Налогообложение малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение малых предприятий, выявление проблем налогообложения.
Задачи работы:
1) изучение сущности и функций налогов;
2) рассмотрение малых предприятий;
3) анализ налогообложения малых предприятий;
4) рассмотрение проблем налогообложения малых предприятий

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообложение малых предприятий тема.docx

— 49.30 Кб (Скачать файл)

Организации и индивидуальные предприниматели для принятия окончательного решения о переходе на упрощенную систему налогообложения должны произвести исследование целесообразности перехода на специальный налоговый режим и выбора объекта налогообложения. В таблице 2 приведена налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения и общего налогового режима.

 

Таблица 2 - Налоговая нагрузка (11, с. 32)

 

Вид налога

Ставка в %

Общий режим

УСН

 

Налог на прибыль

24

+

-

 

Налог на имущество

2,2 (max)

+

-

 

ЕСН

26

+

-

 

НДС, уплачиваемый на таможне

10; 18

+

+

 

Обязанности налогового агента

 

+

+

 

ЕНВД

6; 15

-

+

 

Иные установления

 

+

+

 
         

Постановка на учет. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения должны подать заявление в налоговые органы в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году применения указанного налогового режима, вновь созданное предприятие вправе сразу перейти на упрощенную систему. В этот же период они должны осуществить выбор объекта налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. Организации могут применять одновременно упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При этом ограничения по размеру дохода налогоплательщика или остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, а также ограничения по средней численности работников за налоговый (отчетный) период, установленные гл. 26.2 НК РФ, применяются по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям в соответствии с п. 4 ст. 346.12 НК РФ, исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, по совокупности показателей, относящихся к упрощенной системе налогообложения и системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (письмо ФНС России от 8 февраля 2005 г. N ГИ-6-22/96@). Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не вправе отказаться от ее применения и перейти на иную систему налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход) до окончания налогового периода.

Объекты обложения и налоговая база УСН. Объект налогообложения организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбирают самостоятельно. В течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения объект не может быть изменен.

Объектом налогообложения можно выбрать:

1) доходы;

2) доходы, уменьшенные на  величину расходов.

Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав; внереализационные доходы. Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, налоговой базой признается денежное выражение полученных ими доходов. Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение полученных ими доходов, уменьшенных на величину понесенных ими расходов. При этом следует помнить, что доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному на дату получения таких доходов и (или) на дату оплаты таких расходов.

3. Проблемы налогообложения малых  предприятий

3.1 Проблемы налогообложения малых  предприятий

К 2020 году доля малого бизнеса в России должна увеличиться в 4 раза. Об этом в ходе XII Петербургского международного экономического форума заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

По словам президента РСПП Александра Шохина очередь необходимо так упорядочить налоговую систему, чтобы снижать эффективные ставки. "У малого бизнеса есть очень хорошие шансы увеличить свои объемы, по крайней мере, за 50% доля малого бизнеса перевалить должна", - заявил он.

В России от Советской системы были унаследованы крупные, с большим числом занятых, и при этом малоэффективные, а зачастую просто убыточные в рыночных условиях, предприятия. Во многих случаях они строились в местности, где отсутствовало иное производство, и работники этих предприятий не имеют альтернативных возможностей для занятости в своем регионе. Если принять во внимание, что миграция населения в России осложнена по целому ряду причин (отсутствие развитого рынка жилья, недостаточное предложение жилья в большинстве городов, сохраняющиеся в ряде регионов ограничения на регистрацию, недостаточное для покрытия издержек переселения благосостояние населения и пр.), то становится ясным, что социальные проблемы в случае быстрой ликвидации неэффективных градообразующих предприятий могут принять катастрофический характер.

В ряде случаев, например, для решения проблемы северных территорий, принимаются меры по государственной поддержке переселения части населения. Однако переселение не может служить общим решением в сложившейся ситуации. Проблема могла бы быть решена путем создания альтернативных рабочих мест в трудоизбыточных регионах, в том числе и с помощью развития малого предпринимательства. Но создание условий для развития нового производства в значительной степени зависит от местных и региональных властей. Следует учесть, что напряженная социальной обстановка в регионе может давать властям этого региона дополнительные аргументы в ходе переговоров с центральным правительством относительно трансфертов, бюджетных ссуд и отсрочек по их погашению, средств по взаимным расчетам, очередности поступления платежей от федерального правительства и федеральных фондов. Кроме того, напряженная обстановка в регионе или местности, как ни парадоксально, иногда позволяет определенным политическим течениям рассчитывать на поддержку населения на выборах, несмотря на то, что под их руководством проблемы не решались, а только усугублялись. В силу этого обстоятельства заинтересованность в развитии малого бизнеса может быть несколько снижена. Уровень содействия предпринимательским инициативам зависит также от степени развития коррупции и организованной преступности в регионе.

Малое предпринимательство может оказаться жизнеспособным даже при таких обстоятельствах, если условия его существования будут гарантированы на федеральном уровне.

Следовательно, полномочия по определению порядка налогообложения малого бизнеса региональных и местных властей в силу описанных выше обстоятельств должны быть ограничены, по крайней мере, на современном этапе.

В то же время, власти тех регионов, где заинтересованность в развитии малого предпринимательства высока, должны иметь возможность предоставить льготные по сравнению с декларированными на федеральном уровне условия.

Поэтому в этих условиях недопустимым любое обязательное для плательщика применение упрощенных схем или вмененных методов при невозможности оспорить примененное к ним вменение, представив в качестве доказательства учет фактической базы налога на прибыль. Любой налогоплательщик должен иметь право выбрать любой из более общих режимов налогообложения. То есть применение упрощенных или вмененных методов возможно только на добровольной основе. Разумеется, добровольность применения упрощенного налогообложения не подразумевает возможности многократно менять применяемую систему за короткий период времени. Следует определить срок, в течение которого следует оставаться в той системе, которая была выбрана. Поскольку обратный переход к полному учету может осуществляться не только по желанию плательщика, но и в результате превышения критерия признания предприятия малым, наверное, нецелесообразно одновременно ограничивать возможность перехода на полный учет по выбору плательщика. Имеет смысл предусмотреть ограничение на повторное применение упрощенной системы в течение определенного срока. А именно, если налогоплательщик применял упрощенную систему и перешел к полному учету, то повторно принять упрощенную форму налогообложения он имеет право только по прошествии 3-х лет после возвращения к общепринятому учету. И, наконец, нельзя менять систему учета в течение налогового периода.

Кроме того, разумеется, добровольность применения порядка, предусмотренного для малого предпринимательства, не исключает использования вмененного минимального налогообложения тех видов деятельности и в тех случаях, когда есть достаточные основания предполагать высокую рентабельность рассматриваемой деятельности и одновременно существенные возможности сокрытия выручки от учета или необоснованного завышения затрат, для установления минимальных налогов в этом случае следует произвести эмпирические исследования и на их основании определить приемлемые базы вменения и ставки минимального налога, дифференцированные по видам деятельности.

Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса. В частности, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса, в частности, с 1 января 2002 года индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН). К сожалению, это лишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства. режимов налогообложения в отношении субъектов малого предпринимательства, в частности, не уточнены принципы построения льготных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства.

Российская практика применения специальных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства (упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) и общего режима налогообложения показала, что отдельные положения данных режимов налогообложения содержат серьезные проблемы, которые нуждаются в решении.

В этой связи изучение проблем налогообложения субъектов малого предпринимательства позволяет проанализировать и оценить влияние налоговой политики государства на субъекты малого предпринимательства и на основе обобщения и анализа зарубежного опыта налогообложения субъектов малого предпринимательства определить пути решения данных проблем.

3.06.2008 было одобрено предложение  по налогообложению малого бизнеса.

Правительство РФ одобрило все законопроекты, которые были разработаны к настоящему времени по облегчению налогообложения некоторых категорий граждан и юридических лиц, заявил по итогам вчерашнего заседания президиума Правительства РФ заместитель министра финансов Сергей Шаталов. "Одобрены все инициативы, о которых премьер-министр Владимир Путин сообщил в своем вступительном слове", - цитирует слова С.Шаталова пресс-служба правительства. Он, в частности, отметил, что на заседании президиума были подробно обсуждены изменения в налоговое администрирование. По словам С.Шаталова, были поддержаны предложения в отношении совершенствования налогообложения малого бизнеса и специальных налоговых режимов для сельхозтоваропроизводителей. "Очень большое внимание уделялось поддержке инновационной деятельности, вложениям предприятий и организаций в человеческий капитал - это поддержка образования, здравоохранения, добровольного медицинского страхования", - сказал С.Шаталов. Кроме того, по словам замминистра, обсуждались вопросы в отношении НДПИ, прежде всего в отношении налоговых каникул по шельфу, морскому дну, Тимано-Печорскому бассейну, полуострову Ямал. С.Шаталов также сообщил, что президиум Правительства РФ принял решение по введению ускоренной амортизации для ряда высокотехнологичного оборудования и некоторых видов капитальных вложений.

3.2 Проблемы налогообложения малого  агробизнеса

В последнее время большое внимание уделяется налогооблажению малому агробизнесу расширяются налоговые льготы для малого агробизнеса

В сфере развития сельского хозяйства РФ за последние годы «сделано немало»: принят «очень тяжелый» закон о развитии сельского хозяйства, утверждена государственная программа поддержки АПК. В настоящее время Комитет ГД по аграрным вопросам готовит ряд технических регламентов в сфере сельского хозяйства. Первый такой техрегламент - на молоко и молочную продукцию - уже принят, 6 июня 2008 года Госдума рассмотрела техрегламент на масложировую продукцию, 11 июня - на табачную продукцию и соки.

Законодательную работу Госдумы, связанную с совершенствованием земельных отношений в сфере сельского хозяйства, осветил заместитель председателя Комитета ГД по строительству и земельным отношениям Игорь Руденский. Одно из направлений этой работы связано с оборотом земельных участков сельхозназначения, находящихся в долевой собственности граждан. Проблема состоит в том, что по закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения купить земельную долю имеет право ограниченный круг лиц: другие участники долевой собственности, сельскохозяйственные организации и крестьянско-фермерские хозяйства, использующие этот земельный участок. Доказать, что участок действительно используется, довольно трудно, в связи с чем возникает еще одна проблема - отсутствие у сельхозорганизаций надлежащим образом оформленных прав на земельные доли. Эту и ряд других проблем призван решить подготовленный ко второму чтению законопроект, вносящий изменения в отдельные законодательные акты в части совершенствования земельных отношений.

Еще один законопроект снимает ряд необоснованных ограничений оборота земельных участков, предоставленных для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в частности, ограничение на приватизацию земельных участков во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов.

Кроме того, Комитет ГД по строительству и земельным отношениям готовит к внесению законопроект, распространяющий льготы по арендной плате за земельные участки сельхозназначения при переоформлении прав постоянного (бессрочного) пользования на тех лиц, которые переоформили это право до законодательного закрепления такой льготы.

Со своей стороны законодательную работу ведет и верхняя палата российского парламента. Как рассказал член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Аслан Хашир, приоритетным является принятие находящегося в Госдуме законопроекта о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, создающего дополнительные гарантии целевого использования земель племенных заводов, племенных репродукторов и генофондных хозяйств. Кроме того, он сообщил, что при участии членов комитета подготовлен законопроект об аквакультуре, также внесенный в Госдуму. Продолжается работа над законопроектами о ценовой политике на продовольственном рынке, об агростраховании, о пчеловодстве, о внесении изменений в ФЗ о закупках и поставках сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.

Наконец, и Правительство РФ предпринимает активные усилия по созданию благоприятных условий для развития АПК. О последних законодательных инициативах правительства рассказал заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Геннадий Кулик. Так, планируется внесение изменений в налоговое законодательство, расширяющих сферу патентования деятельности малого предпринимательства: с патентами получит право работать агробизнес в области переработки сельхозпродукции, выпаса скота, проведения отдельных сельхозработ. Снимается ограничение по переходу на единый сельхозналог для предприятий, имеющих филиалы и представительства. Кроме того, возможность работать по этой упрощенной системе распространяется и на сельскохозяйственные кооперативы. Срок действия нулевой ставки по налогу на прибыль в сфере сельского хозяйства продлевается до 1 января 2014 года. Появляется возможность уменьшать налогооблагаемую базу по расширенному перечню затрат на подготовку специалистов. Также предусматривается право переноса убытков сельхозпредприятия на 10 лет вперед. «Это своего рода финансовое оздоровление производителей», - пояснил Г.Кулик.

Информация о работе Налогообложение малых предприятий