Основные стадии налогового процесса: основания выделения и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:28, контрольная работа

Краткое описание

Развитие науки налогового права на современном этапе характеризуется пристальным вниманием ученых к его процессуальным аспектам (свидетельством тому служит ряд публикаций по данной проблематике в ведущих юридических изданиях). И это не случайно, ведь именно процессуальные нормы налогового права устраняют многие негативные явления в налоговой сфере. Предпосылками для выделения налогового процесса выступают как необходимость обеспечения реализации отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами по поводу взимания налогов и сборов, привлечения к налоговой ответственности, так и существование массива процессуальных норм, содержащихся в Налоговом кодексе РФ (далее НК РФ). Все это позволяет говорить о наличии развернутого процессуального налогового законодательства и специфических отношений, порождаемых этими нормами.

Содержание

Введение 3
Налоговый процесс 4
1. Понятие и специфика налогового процесса 4
2. Нормативно-правовое регулирование налогового процесса 9
3. Основные принципы налогового процесса 10
4. Участники налогового процесса 11
4.1. Налоговые органы 12
4.2. Налогоплательщики 13
4.3. Иные участники налогового процесса 14
4.4. Участие органов внутренних дел в налоговом процессе 16
5. Основные стадии налогового процесса: основания выделения и особенности 17
Заключение 21
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа - Налоговый процесс.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

 

 

 

Введение

Развитие науки налогового права на современном этапе характеризуется  пристальным вниманием ученых к его процессуальным аспектам (свидетельством тому служит ряд публикаций по данной проблематике в ведущих юридических изданиях). И это не случайно, ведь именно процессуальные нормы налогового права устраняют многие негативные явления в налоговой сфере. Предпосылками для выделения налогового процесса выступают как необходимость обеспечения реализации отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами по поводу взимания налогов и сборов, привлечения к налоговой ответственности, так и существование массива процессуальных норм, содержащихся в Налоговом кодексе РФ (далее НК РФ). Все это позволяет говорить о наличии развернутого процессуального налогового законодательства и специфических отношений, порождаемых этими нормами.

Однако ряд вопросов налогово-процессуального права пока не нашел своего разрешения, требуя дополнительного осмысления. Так, в финансово-правовой науке отсутствует общепризнанное понимание границ налогового процесса, что обусловило отсутствие и общепризнанной дефиниции "налоговый процесс"; не исследованы специфические признаки налогового процесса, позволяющие отграничить его от гражданского, арбитражного, уголовного процесса, с одной стороны, и административного процесса - с другой; не исследованы особенности налогово-процессуальных норм и возникающих на их основе процессуальных отношений; не проведено разграничение субъектов, объектов материальных и процессуальных отношений; отсутствует единообразие в отношении элементов (стадий, производств и т.п.) налогового процесса и т.п.

Таким образом, в свете всего вышеизложенного, очевидно, что тема данной контрольной работы – «Налоговый процесс» - актуальна в настоящее время.

Актуальность  темы заключается в том, что в российской юридической науке вопрос по данной проблеме до сих пор является дискуссионным. Этой теме, как на практике, так и в литературе уделяется значительное внимание, о чем свидетельствует список литературы в конце работы.

Цель работы: комплексный анализ сущности и специфики налогового процесса.

В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи: дать определение понятию «налоговый процесс»; выявить его специфику; остановиться на его правовом регулировании; рассмотреть основные принципы налогового процесса; охарактеризовать его участников; определить основные стадии налогового процесса; сделать собственные выводы.

В обобщении  полученных результатов мы опирались  на работы таких исследователей как: Д.Г. Бачурин, Д.В. Винницкий, И.В. Глазунова, М.В. Давыдова, В.Н. Иванова, А.А. Копина, В.Е. Кузнеченкова, Т.Н. Макаренко, А.И. Пантелеев, Н.А. Саттарова и др.

Соответственно  с учетом характера и специфики  темы, а также степени  разработанности  затрагиваемых  в  ней  проблем,  построена и структура контрольной работы,  которая состоит  из  введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.  По итогам рассмотрения этих вопросов делается попытка прийти к определенным выводам.

 

Налоговый процесс

1. Понятие и специфика налогового процесса

Рассмотрение налогового процесса необходимо предварить некоторыми замечаниями относительно понятия самого налогового права. При этом налоговое право мы понимаем в трех ипостасях: как подотрасль финансового права, как раздел финансово-правовой науки и как соответствующую учебную дисциплину.

Как подотрасль финансового  права налоговое право представляет собой совокупность налогово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере налогообложения. Предмет правового регулирования налогового права определен в ст. 2 НК РФ и включает в себя следующие группы общественных отношений: отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ; отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля; отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов действий (бездействия) их должностных лиц; отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения1.

Система налогового права как подотрасли финансового права состоит из норм права, объединенных, в свою очередь, в институты. При этом объединение норм права в институты носит не произвольный характер, а осуществляется на основе общности отношений регулируемых совокупностью правовых норм. Одним из таких институтов является налоговый процесс. Возникает вопрос, какие же нормы по своему характеру составляют институт налогового процесса.

Для ответа на этот вопрос необходимо дать определение юридической (правовой) процедуры и юридического процесса. Правовая процедура представляет собой  систему, ориентированную на достижение конкретного правового результата, состоящую из последовательно сменяющих друг друга актов поведения, внутренне структурированную правовыми отношениями, иерархически и динамически развивающуюся. Правовая процедура выступает средством реализации основного, главного для нее правоотношения. В зависимости от характера правоотношений, на реализацию которых направлены правовые процедуры, выделяют материальные процедуры, процессуальные процедуры и правотворческие процедуры. Понятие «процессуальная процедура» и «юридический процесс» отражают одно и то же явление, но в разных аспектах. Юридический процесс представляет собой разновидность юридической (правовой) процедуры, направленную на выявление и реализацию материального охранительного правоотношения, что предопределяет своеобразие его содержательных черт (обязательное наличие в составе властного субъекта, специфику опосредуемых мер, высокий уровень нормативной регламентации). Выделение различных видов юридического процесса основывается на выделении различных видов материальных регулятивных правоотношений (материальных норм), обеспечение которых является целью охранительных правоотношений2.

Институт налогового процесса представляет собой систему охранительных  норм налогового права, направленную на обеспечение исполнения налоговой обязанности. В данном случае используется широкое понимание налоговой обязанности. Кроме обязанности платить законно установленные налоги и сборы, т.е. реализации конституционно установленной меры должного поведения, налоговая обязанность включает в себя и иные меры должного поведения налогоплательщика и других участников налоговых правоотношений. Так, например, к обязанностям налогоплательщика в соответствии со ст. 23 НК РФ, помимо обязанности платить законно установленные налоги и сборы относятся обязанность встать на учет в налоговых органах; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и другие обязанности.

Налоговый процесс как раздел налогово-правовой науки представляет собой деятельность, направленную на познание налоговых процессуальных норм и правоотношений, складывающихся на их основе. В ходе познания осуществляются анализ налоговых процессуальных норм, их классификация и систематизация. Налоговый процесс как раздел налогово-правовой науки изучает отдельные стадии налогового производства (регистрационное производство, исполнительное производство, производство по налоговому контролю, производство по делам о налоговых правонарушениях), принципы налогового процесса, анализирует практику применения налоговых процессуальных норм, осуществляет выработку рекомендаций по их совершенствованию.

Понятие налогового процесса в тексте НК РФ отсутствует, однако анализ юридической литературы, посвященной налоговому процессу, выявляет постепенный общий рост внимания исследователей к данной проблеме. Однако до сих пор не удалось добиться определенности в трактовке сущности налогового процесса. Отсутствует систематизация научных знаний в этом аспекте, информация характеризуется большой разрозненностью и полярностью точек зрения различных ученых. При этом как общую тенденцию изучения налоговых процессуальных норм можно обозначить внимание исследователей лишь к отдельным элементам налогового процесса, сужение сферы предметного рассмотрения. На это обращают внимание, в частности, О.В. Староверова и Н.Д. Эриашвили3. Конкуренция позиций различных авторов основывается, как правило, на одном из двух ведущих вопросов: правомерно ли вообще говорить о существовании налогового процессуального права, проводя дифференциацию внутри налогового права, и если да, то какова правовая природа данного явления, что следует включать в его предмет? Иными словами в современный период бурного развития налогового законодательства в финансово-правовой науке обоснованно ставится вопрос о существовании налогового процесса4.

В настоящее время существует несколько  точек зрения на понятие налогового процесса, свидетельствующих о неоднозначности и противоречивости понимания этой категории. Так, Е.Г. Лукьянова, исходя из того, что задача процессуального права состоит в устранении аномальных проявлений общественных отношений, определяет налоговый процесс как деятельность органов налогового контроля (налоговых органов) по выявлению, расследованию, рассмотрению и разрешению дел о налоговых правонарушениях и осуществлению иных мер налогового принуждения5. При этом за рамками налогового процесса необоснованно оставляется, например, деятельность по учету и ведению реестра налогоплательщиков, предоставлению им информации по запросам и др.

Согласно точке зрения Ф.Х. Банхаевой, налоговый процесс - "это регламентируемая нормами права часть бюджетного процесса, представляющая деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников налогового процесса по определению концепции формирования, структуры и объема государственных доходов, корректировке действующей системы налогов и сборов, содержания объектов налогообложения, состава налоговой базы и размеров налоговых ставок, утверждению налогового законодательства, разработке и исполнению планов налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, а также по контролю за исполнением и соблюдением налогового законодательства"6. Думается, что указанное определение не является приемлемым, так как в большей степени отражает экономический подход к пониманию категории налогового процесса и не учитывает специфики налоговых правоотношений.

О. Ногина определяет налоговый процесс как "урегулированную процессуальными налоговыми нормами деятельность государственных уполномоченных органов, направленную на формирование налоговых доходов бюджетов (внебюджетных фондов) и обеспечение надлежащего поведения лиц по исполнению ими своих обязанностей как участников налоговых отношений, состоящую в исследовании обстоятельств и решении индивидуально-конкретных дел в сфере налогообложения"7. Думается, что данное определение неполно, т.к. в нем не учтены процессуальные нормы налогового права, регламентирующие порядок совершения налогоплательщиками определенных действий (по исчислению налогов, обжалованию некоторых действий налоговых органов, т.д.).

Созвучны с предыдущей и позиции  Д.В. Винницкого, определяющего налоговый  процесс как разновидность налоговой  процедуры, призванную регулировать отношения  по применению мер налогово-правового  принуждения и по разрешению налогово-правовых споров"8, и В.Н. Ивановой, предлагающей рассматривать налоговый процесс в широком и узком понимании. В широком смысле под налоговым процессом понимаются все процессуальные отношения, связанные с обеспечением права государства на часть имущества налогоплательщика в виде налогового платежа в соответствующий бюджет, а в узком - только те налогово-процессуальные отношения, которые связаны с производством по налоговому правонарушению9. Однако и определения, данные Д.В. Винницким и В.Н. Ивановой, не отражают в полном объеме содержание налогового процесса, т.к. включают в себя только две его сферы - налоговый контроль и привлечение к налоговой ответственности, оставляя за рамками, процедуры, связанные с исчислением и уплатой налогов, а сведение налогового процесса в его понимании к производству по делам о налоговых правонарушениях или налогового судопроизводству не является достаточно теоретически обоснованным.

Более состоятельной нам представляется позиция В.И. Гудимова, в соответствии с которой предлагается включить в сферу правового регулирования налогового процесса как процедуру, связанную с исчислением и уплатой налогов и сборов в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды, так и процедуру привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения, за которые законодательством о налогах и сборах предусмотрена ответственность10. При этом трактовка В.И. Гудимовым налогового процесса как "...формы упорядочения деятельности субъектов налогового права", по нашему мнению, весьма спорна. Думается, что в данном случае имеет место подмена понятий: категории "налоговый процесс" и "налогово-процессуальная форма" необоснованно отождествлены, поскольку согласно теории юридического процесса под формой понимается совокупность условий выполнения определенных процессуальных действий и их обрядность11.

Налоговый процесс по своей сущности наиболее сходен с административным процессом. Ведь правовое регулирование  налоговых отношений является частью общего механизма административно-правового регулирования налогообложения12.

Без сомнения налоговый процесс  обладает многими важнейшими признаками административного процесса. Здесь и властный характер деятельности, и ее жесткая регламентация правовыми нормами, и наличие определенной цели и документальное оформление. Однако, налоговый процесс отличается от административного процесса по предметной характеристике регулируемых правоотношений: посредством налогового процесса обеспечивается реализация материальных налоговых отношений исключительно имущественных по своему содержанию. В предмет регулирования налогово-процессуальных норм включается группа отношений, которая непосредственно закрепляет первичный этап формирования государственных и муниципальных денежных фондов за счет налоговых платежей, а также производные от них контрольные правоотношения и правоотношения, связанные с привлечением к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Имущественный характер проявляется в том, что отношения складываются по поводу имущества - денежных средств в виде налогов. При этом налоговый процесс обеспечивает реализацию не просто имущественных налоговых правоотношений, но и обязательственных налоговых правоотношений, каковыми являются правоотношения между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных органов по уплате налогов в добровольном порядке13.

Отличие налогового процесса от административного  процесса наиболее ярко прослеживается в юрисдикционном (негативном) налоговом процессе. Различие проявляется в первую очередь по субъекту, уполномоченному ее осуществлять во внесудебном порядке. В налоговой юрисдикции таким субъектом является только один орган государственной исполнительной власти - налоговый (его должностные лица) и в отдельных случаях таможенные органы (их должностные лица), в административной юрисдикции - это целая система исполнительных и правоохранительных органов (их должностных лиц). Административная юрисдикция как процессуальная категория служит в конечном итоге целям правоохраны, обеспечения стабильного правопорядка в сфере государственного управления14. Результатом административной юрисдикции является соответствующее властное одностороннее воздействие в интересах защиты правопорядка, носящее принудительный карательный характер15. Что же касается целей и задач налогового процесса, то они гораздо шире и включают в себя наряду с защитой правопорядка, установленного законодательством о налогах и сборах, восстановление нарушенного права государства на часть имущества налогоплательщика в форме образовавшейся недоимки по платежу. Кроме того, Налоговым кодексом РФ (ст. ст. 100, 101) установлено, что производство по делам о налоговых правонарушениях регулируется именно Налоговым кодексом РФ, а не каким-либо иным нормативно-правовым актом. Закрепленные в Налоговом кодексе правила, порядок, сроки совершения процессуальных действий отличны от аналогичных положений в административном процессе. В налоговом процессе наличествуют свои процессуальные документы, свои способы доказывания, обладающие определенной спецификой критерии относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.

Информация о работе Основные стадии налогового процесса: основания выделения и особенности