Этапы создания и формирования структур НАФТА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

НАФТА является относительно молодым интеграционным объединением, которое по своей структуре, институциональной основе и ряду других показателей отличается от других объединений. Так, процесс экономической интеграции в рамках НАФТА существенно отличается от интеграции в рамках Европейского Союза, в котором используются средства бюджета этого объединения для подтягивания экономически менее развитых стран, в частности, для развития их инфраструктуры. В рамках НАФТА используется компенсационный механизм асимметрии таможенных тарифов в пользу Мексики. Но нет ни надгосударственного бюджета, ни субсидий Мексике; ей предстоит преодолевать свою отсталость, полагаясь только на себя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Предпосылки и особенности североамериканской интеграции
1.1. Этапы становления НАФТА……………………………………………………...............................3-6
1.2. Структура НАФТА………………………………………………………………………...7-8
1.3. Предшественники НАФТА - мексиканские «Макиалдоры» и канадо- американские кусты………………………………………………………………………… 9-13
Глава II. Современное состояние НАФТА и перспективы развития.
2.1.Результаты и перспективы развития НАФТА………………………………............................................................14-17
2.2. Положительные и отрицательные стороны интеграции……………………………………………………………………...18
2.3. Современное состояние североамериканского соглашения………………..............................................................................19-22
Заключение…………………………………………………………………..23-24
Список использованной литературы…………………………………………………………………...25-26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ЮровУ1.docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

Этапы создания и  формирования структур НАФТА

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Глава I. Предпосылки и особенности североамериканской интеграции

1.1. Этапы становления НАФТА……………………………………………………...............................3-6

1.2. Структура НАФТА………………………………………………………………………...7-8

1.3. Предшественники НАФТА  - мексиканские «Макиалдоры» и  канадо- американские кусты…………………………………………………………………………  9-13

Глава II. Современное состояние НАФТА и перспективы развития.

2.1.Результаты и перспективы  развития НАФТА………………………………............................................................14-17

2.2. Положительные и отрицательные  стороны интеграции……………………………………………………………………...18

2.3. Современное состояние  североамериканского соглашения………………..............................................................................19-22

Заключение…………………………………………………………………..23-24

Список использованной литературы…………………………………………………………………...25-26

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Последние десятилетия XX - начало XXI вв. характеризуются бурным развитием в мире экономических интеграционных процессов. Возникают различного рода интеграционные организации и группировки, происходит диверсификация организационных форм и переход от низших, более простых интеграционных моделей к более сложным структурам, включающим органы, наделенные наднациональными полномочиями. По-новому зазвучавшая интеграционная парадигма возвышает роль региональных объединений.

       Одним из свидетельств  структурных перемен, происходящих  в современном мировом хозяйстве,  может служить создание Североамериканской  зоны свободной торговли (НАФТА) в Западном полушарии, в которую вошли США, Канада и Мексика. Договор о ее создании вступил в силу с 1 января 1994 г. НАФТА обладает мощным экономическим потенциалом (с совокупным ВВП свыше 11,4 трлн долл. США), большой территорией (19,5 млн кв. км) и населением в 380 млн человек.1 В северной части полушария начался быстрый рост торгово-экономических и инвестиционных связей, создавших принципиально новый баланс сил и интересов, тенденций развития в мирохозяйственных отношениях вообще.

       Вступление в  силу Североамериканского соглашения  о свободной торговле формально  означало возникновение единой  континентальной системы, охватывающей  три национальные экономики: США,  Канады и Мексики. Резко выросло  значение стран - участниц НАФТА  в глобальной.

       НАФТА является  относительно молодым интеграционным  объединением, которое по своей  структуре, институциональной основе  и ряду других показателей  отличается от других объединений.  Так, процесс экономической интеграции  в рамках НАФТА существенно  отличается от интеграции в  рамках Европейского Союза, в  котором используются средства  бюджета этого объединения для  подтягивания экономически менее  развитых стран, в частности,  для развития их инфраструктуры. В рамках НАФТА используется  компенсационный механизм асимметрии  таможенных тарифов в пользу  Мексики. Но нет ни надгосударственного  бюджета, ни субсидий Мексике;  ей предстоит преодолевать свою  отсталость, полагаясь только на  себя.

       В этой связи  изучение опыта североамериканских  государств по разработке, созданию  и функционированию подписанного  соглашения о свободной торговле, развитию всестороннего и взаимовыгодного  сотрудничества стран-членов заслуживает  пристального внимания.

ГЛАВА 1  ПРЕДПОСЫЛКИ  И ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

1.1 Этапы становления  НАФТА

Основные положения трехстороннего договора (НАФТА)

Основными целями НАФТА, заявленными  в соглашении являются:

* снятие барьеров в  торговле и содействие свободному  движе-нию товаров и услуг между  странами;

* установление справедливых  условий конкуренции в рамках  зоны свободной торговли;

* значительное увеличение  возможностей для инвестирования  в странах - членах соглашения;

* обеспечение необходимой  и эффективной системы защиты  прав интеллектуальной собственности  в каждой из стран;

* эффективное выполнение  и применение данного соглашения  для урегулирования споров;

* установление рамок для  будущего регионального многосто-роннего  сотрудничества с целью расширения  и усиления преимуществ данного  соглашения.

        НАФТА  предусматривала программу по  устранению тарифных барьеров, которая  включает в себя четыре этапа.  На первом этапе часть тарифных  ограничений будет устранена  немедленно с подписанием Соглашения; на втором -- в течение 5 лет;  на третьем -- в течение 10 лет  и на последнем долгосрочном  этапе -- в течение 15 лет.

        Для  практической реализации соглашения  была создана институциональная  структура НАФТА. Центральным  институтом НАФТА является Комиссия  по свободной торговле на уровне  министров торговли, которая была  призвана следить за выполнением  соглашения и оказывать содействие  разрешению споров, возникающих  при его интерпретации. Комиссия  контролирует деятельность 30 комитетов  и рабочих групп.

         Кроме того, структура НАФТА включает  Комитет по торговле товарами, Комитет по торговле сельскохозяйственной  продукцией, Комитет по санитарному  контролю, Комитет по стандартам, Комитет по малому бизнесу,  Комитет по финансам. В рамках  НАФТА действует рабочая группа  по правилам определения страны  происхождения товара, рабочая группа  по субсидированию сельского  хозяйства, двусторонняя рабочая  группа «Мексика - США», двусторонняя  рабочая группа «Канада - Мексика», рабочая группа по торговле  и конкуренции и ряд других.[ с.6-14]

         Заседания Комиссии проводятся  ежегодно. Министры стран- участниц  договорились о том, что содействие  работе комиссии будет оказывать  координирующий секретариат НАФТА  (КСН). Ежегодно КСН принимает  десятки решений по отмене  антидемпинговых и компенсационных  пошлин.

         Следует отметить, что в рамках  НАФТА США, Канада и Мексика  сохранили свое торговое законодательство, а значит, действуют пошлины на  импорт товаров, наносящих ущерб  национальным производителям. Компенсационные  пошлины вводятся в случае, если  производство импортного товара  субсидировалось. Антидемпинговые  пошлины могут применяться, когда  товар ввозится по очень низким  ценам.

         По мере расширения объемов  торговли увеличивается количество  споров и разногласий. НАФТА  предусматривает меры по снижению  вероятности возникновения торговых  споров между странами. Установленный  в рамках НАФТА порядок разрешения  споров состоит из трех этапов:

* проводятся переговоры  между сторонами с целью удовлетво-рительного  разрешения споров;

* если в течение первого  раунда переговоров не удается  прийти к соглашению, то дело  переходит на рассмотрение Комиссии;

* если Комиссия не сможет  разрешить спор, то он переходит  на рассмотрение специальной  группы специалистов, которая состоит  из пяти членов и гарантирует  справедливое урегулирование споров. [с.4-17]

        На  первом этапе США немедленно  устранили 84 % тарифов на мексиканский  экспорт, за исключением «нефтяного  экспорта» и на 79 % канадского  экспорта. В свою очередь, Мексика  должна я ликвидировать 43 % тарифных  ограничений на американские  товары и 41 % -- на канадские  товары, из которых 80 % представляют  основной капитал (машины и  оборудование, электронные детали, транспортные средства) и химические  товары.

        На  втором этапе, к 1999 г. США и Канада ликвидировали тарифы почти по 1200 видам товаров (включая продукцию автомобильной и текстильной промышленности), которые в 1991 г. составляли 80% мексиканского «нефтяного экспорта». Мексика, в свою очередь, устранила тарифные ограничения почти по 2500 видам товаров, доля которых в экспорте США И Канады составляет соответственно 18 и 19 %.

        На  третьем этапе, который закончился  в 2004 году, США и Канада сняли  тарифные ограничения на 12 и 7 % мексиканского «нефтяного экспорта»,  одновременно Мексика сняла тарифы  на 48% американского и канадского  экспорта.

        На  четвертом этапе, в течение  долгосрочного периода каждая  из трех стран устранит оставшиеся  тарифные ограничения на импорт  особых «чувствительных» товаров  (зерно, порошковое молоко, фасоль  для Мексики; молочные продукты  и птицу-- для Канады; фрукты и  овощи -- для США). Пошлины на  них предполагается полностью  отменить к 2010 году.

        С  точки зрения мексиканского правительства,  устранение тарифных ограничений  во взаимной торговле по данной  схеме будет способствовать созданию  устойчивого предпринимательского  климата для мексиканских производителей  и принятию рациональных инвестиционных  решений. Кроме того, у Мексики  появится возможность модернизации  экономики и ее адаптации к  новым условиям хозяйствования.Необходимо  учитывать также необходимость  устранения нетарифных ограничений,  затрудняющих свободное движение  товаров между странами. Согласно  НАФТА «если иное не предусмотрено  соглашением, ни одна страна  не может применять ограничения  на импорт любых товаров из  другой страны или на экспорт  любого товара в другую страну, за исключением случаев, предусмотренных  статьей XI ГАТТ». Достижением  НАФТА является устранение дискриминации  в отношении мексиканских товаров  при их импорте на рынок  США и Канады. В свою очередь,  отмена импортных лицензий в  Мексике способствует увеличению  объемов и повышению эффективности  американского и канадского экспорта. [с.24-34]

        В  рамках НАФТА установлены общие  правила определения страны происхождения  товара, согласно которым товар  будет считаться произведенным  в данном регионе, если он  подвергся существенной переработке  различными методами в одной  из трех стран (в зависимости  от метода доля североамериканского  компонента в стоимости товара  должна составлять не менее  50-60 %). Особые правила определения  страны происхождения товара  предусмотрено применять к продукции  особых отраслей промышленности: производство компьютеров, автомобилей  и украшений.

       Одной  из особенностей ЗСТ является  то, что, несмотря на основную  цель ее создания полную либерализацию  торговли между странами, она  допускает некоторые исключения. В ходе переговоров стороны  настаивали на исключении из  НАФТА ряда отраслей: культуры -- со стороны Канады, морских перевозок  -- со стороны США, нефтяной  промышленности -- со стороны Мексики.  Для Мексики нефтяная отрасль  является стратегической. Государство  имеет исключительное право на  инвестиции в данную отрасль  и имеет значительное присутствие  в ней в лице государственной  компании REMEX. США стремились добиться  разрешения на вложение капиталов  по крайней мере в отельные  сектора мексиканской нефтяной  промышленности. Руководителям мексиканского  государства все-таки удалось  настоять на сохранении основной  части ограничений на капиталовложения  в нефтяную промышленность.В качестве  так называемых соглашений в  рамках НАФТА рассматривались  вопросы торговли услугами, движения  инвестиций, права интеллектуальной  собственности. 

        На  протяжении многих лет дискуссии  по вопросам инвестирования являлись  источником разногласий между  США, Канадой и Мексикой. Что  касается США и Мексики, споры  в связи с национализацией  промышленности и экспроприацией  иностранных инвестиций оставили  своеобразное наследие в виде  недоверия. Однако в результате  урегулирования проблемы задолженности  и существования потребности  в новых фондах ограничения  на иностранные инвестиции в  Мексике стали рассматриваться  как препятствия для необходимого  для экономики иностранного капитала.

       Согласно  НАФТА для инвесторов североамериканского  региона в каждой из трех  стран устанавливается не дискриминационный  режим в том, что касается  создания предприятий, приобретения  компаний, расширения и управления.[6]

 

 

 

 

1.2.Структура НАФТА

          НАФТА обладает четкой организационной  структурой. Комиссия по свободной  торговле является центральным  институтом НАФТА. Данный орган  наблюдает за осуществлением  и дальнейшей разработкой Соглашения  и помогает разрешать споры,  возникающие между странами. Она  также следит за работой более  чем 30 комитетов и рабочих групп  НАФТА. 

         Министры торговли стран-участниц  согласились, что Комиссии будет  оказывать содействие Координирующий  секретариат НАФТА (NCS), создание  которого планировалось на конец  1997 года. Секретариат призван служить  официальным архивом работы НАФТА  и исполнять роль рабочего  секретариата при Комиссии.

Информация о работе Этапы создания и формирования структур НАФТА