Языковая политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:53, реферат

Краткое описание

Актуальность темы определяется научно-теоретической и практической значимостью проблем обеспечения эффективности государственной языковой политики с точки зрения защиты национальных интересов страны. О проблеме языка говорят, когда в обществе и политике нарастают кризисные явления. В частности, первая Орфографическая комиссия собралась в 1904 году, когда Россия стояла на пороге войны и революции. В настоящее время проблемы языка являются одними из наиболее обсуждаемых как в специальной литературе, так и в публицистике.

Содержание

1.Введение


2.Понятие языковой политики

3.Структура языковой политики
А)Объект языковой политики
Б)Субъект языковой политики
В)Цели языковой политики
Г)Проблематика

4.Типология языковой политики

5.Этапы языковой политики

6.Языковые проблемы в России

7.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

В начале разберёмся с понятием 1.docx

— 57.11 Кб (Скачать файл)

      Языковая политика варьируется в межгосударственных отношениях, по-разному формулируется в однонациональных и многонациональных государствах, а также может различаться в областях одного и того же государства при различии национального состава их населения и при несовпадении их конституционного статуса (автономии различных рангов). Следует поэтому выделять пространство языковой политики, т.е. ее привязку к определенной территории и к конкретному политико-административному устройству.

           По направленности различают ретроспективность  (ориентация на сохранение существующей языковой ситуации, на противодействие изменениям) и перспективность (ориентация на изменение существующей языковой ситуации); по содержанию: демократичность (учет интересов широких масс) и антидемократичность (учет интересов правящей элиты); по этнической ориентации: интернационалистичность (учет всех этнических групп) и националистичность (учет интересов лишь одной этнической группы).

   Можно выделить три вектора языковой политики РФ, направленной на укрепление авторитета русского языка в России и в  мире:

   - во-первых, языковая политика в  отношении русского языка как  языка государственного, языка преимущественного использования на территории РФ;

   - во-вторых, как языка общегосударственного  в субъектах РФ, входящих в  состав РФ, политика, направленная  на совершенствование соотношения  степеней использования русского  языка с государственными языками  республик РФ и языками других  народов в субъектах РФ;

   - в-третьих, как языка мирового  и, в частности, как языка  межнационального общения на  территории постсоветского пространства (внешняя политика России).

Хочется отметить тот факт, что русский язык на сегодняшний день является одним  из мировых (глобальных) языков. В начале XX века им владело около 150 миллионов человек, в основном подданные Российской Империи. На протяжении последующих 90 лет число знающих русский язык увеличилось более чем в два раза – примерно до 350 миллионов. В настоящее время число владеющих русским языком в различной степени составляет 275 миллионов человек (в том числе 140 миллионов в России). С одной стороны, весомая цифра, с другой - она выражает существенное снижение числа говорящих на «языке А.С. Пушкина».

 5.Этапы языковой политики 

      Обычно выделяют три этапа языковой политики. Первый — это этап формирования целей и задач языковой политики. На законодательном уровне — это разработка государственной концепции этнополитики и языковой политики как ее составляющей. На этом этапе принимается решение относительно языкового выбора, который по каким-либо причинам считается оптимальным. В основном, языковая политика характеризуется перспективностью, поэтому ее меры  предполагают изменение языковой ситуации и существующих норм. На первом этапе очень важны материалы языкового прогнозирования. 
       Вторым этапом языковой политики является подготовка к осуществлению поставленной задачи, т.е. подготовка к введению избранного оптимального лингвистического варианта, его узаконивания. Этот этап связан с так называемым  языковым планированием. Языковая политика может проводиться официальными государственными учреждениями или независимыми неправительственными организациями, поэтому "авторитет" предлагаемых мер будет различным. На государственном уровне — это принятие законов в области языкового функционирования и присоединение к международным обязательствам в этой области; на неправительственном уровне — это принятие обращений и рекомендаций к правительству, проведение собственных научно-исследовательских и культурно-образовательных мероприятий. С этим этапом тесно связано так называемое языковое установление, под которым понимаются решения властей о сохранении, расширении или ограничении сфер использования того или иного языка. После чего наступает этап имплиментации международных обязательств, а также норм внутреннего законодательства на практике. 
        Последним этапом является этап языкового строительства, который характеризуется тем, что языковая политика выливается в усилия (в т.ч. материально-финансового характера), направленные на то, чтобы заставить или убедить говорящих принять нововведения, рекомендуемые органами, проводящими языковую политику. При этом, говорящие могут принять рекомендации полностью, частично или вовсе их не принимать. Степень принятия рекомендаций позволяет оценивать эффективность и перспективность языковой политики, ее результатов, а также прогнозировать языковое развитие в той или иной стране, в том или ином регионе.

         Для формирования стратегии национальной консолидации в России в обязательном порядке необходимо учитывать национально-языковой аспект этой проблемы, который наряду с двумя другими аспектами — социально-экономическим и конфессионально-религиозным  —  должен стать основой для консолидации многонационального, полилингвистического общества.                                Что же касается аспекта языкового функционирования, то, на наш взгляд, сначала необходимо определиться с тем типом языковой политики, который является оптимальным для России. Затем необходимо разработать концепцию языковой политики как составной части общей концепции государственной этнополитики, и лишь затем приступить к разработке законодательства о статусе языков. А может быть целесообразно было бы разработать даже “Языковой Кодекс", в котором бы нашли отражение не только основные правовые нормы  и принципы языкового строительства в России, но и механизм их реализации с позиций многоязычного государства, в котором нет привилегий или ущемлений какого-либо языка, с учетом специфики реальной языковой ситуации в России.

6.Языковые проблемы в России

       После победы Октябрьской революции 1917 г. и образования СССР (1922) среди внутриполитических задач одно из важных мест заняли задачи национально-языкового строительства.

Национальный  вопрос был очень важной проблемой  в первом социалистическом государстве, так как СССР был страной многонациональной, включающей и развитые нации с  древней культурой (Армения, Грузия), и молодые нации (Казахстан, Кир-гизия, Таджикистан), и народности, не переросшие в нации (народы Севера, Дальнего Востока и Дагестана), особое положение занимала Прибалтика, нации которой прошли этап буржуазного развития.

Различия территориальных  и природных условий Кавказа, Средней Азии, Прибалтики, Сибири и  разная историческая судьба населения  этих территорий представляли большие  трудности для выработки единого  плана развития культуры этих наций и народностей.

Обоснование избранного правительством курса опиралось  на высказывания В. И. Ленина по национальному вопросу, который писал:

«Пока существуют национальные и государственные различия между народами и странами - а эти различия будут держаться еще очень и очень долго даже после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе - единство интер-национальной тактики коммунистического рабочего движения всех стран требует не устранения разнообразия, не уничтожения национальных различий..., а такого применения основных принципов коммунизма (Советская власть и диктатура пролетариата), которое бы правильно видоизменяло эти принципы в частностях, правильно приспособляло, применяло их к национальным и национально-государственным различиям».

Так как язык является важнейшим признаком нации, то, естественно, национальная политика в первую очередь касается языков и их развития. Развитие же языка связано с установлени-ем литературного языка, что прежде всего связано с созданием письменности. За время существования СССР около 60 языков получили письменность, а тем самым возможность обучения в школе на родном языке.

     На  пути установления и нормирования языков народов СССР встречалось много  трудностей, из которых главная - это  выбор того диалекта, на базе которого должен быть закреплен литературный язык. Встречаются такие случаи, когда два диалекта, сильно разошедшиеся, обладают равными правами и тогда возникают два параллельных литературных языка (например, эрзя-мордовский и мокша-мордовский). Существенным затруднением является чересполосица населения, когда немногочисленная по числу говорящих народность разбросана по большой территории вперемежку с населением других национальностей (например, ханты в Западной Сибири или эвенкийцы в Восточной). Благоприятные условия для стабилизации литературного языка представляет наличие какой-нибудь письменности в прошлом, хотя бы и не носившей общенародного характера (например, арабской письменности у татар, узбеков, таджиков).

          Важную роль для народов бывшего СССР играл русский язык - язык международного общения наций и народностей.

Русский язык остается главным источником обогащения лексики большинства национальных языков, особенно в области политической, научной и технической терминологии.

           Вместе с тем в языковой политике центральных партийно-государственных органов, начиная с 30-х гг., все более крепнет тенденция к русификации всего геополитического пространства СССР - в полном соответствии с усилением его экономической централизации. В свете этой тенденции положительные сдвиги в деле распространения письменности приобретали негативный оттенок ввиду почти насильственного введения алфавита на русской основе; русскому языку повсеместно отдавалось явное предпочтение.

Ориентация внутренней политики на формирование этнически обезличенного, мнимо единого «советского народа» имела два важных последствия для языковой жизни страны.

Во-первых, такая  политика ускорила процесс деградации языков многих малых народов (так называемых «миноритарных языков»). Этот процесс носит глобальный характер и имеет объективные причины, среди которых далеко не последнее место принадлежит языковой политике государства. В социолингвистике существует понятие «больные языки» - это языки, теряющие свою значимость в качестве средства общения. Сохраняясь лишь у старших представителей данного народа, они постепенно переходят в категорию исчезающих языков. Количество говорящих на таких языках исчисляется сотнями, а то и десятками человек, а, например, на керекском языке (Чукотский автономный округ) в 1991 г. говорили только три человека.

Во-вторых, централизаторская политика породила всё более крепнувшее культурно-национальное противостояние республик и центра, и в годы перестройки это вылилось в массовый и стремительный процесс пересмотра Конституций союзных республик в части, касающейся государственного языка. Начавшись в 1988 г. в Литовской ССР, этот процесс в течение 1989 и первой половины 1990 гг. охватил весь СССР, а после его распада началась новая волна уточнения Конституций уже национальных субъектов Российской Федерации путем внесения статьи о государственных языках, каковыми признавались национальные языки наряду с русским. К концу 1995 г. во всех национальных республиках в составе РФ закон о языках либо принят, либо представлен на обсуждение.

     В Российской Федерации действует  Закон РСФСР «О языках народов   РСФСР» (принят 25 октября 1991 г.), Декларация о языках народов России (принята тогда же) и Конституция Российской Федерации, в которой государственным языком на всей территории России провозглашается русский (Ст. 68. п. 1). В то же время в Законе «О языках народов РСФСР» провозглашается, что «государство на всей территории РСФСР способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия»73.  
В федеральном законе республиканским законодателям предоставлено право самостоятельно принимать «решения о правовом положении языков народов, проживающих на их территориях. Республики в составе РСФСР могут устанавливать статус государственного языка республики в составе РСФСР». Таким образом российский закон дал «зеленый свет» республиканским властям в формировании своей языковой политики.        

7.Заключение

     Язык - это многофункциональный инструмент, который широко используется в жизни  общества, оно не может существовать без взаимного языкового сближения  людей. По это причине для целей  общения должен быть принят один общий  язык, но при этом функции и статус государственно-национальных языков отдельных  государств не должен быть затронут. Каждый из языков народов России является объектом правового регулирования, культурной и научной деятельности. Русский язык, являясь государственным  языком Российской Федерации, играет важную роль в вопросах регулирования социально-политических отношений, укрепления основ государства  и формирования гражданского общества. Для успешной реализации языковой политики РФ разработаны принципы, цели, нормативно-правовые акты, регламентирующие использование  государственного языка, но нет подобных законов, которые призваны способствовать сохранению и защите русского языка  как национальный и мировой объект культуры.

     Языковая  политика - это целенаправленные меры (в частности, действия законодательных, исполнительных и судебных органов), которые: 1) определяют статус того или  иного языка и то, как тот  или иной язык будет использоваться в государстве; 2) принимаются с целью обеспечения языковой подготовки граждан, в соответствии с потребностями государства; 3) принимаются для определения индивидуальных или групповых прав, связанных с изучением, использованием и защитой тех или иных языков; 4) предполагают правительственное регулирование использования государственного языка.

     Языковая  реформа, идущая в РФ, не заканчивается  с принятием законов о языках. Необходимо предусмотреть весь комплекс мер по культурно-языковому строительству  и обеспечить сохранение тех народов  и языков, которые еще можно  сохранить. А одной из первоочередных задач российских языковедов становится фиксация исчезающих языков для потомков в виде словарей, текстов, грамматических очерков, магнитофонных записей  живой речи и фольклора, ибо каждый даже самый малый язык - это неповторимый феномен многонациональной культуры России.

       Очевидно, что планирование и реализация языковой политики невозможны без языкового образования, включающего в себя, как обучение родному языку, так и иноязычное обучение.

          Формирование государственной языковой политики

Политическая  элита, формирующая государственную  политику по конкретному виду деятельности, очевидно должна иметь своих представителей, как во властных структурах, так и в соответствующих профессиональных кругах. В формировании государственной языковой политики должны участвовать не только чиновники правительства, но и представители науки, знатоки языка и литературы. Орган, функционирующий при властной структуре, играет роль своеобразного «парламента» при органе власти. Примером может служить Совет по русскому языку, функционировавший при Президенте Российской Федерации

     Государственный язык Российской Федерации надо рассматривать как системообразующий фактор сохранения целостности Российской Федерации, как инструмент для выражения воли народа и каждого гражданина страны, как необходимый элемент для осуществления единообразия государственного управления и понимания государственной воли, как механизма для реализации прав и обязанностей населения России, как национальный признак в международных правоотношениях.

Государственный язык Российской Федерации базируется на современном литературном русском  языке. Поэтому забота о государственном  языке Российской Федерации понуждает  защищать и развивать современный  литературный русский язык. Государственный язык Российской Федерации обязан содержать в себе все «ведомственные» языки, в противном случае государственное управление может быть затруднено.

Информация о работе Языковая политика в Российской Федерации