29

Список используемой литературы 30

 

 

Введение

 

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран.

Первоначально предпринимателями  называли предприимчивых людей, действующих  на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным  операциям. В дальнейшем к предпринимательству  стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.

Однако возникновение  предпринимательства как оформившегося  устойчивого явления относят  к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным  процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое  получение прибыли от пользования  имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Исследование истории  русского и российского предпринимательства  его культурно-исторических предпосылок, получившее новый импульс в связи  с реформированием экономики  современной России и развитием  предпринимательской деятельности, позволяет глубже понять истоки, причины  и последствия социально-экономических  трансформаций, оценить их влияние на общество.

Взаимосвязь и взаимодействие экономики и государственной  политики очевидны. Общее состояние  этих взаимоотношений - это фактор, который самым наглядным образом  отражается в развитии предпринимательства. Российская экономическая среда, имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных уникальными чертами русского характера, одни из которых формировались на протяжении веков, а другие появились лишь в последние время в условиях открытого рынка.

В последнее время при проведении экономических преобразований все меньше берутся в расчет не только культурные и исторические традиции Российского общества, но даже и современная психология общественного сознания. Безусловно, существуют проверенные временем устойчивые экономические модели, но они не применимы, если они не адаптированы к конкретной стране с ее традициями и сформировавшимся под влиянием этих традиций настоящим.

Предпринимательство как  сложное и многообразное социально-экономическое  явление прошло исторически длительный этап своего становления. На протяжении нескольких столетий вырабатывались самые  целесообразные типы и формы предпринимательской  деятельности. Это нашло отражение  в определении ее сущности. Форма  предприятия оказывает прямое непосредственное воздействие на характер и масштабы привлечения капиталов.

В процессе формирования предпринимательских  структур в настоящее время можно  выделить две главные тенденции.

Первая: преобладание государственных  структур, отличающихся негибкостью  и слабой степенью приспособляемости  к изменяющимся условиям рынка, а  также ограниченных в финансовых средствах.

И вторая: возникновение  и развитие предпринимательского сектора, более гибкого и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся рыночному спросу.

Между тем, осуществление  предпринимательства возможно лишь при наличии определенной предпринимательской  среды, под которой понимается общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, степень доступа к возможности формирования предпринимательского капитала, возможность использования необходимых ресурсов.

Как конституционная организация, способная использовать определенные сочетания ресурсов для производства товара, принимать решения, создавать  новшества и идти на риск - предпринимательство  является типичным проявлением сущностных черт рыночной экономики.

В свою очередь, переход к  рынку немыслим без развития предпринимательства  в самых разнообразных ею видах  и формах. Естественно, что степень  цивилизованности и эффективности  предпринимательства находится  в прямой зависимости от характера  и структуры макросреды своего функционирования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что предпринимательство как явление, которое является двигателем производства, является основой для выхода стран из мирового финансового кризиса. Поэтому нужно особо подходить к правовым и экономическим вопросам организации предпринимательской деятельности, а в особенности – к ее реформированию.

Объектом исследования данной работы является предпринимательская деятельность в России.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие  в сфере осуществления предпринимательской  деятельности между различными субъектами экономики.

Целью данной работы служит изучение теоретических и практических аспектов развития предпринимательской деятельности и влияния на него государственного экономического реформирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а  именно:

- Рассмотреть сущность  экономических реформ в области  предпринимательства, проанализировать  их

- Рассмотреть историческое развитие отечественного предпринимательства

- Охарактеризовать текущую  ситуацию в области реформирования  предпринимательства

- Проанализировать проблемы и перспективы развития российского предпринимательства

 

Глава 1. Сущность экономических  реформ

    1. Этапы реформирования предпринимательства в России

 

История российского предпринимательства  самым тесным образом связана  с историей государства и насчитывает  более тысячи лет. Однако, систематическое научное осмысление места и роли предпринимателя в России началось сравнительно недавно, только на рубеже XIX—XX вв. При этом необходимо иметь в виду, что в годы советской власти история предпринимательства как научная и учебная дисциплина практически не изучалась, а немногочисленные исследования, посвященные отдельным аспектам деловой активности, рассматривали предпринимателя в основном как явление чуждое социализму. И лишь со второй половины 80-х гг. XX в. история российского предпринимательства становится предметом научных изысканий и учебной дисциплиной, которая преподается в ряде экономических вузов страны.

Тем не менее, и сегодня многие важные теоретические вопросы становления и развития российского предпринимательства, прежде всего его периодизация, остаются практически не изученными. И все же нельзя сказать, что затронутая проблема в той или иной форме не отражается в работах, посвященных предпринимательству или экономической истории России. Можно сказать, что в каждой подобной работе вопросы периодизации присутствуют, но это делается, как правило, только на уровне перечисления тем без какого-либо серьезного обоснования. Такой подход, в свою очередь, приводит к тому, что в различных исследованиях, претендующих на исчерпывающее рассмотрение проблемы предпринимательства, она представлена в разных хронологических рамках: одни исторические периоды существенно расширяются пли произвольно укрупняются, а другие просто исчезают из поля зрения авторов.

В целом можно выделить следующие этапы развития российского  предпринимательства, начиная со времен Киевской Руси и заканчивая в современным временем.1

Первый этап в становлении  предпринимательства охватывает Древнюю  Русь и распадается на два относительно самостоятельных периода. Это период Киевской Руси, т.е. период, когда у восточных славян появляется собственное государство (IX—XII вв.), и период феодальной раздробленности на Руси, хронологически продолжавшийся с XII в. до конца XIV в. В контексте развития предпринимательства на данном этапе можно говорить о том, что оно существовало преимущественно как торговое предпринимательство, а само государство, по существу, выступало в качестве транзитного государства, контролировавшего важные международные торговые маршруты, получившие в истории названия «Великий путь из варяг в греки и «Великий Волжский путь». Если в первом периоде именно транзитная торговля являлась основным двигателем предпринимательства, то в период феодальной раздробленности можно говорить о начале формирования внутренней межобластной торговли, причем это характерно как для домонгольского, так монгольского периода феодальной раздробленности на Руси.

Второй этап можно условно  назвать — Московская Русь (вторая половина XIV—XVII в.), поскольку на этом этапе шел процесс укрепления прежде всего Московского царства и формировался новый тип государственного устройства, что самым непосредственным образом отразилось на предпринимательской активности.

С точки зрения истории  предпринимательства Московской Руси выделяются три периода. Это период становления Московского царства (вторая половина XIV — конец XV в.); период укрепления (XVI в.) и период его расцвета и последовавшего затем упадка (первая половина — конец XVII в.). Каждый из них имеет свои особенности. Если в отношении первого периода можно говорить лишь об осторожном восстановлении деловой активности в рамках существовавших торговых маршрутов, то в условиях укрепления Московского царства значительно расширяются сложившиеся торговые пути, в первую очередь за счет освоения новых территорий на Урале и в Сибири. Именно в этот период формируются новые виды торговли, такие как ярмарочная торговля, появляются привилегированные купеческие корпорации, прокладываются новые торговые маршруты (например, Северный морской путь), развивается государственное и монастырское предпринимательство и т.д. Наконец, в последний период существования Московского царства закладываются юридические основы деловых отношений, что завершает формирование привилегированных торговых корпораций, а также закрепляет активное участие государства и в торговом (через объявления заповедных товаров) и в промышленном (строительство казенных мануфактур) предпринимательстве.

В то же время к концу  XVII в. дальнейшее укрепление централизованной власти, закрепощение крестьянства и сложившиеся формы взаимоотношений предпринимателей и власти приводят к экономическому отставанию страны от практически вступившей на путь капиталистического развития Европы.

Подобная ситуация объективно приводит к общественно-политическому  и экономическому кризису, выход  из которого связан с формированием  третьего этапа в истории российского предпринимательства, который условно можно назвать — Императорская Россия. Данный этап можно подразделить на два самостоятельных периода. Это период правления Петра 1 и послепетровской эпохи (первая половина XVIII в.) и период, связанный с реформами Екатерины II (вторая половина XVIII в.).

Петровская политика в  отношении поощрения государственного и частного предпринимательства, хотя и диктовалась прежде всего военными проблемами (Северная война), тем не менее способствовала созданию реального частного промышленного сектора экономики, который практически отсутствовал в предшествующий период. Кроме того, ликвидация в Петровскую эпоху привилегированных купеческих корпораций и гильдейская реформа существенно расширили предпринимательскую среду, позволили вовлечь в нее торгующее крестьянство.

Либеральный курс Екатерины  II, направленный на всемерное поощрение промышленности и торговли, знаменовал начало нового периода в развитии предпринимательства. «Жалованная грамота дворянству» (1785 г.) открыла возможность более активного участия этого привилегированного сословия в предпринимательской деятельности, а «Жалованная грамота городам» (1785 г.) позволила купечеству окончательно оформиться в качестве самостоятельного сословия.

Политика, проводимая Екатериной II в конфессиональной сфере, способствовала активному вовлечению в предпринимательскую деятельность старообрядцев и представителей других конфессий. Однако в данный период, несмотря на очевидные успехи в торговле и промышленности, не произошло перелома в установлении новых, капиталистических отношений. Развитие предпринимательской активности сдерживалось наличием крепостного права и в силу этого отсутствием реального рынка рабочей силы.

Четвертый этап — зарождение и развитие капитализма в России — охватывает практически весь XIX в. и четко делится на два самостоятельных периода. Первый — дореформенный (начало — середина XIX в.); второй — пореформенный период, наступивший в результате отмены крепостного права в 1861 г. и продолжавшийся условно до 1893 г.

В первом периоде намечается (хотя и крайне ограниченно) начало промышленного переворота, состоявшего  в переходе от мануфактурного к фабричному производству, основанному преимущественно  на вольнонаемном труде что создавало условия для перехода к капитализму и формированию предпринимательства капиталистического типа.

Информация о работе Экономические реформы и развитие предпринимательства