Этапы создания и формирования структур НАФТА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

НАФТА является относительно молодым интеграционным объединением, которое по своей структуре, институциональной основе и ряду других показателей отличается от других объединений. Так, процесс экономической интеграции в рамках НАФТА существенно отличается от интеграции в рамках Европейского Союза, в котором используются средства бюджета этого объединения для подтягивания экономически менее развитых стран, в частности, для развития их инфраструктуры. В рамках НАФТА используется компенсационный механизм асимметрии таможенных тарифов в пользу Мексики. Но нет ни надгосударственного бюджета, ни субсидий Мексике; ей предстоит преодолевать свою отсталость, полагаясь только на себя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Предпосылки и особенности североамериканской интеграции
1.1. Этапы становления НАФТА……………………………………………………...............................3-6
1.2. Структура НАФТА………………………………………………………………………...7-8
1.3. Предшественники НАФТА - мексиканские «Макиалдоры» и канадо- американские кусты………………………………………………………………………… 9-13
Глава II. Современное состояние НАФТА и перспективы развития.
2.1.Результаты и перспективы развития НАФТА………………………………............................................................14-17
2.2. Положительные и отрицательные стороны интеграции……………………………………………………………………...18
2.3. Современное состояние североамериканского соглашения………………..............................................................................19-22
Заключение…………………………………………………………………..23-24
Список использованной литературы…………………………………………………………………...25-26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ЮровУ1.docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

         НАФТА предусматривает дальнейшую  работу по оказанию помощи  в достижении создания зоны  свободной торговли. В соответствии  с Соглашением, с целью способствования  торговле и инвестициям, обеспечения  эффективного выполнения норм  НАФТА и их администрирования,  было создано более 30 рабочих  групп и комитетов. Основные  области, в которых ведется  работа по созданию норм, включают  в себя происхождение товаров,  таможни, торговлю сельскохозяйственными  товарами и субсидии в эту  область экономики, стандартизацию  товаров, государственные поставки  и передвижение деловых людей  через границы. Эти рабочие  группы и комитеты ежегодно  представляют отчет Комиссии  НАФТА. .[ с.4-21]

         Рабочие группы и комитеты  НАФТА также помогают сделать  процесс претворения соглашения  в жизнь более гладким, обеспечить  создание форума для изучения  способов дальнейшего реформирования  торговли между странами-участницами.  Кроме этого, рабочие группы  и комитеты НАФТА обсуждают  спорные вопросы, возникшие между  странами, на ранней стадии их  развития, дабы избежать длительных  процедур разрешения споров.

         В настоящее время большая  часть торговли, осуществляемой  в Северной Америке, происходит  в соответствии установленными  нормами НАФТА и Всемирной  организации торговли (ВТО). Но всё  же в сфере торговли возникают  спорные вопросы, при этом НАФТА  выступает за дружеское разрешение  споров государств, чьи интересы  затронуты, с помощью комитетов  и рабочих групп НАФТА или  других органов. НАФТА предусматривает  скорое и эффективное рассмотрение  проблемы группой экспертов, если  стороны не находят взаимовыгодного  решения данной проблемы.

Разрешением споров, возложено  на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА.

         Для разрешения вопросов, связанных  с инвестициями, НАФТА использует  процедуры "смешанного" арбитража  между инвестором, чьим интересам  наносится ущерб, и заинтересованным  правительством, основываясь на  общих процедурах установленных  канадскими соглашениями о защите  иностранных инвестиций и Мировым  банковским центром урегулирования  споров, связанных с инвестициями.

        На  национальные секции НАФТА возложена  ответственность и за разрешение  споров по другим соглашениям  о свободной торговле, заключенными  этими странами не в рамках  НАФТА. [46-51]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Предшественники  НАФТА – мексиканские "Макиладоры" и канадско-американская кусты

          Образование Североамериканской  зоны свободной торговли и  начало ее функционирования вполне  соответствуют логике развития  интеграционных процессов, происходят  сейчас в мире. Соглашением о  НАФТА было узаконено то, что  очерчивался уже длительное время.  Ведь относительно свободное  движение товаров между США  и их южным соседом Мексикой  существовал еще в начале прошлого  века. На первый план, конечно,  получается основания в северо-мексиканских  пограничных зонах в конце  60-х годов первых предприятий  типа "макиладор" (исп. maqiular - переработка). "Макиладорська промышленность" означает "монтажные предприятия". Таким образом "макиладоры  стали мексиканским вариантом  Свободных зон продукции (FPZ). Перерабатывающие  заводы могли импортировать отдельные  детали и экспортировать смонтированы  изделия, не платя пошлин. Американские  компании использовали преимущества  в средствах мексиканских "макиладор": низкая заработная плата, низкие  социальные и экологические стандарты.  По данным Международного объединения  свободных профсоюзов, "в середине 1995 года в Мексике существовало  уже более 2700 "макиладор", в  которых было занято более  676 тыс. рабочих "[23]. Такие предприятия  были выгодными, бесспорно, для  США: вся трудо-и капиталоемкая  переработка проводилась в Мексике  при небольших затратах на  зарплату и экологии. Конечные  продукты поставлялись в США  без всякого ввозной или вывозной  пошлины. И уже в ноябре 1987 года  правительства США и Мексики  подписали "Соглашение о торговле  и инвестициях".

         Относительно  отношений США с их северным  соседом Канадой, то следует  обратить внимание на то, что  свободная торговля некоторыми  товарами существовала между  ними еще в XIX в. Она, правда, была прервана кризисом мирового  экономического развития, но все  же в 60-х годах XX в. оба  государства прибегли к новым  инициативам. Так, в 1965 году  между США и Канадой было  подписано Соглашение о торговле  продукцией автомобильной промышленности. Переговоры по зачисления к  товарам, включенных в свободное  обращение, продукций других отраслей  промышленности были безрезультатными  вплоть до 1986 года. Именно тогда  США и Канада объединили усилия  для создания в ближайшее время  двусторонней зоны свободной  торговли. Результатом всех переговоров  стало подписания в феврале  1988 года Соглашения о свободной  торговле между США и Канадой  (CUSTA или CUSFTA: Canada-United States Free Trade Agreement), которое вступило в силу 1 января 1989. Как пишет в своей книге  Ю. В. Шишков, создание зоны  свободной торговли между США  и Канадой было "не столько  началом интеграционного процесса, сколько первым широкомасштабным  где Юре реального интегрирования  США и Канады, де-факто которого  происходит уже давно "[18]. Это  соглашение было заключено с  целью:

1) отмена всех таможенных  тарифов до 1998 года и существенного  снижения всех остальных тарифов  в торговле товарами и услугами  между обеими странами;

2) содействие честной конкуренции;

3) либерализации торговли  сельскохозяйственной продукцией, автомобилями, энергоресурсами, а  также либерализации финансовых  слуг, государственных заказов и  других сфер;

4) либерализации условий  для инвестирования;

5) введение эффективных  административных процедур и  решения дискуссионных проблем;

6) заложения основ для  дальнейшего двустороннего и  многостороннего сотрудничества [2].

Правда, этого единства было достигнуто лишь в рамках Договора о CUSTA. По внешней политики, то "внешние  тарифы каждая из стран устанавливала  самостоятельно" [7].

 

Мексиканская  точка зрения

         Наименьшее сопротивление встретила  идея НАФТА в Мексике, и не  только потому, что парламент  этой страны контролируется правящей  Институционно-революционной партией,  лидером которой является президент  К. Салинас де Гортари, активнейший  сторонник соглашения. Мексика как  страна слаборазвитая и сравнительно  бедная (по отношению, естественно,  к Северной, но отнюдь не Латинской  Америке), по общему мнению объективно  выигрывает больше остальных  участников соглашения. Особенно  на первом этапе его реализации, когда с 1 января 1994 г. от уплаты  пошлин в Соединенных Штатах  освобождаются 80% товаров мексиканского  экспорта, в то время как Мексика  распространит такой преференциальный  режим лишь на 40 % американского  импорта, что делается для компенсации  разницы в экономическом развитии  этих государств.

         НАФТА позволит влить в мексиканскую  экономику крупные дополнительные  капиталовложения, что даст возможность  создать новые рабочие места,  повысить уровень жизни населения,  предоставит уникальный шанс  для общего преобразования страны. По выкладкам экономистов, Мексика  сможет рассчитывать на создание  примерно 600 тыс. рабочих мест.

         Конечно,  подписание договора о НАФТА  вряд ли оказалось возможным,  если бы не впечатляющие успехи  мексиканской экономики за последние  годы. А именно: произведена кардинальная  реформа банковского дела. Удачно  развивается программа приватизации. В основном завершена более  чем 50-летняя земельная реформа.  Значительно снижен дефицит госбюджета. Выросли золотовалютные резервы  страны (почти 19 млрд.долл. на 1992 г.). Уровень инфляции, превышавший в  1987 г. 100% , на сегодняшний день  снизился до менее 10%. Приток  иностранных капиталовложений в  национальную экономику за период  пребывания у власти нынешнего  президента страны превысил все,  что когда-либо вкладывалось в  эту республику с самого ее  основания. Валовой национальный  продукт приближается к 350 млрд.долл. Умелое сочетание политического  и экономического прагматизма  в традиционно деликатных отношениях  с "великим северным соседом"  без отказа от курса на максимально  тесные узы с другими латиноамериканскими  государствами принесло свои  плоды: договор с НАФТА не  вызвал значительного сопротивления  ни в мексиканском обществе, ни  в кругах политической оппозиции.  Гладко прошла и ратификация  его в парламенте. [с.30-45]

Позиция Канады

         Совсем иное дело - Канада, где  54 % населения недвусмысленно высказывалось  против "Североамериканского общего  рынка" и только 29% безусловно  поддержали его. Костяк оппозиции  составили мелкие и средние  предприниматели, часть более  крупного бизнеса, а также профсоюзы  (прежде всего влиятельный канадский  рабочий конгресс).

         Больше всего канадцев беспокоила  перспектива переориентации значительной  части торгово-промышленной деятельности  США с традиционной для нее,  Канады (товарообмен между этими  странами составлял 180 млрд.долл.) - на Мексику, с которой у  самих канадцев торговля была  не более 3 млрд.долл.

          В этом случае остро встает  вопрос занятости, поскольку многие  американские предприятия, действующие  на территории Канады, могут предпочесть  ей те очевидные выгоды, которые  сулит НАФТА на мексиканской  земле. Да и наплыв значительно  более дешевых мексиканских товаров  сулит немалые убытки местным  производителям. В качестве весомого  аргумента противники договора  ссылались на далеко не однозначные  результаты ранее подписанного  между Вашингтоном и Оттавой  двустороннего Соглашения о свободной  торговле (вступило в силу с  1 января 1989 г.), по которому только  в сфере машиностроения Канада, по выкладкам специалистов, потеряла  до полумиллиона рабочих мест. Мексиканский же фактор грозил  Канаде полной катастрофой. 

         Либеральная партия не голосовала  в парламенте против ратификации  соглашения о НАФТА. Однако  твердо заявила, что в случае  победы на выборах и прихода  к власти потребует пересмотреть  ряд положений договора, способных,  на ее взгляд, серьезно ущемить  национальные интересы Канады. Конечно,  партия в оппозиции и ее  предвыборные лозунги - это одно. А та же партия у власти - несколько другое. Мало кто полагал,  что, став премьером, Ж. Кретьен  выполнит угрозу и, если претензии  Канады к договору о НАФТА  не будут удовлетворены, действительно  пойдет на отсрочку его введения  в силу. Ведь такая мера наверняка  нанесла бы значительный ущерб  особым отношениям Канады с  Соединенными Штатами, на которые  приходится львиная доля - 80% - канадского  экспорта.

         В свою очередь администрация  Белого дома отдавала отчет  в том, что необходимо пойти  хотя бы на видимость компромисса  с Оттавой. В итоге Вашингтон  уступил Канаде по ряду положений,  охватывающих трудовые отношения  и защиту окружающей среды.  Последние препоны перед НАФТА  с канадской стороны оказались,  таким образом, сняты. 

США и НАФТА

         Для США североамериканское соглашение  призвано обеспечить приращение  не только экономической, но  и геополитической мощи Соединенных  Штатов. Оно -- составная часть  стратегической поли-тики США,  направленной на достижение широкомасштабных  целей: свободное движение американских  товаров и услуг, свободный  доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной  соб-ственности, рост конкурентоспособности,  использование новых ре-гиональных  сравнительных преимуществ за  счет объединения высоких технологий  и инвестиций США с дешевой  рабочей силой Мексики и дешевыми  изобильными природными ресурсами  обеих стран-соседей. Бывший помощник  по экономическим вопросам государственного  секретаря США Роберт Золик  так охарактеризовал важность  североамериканской интеграции: «НАФТА -- хорошая стратегическая возможность  обеспечить, усилить и развивать  континентальную базу в экономическом  и политическом отношении, с  тем чтобы укреплять экономическую  мощь, лидерство и всемирное влияние  Америки. НАФТА будет ключевым  компонентом в разработке и  заключении глобальных, региональных  и двусторонних соглашений, служащих  американским интересам». Уже тогда  в 1992г. речь шла об «одном  континенте и одной экономике». [с.99]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  НАФТА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

2.1.Результаты  и перспективы развития НАФТА.

        Одним  из достижений НАФТА является  снятие целого ряда ограничений  и требований для иностранных  инвесторов (которые имели место  в Мексике): обязательный экспорт  определенного количества товаров  и услуг, обязательное использование  отечественных товаров и услуг,  обязательная передача технологий. Согласно НАФТА инвесторы из  США, Канады и Мексики получают  следующие права с целью более  свободного ведения дел: право  на репатриацию прибылей и  капитала, право на получение  справедливой компенсации в случае  экспроприации, право на урегулирование  споров между инвесторами и  правительствами в арбитраже.  Однако Мексика сохранит запрет  на иностранные инвестиции в  таких секторах, как энергетическая  отрасль, железные дороги и  др.

        Включение  в НАФТА раздела, посвященного  торговле услугами, имеет огромное  значение для стран-участниц, особенно  для Мексики, так как начиная  с 80-х годов услуги составляют  более половины ВВП страны, а  уровень занятости в данной  сфере составляет соответственно 60 %. НАФТА охватывает все виды  услуг, включая финансовые, исключением  являются услуги авиационных  и морских перевозок, бухгалтерского  учета, архитектуры, наземных  транспортных перевозок, консалтинга,  инжиниринга, публикаций, коммерческого  образования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения,  юридических услуг. НАФТА не  ослабляет требования по лицензированию  и сертификации, но в соответствии  с принципом недискриминации  лицензирование таких видов услуг,  как юридические услуги, медицинские  и бухгалтерский учет, должно  соответствовать объективным критериям  и создавать условия для конкуренции,  однако не по национальному  признаку. Правда, мексиканские и  канадские специалисты не могут  работать в США, если они  не прошли те же процедуры  лицензирования и сертификации, что и американские специалисты. 

Информация о работе Этапы создания и формирования структур НАФТА