Налогообложение малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение малых предприятий, выявление проблем налогообложения.
Задачи работы:
1) изучение сущности и функций налогов;
2) рассмотрение малых предприятий;
3) анализ налогообложения малых предприятий;
4) рассмотрение проблем налогообложения малых предприятий

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообложение малых предприятий тема.docx

— 49.30 Кб (Скачать файл)

Налогообложение малых предприятий тема

Введение

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Вопрос о налогообложении малого бизнеса приобрел особую актуальность в переходной экономике России. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями.

Особым вопросом является установление упрощенной системы налогообложения для малых предприятий, что часто относят к отдельному виду льгот. При этом следует учитывать, что упрощенный режим, снижая издержки контроля властей в одних видах деятельности, в других, напротив, создает возможности для трудно идентифицируемых способов уклонения от уплаты налогов. Поэтому важность вопроса заключается еще и в создании продуманной и рационально организованной системы, по возможности исключающей злоупотребления. В связи с этим система налогообложения малого предпринимательства должна включать ответы на следующие вопросы. Каковы критерии признания плательщика субъектом упрощенного налогообложения? Какие виды деятельности не должны подлежать упрощенному режиму?

Целью работы является изучение малых предприятий, выявление проблем налогообложения.

Задачи работы:

1) изучение сущности и  функций налогов;

2) рассмотрение малых предприятий;

3) анализ налогообложения  малых предприятий;

4) рассмотрение проблем  налогообложения малых предприятий

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава посвящена теоретическим основам налогообложения и малых предприятий. Рассмотрены сущностные, основополагающие вопросы, понятие налога и его функции, понятие малых предприятий.

Вторая глава посвящена системам налогообложения малых предприятий.

В третьей главе рассмотрены проблемы и недостатки налогообложения малых предприятий, а также расширение налоговых льгот для малого бизнеса.

При написании работы были использованы: Налоговый кодекс РФ, Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», учебники (в частности, Пансков В.Г. «Налоги и налоговая система Российской Федерации»; Казак А.Ю. «Налоги и налогообложение»; нормативные акты по налогам, публикации в печати Рубченко М.С. «Нас неверно прореформировали», Эксперт; Лысаковская Е.В. «Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса»); данные сети Internet.

1. Теоретические аспекты налогообложения

1.1 Экономическое содержание и  функции налогов

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

В налогах концентрируется вся совокупность складывающихся в любой национальной экономики интересов вне зависимости от уровня развития, форм организации общества и государственного устройства страны.

Из этого следует, что налог является комплексной категорией, т.е. одновременно экономической, финансовой и правовой.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой - носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате хозяйственной деятельности чистого дохода. Таким образом, налог как экономическая категория выражает реально существующие отношения, которые связаны с процессом изъятия части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода.

Вместе с тем налог - это финансовая категория. Мобилизация с помощью налогов части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов представляют собой часть системы финансовых отношений. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, одновременно они имеют свои отличительные признаки и черты. Наряду с государственным кредитом, государственными расходами и другими финансовыми категориями налоги носят объективный характер, базируются на существовании различных форм собственности, реализуются через собственную форму движения, т.е. функции, и специфически выражают одну из частей реально существующих финансовых отношений.

Одновременно налог является и правовой категорией. Императивная юридическая действительность налога составляет его основу как норма права. Будучи правовой категорией, налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства, базовой составляющей государственного финансового права. Налог поэтому и является нормой права, что иначе, как по закону, он уплачен быть не может. Налог, уплаченный не на основе закона, не является налогом по своей сути. Таким образом, налоги представляют собой одну из главных форм реально существующих отношений между государством и налогоплательщиками, обеспечивающих властные правомочия государства.

Объединяющим началом всех налогов являются их элементы: субъект налогов, объект налогообложения, источник налога, единица налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, налоговый оклад и налоговые льготы. Посредствам элементов в законах о налогах устанавливается вся налоговая процедура, порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, определяются ставки, сроки и другие условия налогообложения.

Субъект налога, или налогоплательщик, - это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. При этом носитель налога, или конечный плательщик, формально не несет юридической ответственности за уплату налога, хотя и является фактически плательщиком через систему переложения налога.

Объект налогообложения - это предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают различные виды доходов (прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров, работ и услуг), сделки по купле-продаже товаров, работ и услуг, различные формы накопленного богатства или имущества. Объектом налогообложения может являться также иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики.

Следует подчеркнуть неразрывную связь объекта налогообложения со всеобщим исходным источником налога - валовым внутренним продуктом, поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты обложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП. Вместе с тем объект обложения и источник уплаты конкретного налога, как правило, почти никогда не совпадают.

Единица обложения представляет собой определенную законом количественную меру измерения объекта обложения. Для обеспечения принципа равенства и справедливости распределения налогового бремени единица обложения выражается в определенных формах. Поэтому она зависит от объекта налогообложения и может выступать в натуральной или денежной форме.

Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу. Налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончанию которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

Налоговая ставка, или норма налогообложения, представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. Общая классификация налоговых ставок представлена на рис. 1.1.

В зависимости от предмета налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными). Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут пропорциональными, прогрессивными (простыми или сложными) и регрессивными. По содержанию налоговые ставки согласно теории налогов подразделяются на три вида: маргинальные (приведенные в налоговом законодательстве), фактические (отношение суммы уплаченного налога к величине налоговой базы) и экономические (отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода).

5

Рисунок 1.1. - Общая классификация налоговых ставок (12.С.20).

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения (существует три способа взимания оклада: «у источника», «по декларации», «по кадастру»).

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. В конечном счете, налоговые льготы ведут к уменьшению облагаемого объекта.

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Функции представляют собой формы движения налогов, как финансовой категории. Именно функции налогов предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение налога, во взаимосвязи образуя систему. Выделяют четыре функции налогов: фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную.

Фискальная функция является основной функцией налога. Она носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему налоговому законодательству обязаны платить налоги. Данная функция изначально характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства, так как главное предназначение налога - образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов организации и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнение им собственных функций - обороны страны и защиты правопорядка, решение социальных, природоохранных и ряда других задач. Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции налога заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ. имеющих общегосударственное значение. Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части общества на содержание наименее обеспеченной части. Именно за счет данного перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. Поэтому распределительную функцию достаточно часто называют еще и социальной, поскольку она выражается в перераспределение доходов в масштабах всего общества.

Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов. налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов и финансовых санкций. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики в целом и ее отдельных отраслей, накопление капитала, ресурсосбережение, платежеспособный спрос населения и др. В этом проявляется тесная связь стимулирующей и распределительной функций налога. которые направлены на обеспечение устойчивого развития как экономики в целом, так и отдельного хозяйствующего субъекта. Хотя регулирующая функция преимущественно реализуется в макроэкономическом аспекте, а стимулирующая функция налогов в основном посредством определенной мотивации хозяйствования ориентирована на микроэкономические процессы.

С распределительной и фискальной функцией тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования, с другой стороны, в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет. Одновременно эффективная контрольная функция налогов препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности, и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством. Именно контрольная функция обеспечивает необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет.

Информация о работе Налогообложение малых предприятий