Теоретические основы функционирования налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена тем, что переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий и граждан. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность проблемы определения налога на прибыль и механизма его взыскания. Несомненна прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений в целом и поступлений от налога на прибыль в частности в условиях формирования в России рыночных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система РФ.docx

— 70.54 Кб (Скачать файл)

К специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 Налогового кодекса);
  • упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 Налогового кодекса);
  • система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 Налогового кодекса);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 Налогового кодекса).

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  1. принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

  1. принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

  1. принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

  1. принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Российская система налогообложения с течением времени изменялась. В силу изменения политических, экономических и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.

 

2.2 Основные  проблемы налоговой системы РФ

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой  в нашей стране экономической реформы . На сегодняшний день нет другого аспекта  реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких  же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы. В конечном итоге это вылилось в требование о необходимости обособления налогового учета из системы бухгалтерского. Общее бремя налогов и платежей в РФ в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом «взять все, что можно». Наиболее яркий пример - повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26%, а с 2011 года их ставка возрастет до 34%). Для подъема промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь средства для доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги да еще и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

Также в настоящее время продолжает иметь место недостаточная четкость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком. В связи с этим ошибки при исчислении налогов остаются практически неизбежными. Нестабильность, частая смена «правил игры с государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их дополнительного толкования – все это не только отпугивает иностранных инвесторов, но и создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей.

Огромное внимание, обращает на себя проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но при этом результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические, и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.

Россию захлестнула волна разоблачений связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий» требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов, и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных деяний в налоговой сфере.

От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны.

 

2.3  Направления  совершенствования налоговой системы  России в условиях мирового  финансового кризиса.

 

Налоговая политика является одним из наиболее действенных инструментов создания слаженного действующего фискального механизма, учитывающего особенности развития общественного производства и способного внести существенный вклад в обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве. Мировой финансовый кризис не только предопределил необходимость корректировки налоговой политики, но и сыграл для России роль катализатора для реализации, ранее поставленных задач и проектов в этой сфере.

Правительство РФ 02.05.2012 одобрило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Согласно этому документу в 2013 - 2015 гг. предлагается продолжить совершенствование налоговой системы РФ путем проведения налогового маневра. В итоге будут снижены налоговые нагрузки на труд и капитал и повышены налоговые нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также при переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

 

Таблица 1.

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2008-2011 гг. (% ВВП)

 

2008

2009

2010

2011

Доходы всего

39,17%

35,04%

35,50%

38,37%

Налоговые доходы и платежи

36,15%

31,00%

32,13%

35,61%

в том числе

       

Налог на прибыль организаций

6,09%

3,26%

3,93%

4,18%

Налог на доходы физических лиц

4,04%

4,29%

3,96%

3,67%

Налог на добавленную стоимость

5,17%

5,28%

5,53%

5,98%

Акцизы

0,85%

0,89%

1,04%

1,20%

Таможенные пошлины

8,51%

6,52%

6,91%

8,38%

Налог на добычу полезных ископаемых

4,14%

2,72%

3,11%

3,76%

Единый социальный налог и страховые взносы

5,52%

5,93%

5,48%

6,49%

Прочие налоги и сборы*

1,84%

2,11%

2,16%

1,96%




 

В Основных направлениях налоговой политики предусмотрено несколько путей совершенствования налоговой системы. Среди них, например, выравнивание налоговой нагрузки на газовую и нефтяную промышленность, а также изъятие 80% доходов производителей газа, получаемых ими в связи с ростом оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше прогнозируемого уровня инфляции.

Новый налоговый маневр для отрасли предполагает поэтапное увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в сочетании с поэтапным снижением ставки экспортной пошлины — на 2—3 процентных пункта ежегодно в течение трех лет. Осуществление этого плана предполагается начать с 2014 года. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, «принципиально это [предложение] было одобрено, но сказано посчитать еще, к чему это приведет, как это скажется на ценах на моторное топливо». Предварительные оценки Минфина уже есть — в ведомстве признают, что реализация предложенной инициативы вызовет повышение внутренних цен на моторное топливо. «Это может привести к небольшому росту цен на моторное топливо — примерно на 60—70 копеек за литр, но это в случае сохранения цен на нефть, — сообщил Сергей Шаталов. — Если цены на нефть будут идти по прогнозу Минэкономразвития — $101 за баррель в 2014 году и $100 — в 2015—2016 годах, то никакого повышения не будет, даже [возможно] снижение». В целом маневр будет способствовать повышению конкурентоспособности российской экономики, считают в Минфине. 

 

Таблица 2.

Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2008-2011 гг. (% ВВП)

 

 

2008

2009

2010

2011

Налоговые доходы и платежи

36,15%

31,00%

32,13%

35,61%

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов

9,74%

6,86%

8,22%

10,09%

из них:

       

НДПИ на нефть

3,81%

2,41%

2,80%

3,39%

Акцизы на нефтепродукты

0,34%

0,38%

0,38%

0,52%

Вывозные таможенные пошлины на нефть

4,32%

3,10%

3,70%

4,29%

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

1,27%

0,98%

1,34%

1,89%

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти и нефтепродуктов

26,42%

24,14%

23,91%

25,51%

Информация о работе Теоретические основы функционирования налоговой системы