Языковая политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:53, реферат

Краткое описание

Актуальность темы определяется научно-теоретической и практической значимостью проблем обеспечения эффективности государственной языковой политики с точки зрения защиты национальных интересов страны. О проблеме языка говорят, когда в обществе и политике нарастают кризисные явления. В частности, первая Орфографическая комиссия собралась в 1904 году, когда Россия стояла на пороге войны и революции. В настоящее время проблемы языка являются одними из наиболее обсуждаемых как в специальной литературе, так и в публицистике.

Содержание

1.Введение


2.Понятие языковой политики

3.Структура языковой политики
А)Объект языковой политики
Б)Субъект языковой политики
В)Цели языковой политики
Г)Проблематика

4.Типология языковой политики

5.Этапы языковой политики

6.Языковые проблемы в России

7.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

В начале разберёмся с понятием 1.docx

— 57.11 Кб (Скачать файл)
 

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования 
 
 

     РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
 
 
 
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ

На тему «Языковая политика в Российской Федерации» 
 
 
 
 

                                                                      Колесников Павел

                                                                                 1 курс.БО-211

          Очная форма обучения 

 

Москва   
2011
 
 

                                                             План 
 
 

1.Введение 
 
 

2.Понятие языковой политики 
 

3.Структура языковой  политики

А)Объект языковой политики

Б)Субъект языковой политики

В)Цели языковой политики

Г)Проблематика 
 

4.Типология языковой политики 
 

5.Этапы языковой политики 
 

6.Языковые проблемы в России  
 

7.Заключение 

1.Введение

           Обращаясь к теоретическим аспектам самой "языковой проблемы",  следует заметить, что никогда в истории европейского континента проблема сознательного воздействия общественных институтов на функционирование, развитие и взаимодействие языков не была столь актуальной, как сейчас, а среди основных путей, способов и приемов воздействия общества на языковое функционирование наиболее заметное место занимает именно языковая политика.

           Актуальность темы определяется научно-теоретической и практической значимостью проблем обеспечения эффективности государственной языковой политики с точки зрения защиты национальных интересов страны. О проблеме языка говорят, когда в обществе и политике нарастают кризисные явления. В частности, первая Орфографическая комиссия собралась в 1904 году, когда Россия стояла на пороге войны и революции. В настоящее время проблемы языка являются одними из наиболее обсуждаемых как в специальной литературе, так и в публицистике. При этом есть профессиональное сообщество, для которого заведомо недостаточно просто обсуждать проблемы языковой политики - у него нет иного выхода, кроме как решать проблемы, связанные с языком. Это педагоги и те, кто готовится ими стать. И состав решаемых проблем здесь никак не ограничивается технологией. Решать приходится и те проблемы, которые явно выходят на уровень идеологии, политического процесса, а значит, решение их должно обсуждаться существенно шире, в рамках профессиональной педагогической корпорации. В условиях глобализации мирового развития и информационной открытости национальных границ языковая политика становится важным стратегическим фактором в обеспечении поступательного общественного развития, противодействии межэтническим и межнациональным конфликтам. В современный период серьезных общественных изменений, связанных с процессом глобализации, все большее значение приобретают коммуникации, играющие огромную роль в международных отношениях. «Цементируя» общество внутри одного государства, общий язык стимулирует развитие устойчивых связей -политических, экономических и культурных - и на уровне мирового сообщества. В этой связи все более важным становится использование языков межнационального общения. Вполне естественно, что в настоящее время в академических кругах и в среде лиц, принимающих политические решения, и на Западе, и в России, преобладает желание найти новые подходы к проблемам формирования и проведения государственной языковой политики. В настоящее время пока еще отсутствуют четкие, работоспособные концепции, пригодные для практического анализа и выработки политики в этой области.

Именно это  обстоятельство и определяет актуальность темы настоящего реферата, предполагающего рассмотрение целенаправленных мер, которые предпринимаются государственными органами с целью обеспечения языковой подготовки граждан РФ в соответствии с потребностями общества и механизм их реализации в сфере образовательного пространства.

2.Понятие  языковой политики.

     Языковая политика - это совокупность мер, принимаемых государством, классом, партией, этносом для изменения или сохранения существующего функционального распределения языковых образований, для введения новых и консервации употребляемых языковых норм. Характер и способы разрешения языковых (выбор языка) и лингвистических (выбор языковой нормы) проблем, составляющих содержание. Языковая политика  определяются интересами определенных классов, этнических общностей, политическими и идеологическими целями в области культуры. В соответствии с этим  она может быть перспективной (такую политику называют языковым строительством или языковым планированием) и ретроспективной (культура языка или речи). Такое определение даёт нам большая советская энциклопедия.

     В социолингвистической литературе понятие "языковая политика" находит неоднозначное  толкование. Кроме того, довольно часто  в качестве синонимов понятия "языковая политика" используются такие понятия  как "языковое строительство" и  “языковое планирование", которые, несмотря на то, что обозначают близкие  понятия, по справедливому замечанию  М. И. Исаева, целесообразно разграничивать. Мы же будем выделять еще одно понятие — "языковое прогнозирование", и вместе с двумя первыми определили бы их как взаимосвязанные этапы "языковой политики". Если же быть точнее, то языковая политика — это языковой аспект государственной политики по национальному вопросу. 
 
История теории языковой политики свидетельствует о том, что все успешные  попытки  сознательного вмешательства общества в развитие языкового функционирования были основаны на учете как внутренних тенденций языкового развития, так и социальных факторов, влияющих на функционирование того или иного языка. Поэтому очень важное значение имеет выбор типа проводимой языковой политики, а также правильное обозначение ее этапов.

Итак,  языковая политика это-система мер, осуществляемых государством, объединением государств, влиятельными общественными институтами и деятелями культуры для сохранения или изменения языка, группы языков, языковой или коммуникативной ситуации.

     Соотношение языка и политики можно рассматривать в двух аспектах:  1) язык как орудие политики, 2) язык как объект политики.

     В первом случае речь идет о ведении  политики средствами языка: язык выступает  здесь как инструмент воздействия  на общество для достижения определенных политических целей, в этом смысле говорят  о “языковом манипулировании”. В последнее время в этих рамках активно развивается также проблематика “нейролингвистического программирования” (Neuro-Linguistic Programming – NLP), которое определяется как воздействие вербальной и невербальной коммуникации на человеческий мозг для обретения контроля над деятельностью людей. Этим целям противоположна защита (и самозащита) от языкового манипулирования.

          Во втором случае подразумевается  политика, которая проводится в отношении самого языка, т.е. собственно “языковая политика”. Западные исследователи нередко применяют синонимичный термин “языковое планирование”. История термина выявляет его связь с терминами “плановый язык” (Э.Вюстер) и “сконструированный язык” (О.Есперсен). Отсюда производные термины плановая и конструктивная лингвистика, обозначающие научные области, к которым относится (или с которыми может быть связана) теория языковой политики

3.Структура языковой политики

А) Объект языковой политики

         В качестве объектов языковой политики или языкового планирования выступает: определённый язык   (например, русский),  группа языков (выделяемая по разным признакам, например, по их происхождению – славянские языки, по взаимодействию в составе многонационального государства – языки народов Российской Федерации, по взаимодействию на международной арене – мировые языки и пр.),  языковая ситуация (тип контактирования и взаимодействия языков) или коммуникативная ситуация (допустимость или недопустимость использования тех или иных языковых пластов – диалектизмов, жаргонизмов, табуированной лексики и пр. – в речевом общении; формирование речевого поведения и через него языковой личности).

        Объектом языковой политики выступают также статус и корпус языка. Под статусом языка понимается  роль языка в данном государстве в сравнении с другими языками, функционирующими в этом же государстве, а также роль языка за пределами государства, т.е. на международной арене, в сравнении с другими языками, также действующими на международной арене.

Необходимо отметить, что языковая политика, направленная на сохранение или изменение статуса  языка, всегда предполагает одновременное  воздействие и на другие языки, действующие  в том же государстве или на международной арене, так как  изменение статуса одного языка  влечет за собой одновременное изменение  статуса и прочих языков. Поэтому  статусная языковая политика всегда является комплексной: она предполагает воздействие как на конкретные языки, так и на группы языков, как на языковую ситуауцию в целом, так и на коммуникативное поведение членов языкового сообщества.

Под корпусом языка понимается его внутреннее устройство (фонетика, орфография, грамматика, лексика, терминология), а также соотношение форм существования языка (письменная и бесписьменная формы, литературный язык и диалекты). Языковая политика, направленная на сохранение или изменение корпуса языка (корпусная языковая политика), не предполагает воздействия на другие языки; она нацелена лишь на один язык. Такая языковая политика может иметь следующие такие задачи как поддержание норм данного языка (культура речи) и его защита от структурного проникновения (“языковой интервенции”) другого языка, воздействия диалектов или жаргонов; структурное обогащение данного языка (например, создание письменности и наддиалектной литературной нормы для ранее бесписьменных языков, создание и развитие терминологии и т.п.).

Б) Субъект языковой политики     

     В обычных условиях субъект языковой политики идентичен с субъектом государственной политики: в качестве субъекта политики в обоих случаях выступает государственная власть в специфических для данной страны формах (монархия или республика, демократия или автократия и пр.). К исключительному ведению государства относится языковое законодательство. Языковая политика составляет важнейший компонент национальной политики в многонациональных государствах и благодаря этому становится системообразующим фактором, определяющим конституирование государства, а следовательно, и государственной власти. Отсюда обратное воздействие языковой политики на государство.

Другие субъекты языковой политики являются : общественные организации, движения и партии; языковые учреждения различного профиля (например, языковые академии), лингвистические направления и школы (ср. у Н.Я.Марра: “Языковая политика яфетической теории”); влиятельные деятели национальной культуры. Специфику языковой политики, осуществляемой на международной арене, определяют ее субъекты: объединения государств, межгосударственные и межнациональные организации и институты.

В) Цели языковой политики

         Рассмотрим возможные цели языковой политики. Это могут быть:  сохранение существующего языка,  изменение существующего языка,  возобновление функций (“оживление”) мертвого литературного языка (современная история иврита), создание нового литературного языка (история новонорвежского, индонезийского и др. языков). Языковое планирование  может преследовать также такие цели как создания региональных надъязыковых систем (общеславянский язык Крижанича, современные попытки создания общескандинавской языковой нормы или общескандинавского языка) и создания общемировых надъязыковых систем (международные искусственные языки типа эсперанто).

            Целью конкретных программ языковой политики многих стран является изменение или сохранение сложившегося функционального распределения языковых образований. Речь идет, в основном, о выборе языка для общегосударственного и межэтнического общения.15 В Европе, особенно в последние годы,  общепризнано, что признание и соблюдение принципов равенства гарантирует защиту прав всех национальных меньшинств, а языковые трудности должны быть преодолены в ходе гармонического развития общества.

Г) Проблематика

      Центральной проблемой языковой политики  многонациональных государств наряду с выбором государственного или официального языка является также определение статуса языков национальных меньшинств.

      Выделим факторы, определяющие выбор официального или государственного языка или языков: численность языковых общин, их политическое и экономическое положение в стране; степень развитости того или иного языка как эффективного средства широкого функционирования во всех сферах.      
       Московский социолингвист К. Бахнян выделил основные варианты решения вопроса о статусе языков национальных меньшинств: 1) статус государственного, национального или официального предоставляется всем языкам основных этнических групп (например, в Швейцарии, Бельгии, Сингапуре); 2) некоторые языки национальных меньшинств вводятся как официальные (например, в Новой Зеландии язык маори признан официальным наравне с английским); 3) допускается официальный статус для языков некоторых национальных меньшинств только на региональном уровне (например, в Гане, Нигерии, Ираке); 4) языкам национальных меньшинств не предоставляется официальный статус ни на национальном, ни на региональном уровне, однако их применение гарантировано конституцией, законом или договором.

        4.Типология языковой политики  

Языковая политика может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Под конструктивной языковой политикой имеется в виду политика, направленная на расширение функций языков, сферы их применения, их социально-коммуникативной роли, на создание и развитие литературных языков. 
 Следует также различать централизованную и  нецентрализованную языковую политику. Централизованный характер носит обычно языковая политика, проводимая государством и предусматривающая систему общеобязательных мероприятий. Нецентрализованной является политика местных органов власти, не имеющая обязательной силы за пределами данного региона, а также не пользующаяся государственной поддержкой политика отдельных партий и общественных движений.

Информация о работе Языковая политика в Российской Федерации