Судебная защита прав и свобод человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Данте Алигьери писал: "Всюду, где может возникнуть раздор, там должен быть и суд, иначе несовершенное существовало бы без того, что придает ему совершенство, а это невозможно.
В первобытном обществе конфликты выносились на суд старейшин, который и принимал решение по спору. В рабовладельческом обществе все решали рабовладельцы, а в феодальном - монарх единолично принимал решения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Права человека по Конституции РФ 1993 г………………………………….5
2. Судебная защита прав и свобод личности…………………………………..11
Заключение…………………………………………………….…………………20
Список литературы………………………………………………..….... ………21

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 43.82 Кб (Скачать файл)


 

 Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Права  человека по Конституции РФ 1993 г………………………………….5

2. Судебная  защита прав и свобод личности…………………………………..11

Заключение…………………………………………………….…………………20

Список литературы………………………………………………..….... ………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данте Алигьери писал: "Всюду, где  может возникнуть раздор, там должен быть и суд, иначе несовершенное  существовало бы без того, что придает  ему совершенство, а это невозможно.

В первобытном обществе конфликты  выносились на суд старейшин, который  и принимал решение по спору. В  рабовладельческом обществе все  решали рабовладельцы, а в феодальном - монарх единолично принимал решения. Но сосредоточение власти в руках  одного человека, как правило, приводило  к тяжким последствиям - тирании  главы государства. Зародившаяся в  Древнем Риме в 200-120 гг. до н.э. теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, в каждой последующей эпохе получала все  новое переосмысление и развитие. Так, древнеримские политико-правовые идеи были восприняты в XVII в. английской, а спустя столетие французской наукой. В своей известной работе "О  духе законов" (1748 г.) французский  мыслитель Шарль Луи Монтескье  писал: "Все было бы потеряно, если бы один и тот же человек, или корпорация высокопоставленных лиц, или сословие дворян, или, наконец, весь народ осуществляли все три вида власти: власть создавать  законы, власть приводить их в исполнение и власть судить преступления и тяжбы  частных лиц". Монтескье изложил  результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств и пришел к следующему выводу: "Свобода возможна при  любой форме правления, если в  государстве господствует право, гарантированное  от нарушений законности посредством  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые  взаимно сдерживают друг друга".

Среди перечисленных видов (или, как  принято называть, ветвей государственной  власти) особая роль принадлежит судебной власти. Обусловлено это следующим  обстоятельством. Она призвана стоять, во-первых, между двумя другими  ветвями, сдерживая и уравновешивая  их в обоюдном стремлении к абсолютизации, и, во-вторых, между ними и человеком, уважая, а значит, должным образом защищая его права и законные интересы. В противостоянии человека и власти в любом ее проявлении государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, чиновника судебная власть должна занять место независимого и беспристрастного арбитра. Разрешение судьей конфликтов противоборствующих интересов с позиции справедливости - вот в чем состоит социальная природа судебной власти. Ее юридическая природа кроется в том, что судья в конкретном случае разграничивает свободные сферы спорящих сторон и формулирует соответствующие общеобязательные последствия.

Существуют два аспекта понятия "судебная власть" - функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической  конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени  народа независимыми должностными лицами - судьями - в особо оговоренной  законом судебной процедуре и  иными должностными лицами, которые  обеспечивают юрисдикционную деятельность судей. В институциональном аспекте  судебная власть - это обособленная группа связанных между собой  государственных учреждений в основном судов, организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий.

Цель курсовой работы  раскрыть характерные черты судебной защиты прав и свобод человека.

Методологическую  основу написания курсовой работы определили современные общенаучные и частнонаучные методы познания, включая: системный, логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, юридико-логический, и других.

Работа изложена с учетом комплексного характера затронутых проблем.

1. Права человека по Конституции  РФ 1993 г.

 

Впервые Россия провозгласила права и  свободы человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.1 В 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, которая весьма органично вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты.

Однако  главное условие действенности  Конституции - соответствие ее норм объективным  законам развития регулируемых отношений2. Конституция есть закон, "который принимает народ, для того чтобы определить условия передачи и осуществления власти и отношения между управляющими и управляемыми"3. Вместе с тем, по мнению судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина, Конституция России, закрепившая волю ее создателей, а не большинства народа, несет в себе внутренние противоречия. "Она не обеспечивает единства интересов и целей основных участников конституционного процесса, а многие конституционные ценности остаются недоступными для значительной части граждан России".   Реальность предполагает соответствие юридической конституции фактической, т.е. тем общественным отношениям, которые в действительности сложились между классами, нациями, народом и государством по поводу власти, суверенитета и свободы личности4. С распадом Союза ССР Россия вступила в новую фазу своего исторического развития, а переживаемый страной общий глубокий кризис породил массу до сих пор не разрешенных проблем, связанных с реальным осуществлением прав и свобод, о чем свидетельствует колоссальный рост преступности, прогрессирующие нарушения норм административного, земельного, гражданского, трудового, экологического и других отраслей российского законодательства.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ 1993 г. человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

По юридической  природе и системе гарантий права  и свободы в принципе идентичны. Вместе с тем анализ положений  Конституции показывает: термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие  возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его  результата:

  • "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания" (ст. 28);
  • "каждому гарантируется свобода мысли и слова" (ст. 29);
  • "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" (ст. 37).

Термин "право" определяет конкретные действия человека, например, участие в управлении делами государства или в выборах, сбор и распространение информации и т.д. Разграничение между понятиями  право и свобода весьма условно, поскольку зачастую всю сферу  политических прав с четко определенными  правомочиями также именуют "свободами". Нужно отметить, что различие в  терминологии - скорее дань традиции, сложившейся еще в XVIII-XIX вв.

В действующей  российской Конституции используются "основные" и "конституционные" права. Основные права индивида - это  и есть конституционные права. К такому выводу приводит, например, сопоставление ст. 17 и 55 Конституции: в последней отмечается, что перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных свобод индивида. Вместе с тем в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения).

Основные  права субъективны. Сейчас эта истина очевидна, но вплоть до начала XX в. она неоднократно оспаривалась. С середины XIX столетия ученые стали рассматривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской конституции, было воспринято Основным законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций. Именно с того времени возникла необходимость в создании универсальных международных стандартов.

  К первому поколению прав человека относят либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе, а затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических стран. Это - личные (гражданские) и политические права: свобода мысли, совести и религии, право каждого на ведение государственных дел, на равенство перед законом, права на жизнь, свободу и безопасность личности, на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, на гласное и с соблюдением всех законных требований рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Все это отражает так называемую "негативную" свободу, состоящую в обязанности государства воздерживаться от вмешательства в личную сферу людей и создавать условия для их участия в политической жизни. Речь идет прежде всего о защите индивидуальной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры.

Второе  поколение - социально-экономические права - сформировалось уже в XX в. В начале века в результате резкой поляризации общества была выдвинута идея социального реформирования, призванного смягчить противостояние между богатыми и бедными. Пример - социальная политика Бисмарка. Согласно его Манифесту 1881 г. в стране была установлена единая система социального обеспечения в сфере страхования. Позже Веймарская конституция 1919 г. закрепила возможность добывать себе содержание трудом, страхование в случае болезни, старости. Широкий набор прав "второго поколения" был закреплен в Конституции СССР 1936 г. (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь), хотя некоторые из них, скажем, право на образование, в качестве программы были заявлены еще в Конституции 1918 г. Реальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, тем не менее факт ее законодательной фиксации важен сам по себе. После Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Особенность их в том, что они коллективные и могут осуществляться общностью, ассоциацией. К ним относятся право на развитие, мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойную жизнь, здоровую окружающую среду, общее наследие человечества.

Рост  числа научных работ и статей за последние несколько лет однозначно свидетельствует о неподдельном интересе исследователей и ученых к  проблеме должной реализации конституционных  норм. Например, Ю.И. Гревцов справедливо указывает на необходимость создания правовых и иных гарантий для последовательного проведения в жизнь прямого порядка действия основных конституционных норм5. Правоприменительная практика последнего времени свидетельствует, с одной стороны, о привыкании законодателя к решению возникающих проблем "на ходу", а с другой - о приспосабливании граждан к подобным экспериментам. Усугубляется это тем, что в России не накоплен достаточный опыт быстрого и эффективного решения проблем, упорядоченной реализации и гарантированности норм права.

Подходы Конституции РФ к институту прав и свобод человека и гражданина нашли  свое выражение в учредительных  актах субъектов Российской Федерации, которые так же, как и Конституция  РФ, имели шанс стать по определению  польского исследователя А. Лопатки, "конституциями прав человека", однако этого не произошло. Основы правового  статуса личности в России обусловлены  не только ее конституционным строем, но и федеративным устройством государства. Определенный Конституцией РФ статус человека и гражданина, его права, свободы и обязанности действуют  на всей территории государства, состоящей  из территорий субъектов Федерации, где существует свой собственный  правовой режим, который должен являться частью правовой системы государства. Конституция РФ разграничила предметы ведения Федерации и ее субъектов  в области прав и свобод человека. Регулирование и защита прав и  свобод человека и гражданина, вопросы  гражданства, регулирование и защита прав национальных меньшинств отнесены к ведению Российской Федерации. Защита прав и свобод человека и  гражданина, а также прав национальных меньшинств находится в совместном ведении Федерации и субъектов (п. "в" ч. 1 ст. 71, п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Отнесение регулирования прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению Федерации призвано обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для лиц, проживающих в различных субъектах Российской Федерации.

Исходя  из содержания Конституции РФ, под  регулированием прав и свобод следует  понимать их признание, учреждение и  закрепление государством. Следовательно, к ведению Федерации относится  учреждение прав и свобод, а к  совместному ведению - только их защита. Поэтому в законодательстве субъектов РФ должны содержаться правовые нормы, не учреждающие, а защищающие права и свободы человека и гражданина, устанавливающие общие и юридические гарантии их осуществления, как перечисленные в федеральном законодательстве, так и дополнительные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Судебная защита прав  и свобод личности

 

Социальная  природа судебной власти состоит  в разрешении судьями с позиции  справедливости конфликтов противоборствующих интересов в обществе. Конституционно-правовые параметры обеспечения правозащитной  функции судебной власти обусловлены  тем, что сама судебная власть является подфункцией более общего понятия - правоохранительной функции судебной власти. Под правозащитной функцией понимается направление воздействия  суда на общественные отношения, имеющее  своей целью принудительное осуществление  нарушенных или оспариваемых прав и  свобод человека и гражданина. Гарантирование - разновидность обеспечения, то есть такой особенной формы всеобщего  взаимодействия элементов действительности, при которой одни элементы (или  продукты их деятельности) выступают  условием существования или взаимодействия между собой других элементов. Появление  в данной системе субъекта социального  управления требует усиления ординарного  обеспечительного воздействия в  отдельных аспектах, что достигается  с помощью дополнительных средств (гарантий). Гарантии призваны осуществлять специальное (повышенное) обеспечение, выступая дополнительными мерами, средствами и способами, целенаправленно создающими требуемые условия (среду) существования  и функционирования обеспечиваемого  объекта.

Правосудие  в России осуществляется судом, как  носителем судебной власти, посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства (ч. 1 и 2 ст. 118 Конституции РФ). Независимо от процессуальных форм осуществления  правосудия его конституционные  основы проявляются в целях и  принципах, закрепленных в Основном законе страны. При этом определяющую роль играет целевая направленность процедуры осуществления правосудия. Эти принципы, являясь основополагающими  началами построения судебного процесса, вместе с тем играют подчиненную роль по отношению к целям правосудия, под которым следует понимать общественно необходимый и желаемый результат процессуальной деятельности суда и других участников рассмотрения и разрешения дела. По своей сути принципы предназначены именно для выражения процессуальных целей и определения методов их осуществления.

Информация о работе Судебная защита прав и свобод человека