Теоретические основы функционирования налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена тем, что переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий и граждан. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность проблемы определения налога на прибыль и механизма его взыскания. Несомненна прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений в целом и поступлений от налога на прибыль в частности в условиях формирования в России рыночных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система РФ.docx

— 70.54 Кб (Скачать файл)

В рационально построенной системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным. В настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации. Налоговые системы стран с рыночной экономикой являются отражением конкретной экономической среды, а также целого ряда национальных особенностей, которые сложились на протяжении всего исторического развития.  Рассмотрим несколько видов налоговых систем в различных странах.

Налоговая система Германии насчитывает около 50 налогов, которые отличаются друг от друга налогоплательщиками, налоговой базой и налоговыми ставками. Согласно Конституции Германии в стране действуют два уровня государственной власти: федеративной республики (федерации) и земель (членов федерации). В соответствии с этим налоги подразделяются на общие, федеральные, земельные и общин. Особенностью налоговой системы Германии является сложное и многоступенчатое распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, что, по мнению правительства, является фактором выравнивания экономического развития регионов. Доходы в Германии облагаются по прогрессивным ставкам. Ставка взносов в пенсионное страхование составляет 18,6%, из них поровну платят рабочие и предприниматели.

Систему налогообложения Франции можно разделить на три крупных блока: косвенные налоги, включаемые в цену товара, или налоги на потребление; налоги на прибыль или доход и налоги на собственность. Отличительными особенностями налоговой системы Франции являются:

- низкий уровень прямого налогообложения;

- высокий уровень косвенного  обложения;

- высокая доля взносов в фонды  социального назначения (от 4,5 до 13,5%);

- высокая доля поступлений от  налогов на товары и услуги  в общем объеме обязательных  отчислений;

- наращивание доли налоговых  поступлений в бюджеты местных органов власти.

В системе налогообложения США используются основные виды налогов по всем уровням власти: федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет; налоги штатов, вводимые законами штатов и поступающие в их бюджеты; местные налоги, которые вводятся органами местного самоуправления и поступающие в местные бюджеты. Сумма налога на прибыль корпораций и подоходного налога, уплаченная в штате, подлежит вычету из суммы этих же налогов, уплачиваемых по федеральному налогу.

В Чешской Республике, как и в большинстве стран с высокоразвитой экономикой, центр тяжести налогового бремени смещается в сторону косвенных налогов (НДС, налог на товары широкого потребления (акциз), таможенная пошлина), однако налоги на доходы по прежнему важны в формировании бюджета Республики Чехия. Важную роль в налоговой системе этой станы играют налоги наемных работников. Из начисленной заработной платы предприятие отчисляет на социальное страхование - 8%, на медицинскую страховку - 4,5%, подоходный налог – от 15%, а также обязано перечислить на медицинское страхования 9% от начисленной заработной платы и на пенсионное страхование – 26 %.

В Болгарии ставки налогов достаточно низкие для успешного функционирования предприятий и жизни населения. Размер налога на добавленную стоимость составляет 20%, однако для некоторых видов деятельности он уменьшен, а для некоторых – отменен. Прогрессивная шкала для налога на доходы физических лиц была отменена, однако его ставка, как и для налога на прибыль предприятий, составляет 10%.При приобретении недвижимого имущества или новом строительстве (при наличии разрешения за пользование), любой субъект обязан подать годовую налоговую декларацию в сроки определенные законом. Ставка годового налога на имущество определяется налоговым органом по сложным формулам (с учетом месторасположения, стоимости, амортизации-износа и т.д.) с письменным уведомлением налогоплательщика. Налог на недвижимое имущество один из самых низких в Европе. В Болгарии налог на прирост капитала уплачивается физическим лицом при продаже недвижимого имущества, самолетов или автомобилей за счет разницы между ценой продажи и наибольшим значением из двух следующих – рыночной ценой актива, подлежащего продаже, или стоимостью покупки, привязанной к индексу. Физическое лицо, продающее один движимый актив, платит налог на разницу между ценой продажи и стоимостью актива, подлежащего продаже, корректируя стоимость по отношению к уровню инфляции. Сумма налога на прирост капитала, взимаемого с болгарских компаний, прибавляется к их регулярному доходу.

В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить следующим образом:

- либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;

- умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;

- жестко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:

- подоходные, делающие основной  акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;

- умеренно косвенные, равномерно  распределяющие налоговую нагрузку  на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Италии и др.;

- косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана.

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:

- централизованные, наделяющие федеральный  уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;

- умеренно централизованные, наделяющие  все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;

- децентрализованные, наделяющие- нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:

- прогрессивные, если после уплаты  налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;

- регрессивные, если после уплаты  налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны.

- нейтральные, если после уплаты  налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.

Шведская модель налоговой системы заслуживает пристального внимания также опыт шведских специалистов в области налогообложения, хотя бы потому, что сочетание частного предпринимательства и элементов общественного регулирования несколько схожи с не так давно ушедшей советской действительностью. В частности перераспределение через государственный бюджет большей части ВНП. Общая сумма взимаемых в Швеции налогов превышает половину величины ВНП, тогда как в других развитых странах с рыночной экономикой колеблется в пределах от 30 и не более 45%. Следует заметить, что шведская система налогообложения весьма разветвлена и включает многочисленные прямые и косвенные налоги и сборы. Основными прямыми налогами являются национальный и коммунальный (местный) подоходные налоги и национальный имущественный налог. Кроме того, существует, как уже говорилось, широкая система обязательных предпринимательских выплат на социальное обеспечение. Основные косвенные налоги - налог на добавленную стоимость и акцизные сборы на некоторые товары. Косвенные налоги и социальные взносы служат главным источником доходов для бюджета центрального правительства, а прямые - для местных органов управления. Система налогообложения - как центрального, так и местного, - устанавливается шведским риксдагом, но размер взимаемых налогов местные власти определяют сами.  

 

 

 

 

2. Проблемы  и перспективы развития налоговой  системы России

2.1 Структура и принципы построения налоговой системы РФ

 

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

В состав налоговой системы входят:

  • виды налогов, установленные на территории государства,
  • субъекты налога (налогоплательщики),
  • законодательная база – законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения,
  • органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.

Еще до принятия общей части НК в Российской Федерации в соответствии с ее территориальным устройством сформировалась трехуровневая система налоговых отчислений:

  • федеральные налоги и сборы;
  • региональные налоги и сборы;
  • местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. В настоящее время на территории РФ действуют следующие виды федеральных налогов:

  • НДС (гл. 21 Налогового кодекса) – налог на добавочную стоимость;
  • акцизы (гл. 22 Налогового кодекса);
  • НДФЛ (гл. 23 Налогового кодекса) – налог на доходы физических лиц;
  • ЕСН (гл.24НК) – единый социальный налог;
  • налог на прибыль организаций (гл. 25 Налогового кодекса);
  • водный налог (гл. 25.2 Налогового кодекса);
  • НДПИ -  налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 Налогового кодекса).

В состав федеральных сборов входят:

  • государственная пошлина (гл. 25.3 Налогового кодекса);
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 Налогового кодекса).

Региональные налоги – это налоги субъектов РФ. Региональными признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие такой налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что оно не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.

К региональным налогам в настоящее время относятся:

  • налог на имущество предприятий (гл. 30 Налогового кодекса);
  • транспортный налог (гл. 28 Налогового кодекса);
  • единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 Налогового кодекса)

Местные налоги – это налоги, устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В настоящее время предусмотрена возможность взимания следующих видов местных налогов:

  • налог на имущество физических лиц (гл. 32 Налогового кодекса)
  • земельный налог (гл. 31 Налогового кодекса).

Действующая система налогообложения допускает установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения). Установление и введение в действие специальных налоговых режимов (СНР) не относится к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения СНР определяются актами законодательства о налогах и сборах.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах. СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Установление и введение в действие СНР не идентично установлению и введению в действие новых налогов и сборов.

Информация о работе Теоретические основы функционирования налоговой системы