Налоговый Контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение налогового контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налога на прибыль.
На основе этого можно определить задачи данной курсовой работы:
• исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;
• изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;
• изучение действующих форм и методов налогового контроля;
определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 109.27 Кб (Скачать файл)

Налоговый контроль

 

Введение

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов  управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие  на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий  требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную  уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных  и субъективных причин. С переходом  к рыночным отношениям создаются  новые предприятия, осуществляющие свою финансово-хозяйственную деятельность в различных сферах экономики. Многие из них не имеют достаточно квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета. На таких предприятиях, как правило, допускаются ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Причем сегодня стало естественным уклонение от налоговой повинности, как легальными - когда удается полностью или частично избежать налогообложения, не нарушая при этом действующего законодательства, так и нелегальными, т. е. запрещенными законом способами.

Все это приводит к занижению  налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей.

Ошибки в исчислении и  уплате налогов допускаются также  из-за частых изменений в законодательстве.

В связи с этим сегодня  перед налоговыми органами встает серьезная  проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. Поэтому можно сделать вывод о том, что данная тема актуальна.

Налоговый контроль — составная часть финансового  и разновидность государственного контроля. Контроль рассматривается как самостоятельная функция управления. Приоритетность налогового контроля среди направлений контрольной деятельности обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, регионального и местных бюджетов. Кроме того, по численности контролируемых лиц он занимает одно из основных мест.

По мнению КС РФ, реализация контрольной функции в сфере  налогообложения заключается в  том, что «механизм налогообложения  должен обеспечивать полноту и своевременность  взимания налогов и сборов с обязанных  лиц и одновременно — надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной  с изъятием средств налогообложения.

Целью данной дипломной работы является изучение налогового контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налога на прибыль.

На основе этого можно  определить задачи данной курсовой работы:

  • исследование нормативно-правовой базы осуществления налогового контроля;
  • изучение основ организации контрольной работы налоговых органов;
  • изучение действующих форм и методов налогового контроля; 
    определение наиболее перспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля.

При написании дипломной  работы использовались труды ученых, журнальные статьи, законодательные  акты РФ, указы президента РФ, постановления  правительства РФ, инструкции ФНС  РФ.

1. Налоговый контроль  в РФ

1.1. Экономическое содержание налогового  контроля в РФ

В условиях нового этапа  рыночных преобразований изменяются взаимоотношения  государства, хозяйствующих субъектов  и физических лиц, развиваются различные  формы собственности и предпринимательства, усложняются межбюджетные отношения, вследствие чего многократно возрастает значение налогового контроля. Он, являясь  составной частью государственного финансового контроля, служит формой реализации контрольной функции  финансов и налогов. Назначение налогового контроля заключается в содействии успешной реализации налоговой стратегии  государства, цель которой определена в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию как снижение налогового бремени на налогоплательщиков, упрощение налоговой системы, выравнивание условий налогообложения и повышение  качества налогового администрирования.

Налоговый контроль можно  классифицировать по различным направлениям, в том числе по видам, формам и  методам. Содержание двух последних направлений раскрывается в главе 14 Налогового кодекса РФ, части 1 (далее - НК РФ).

Налоговый контроль за расходами физических лиц выступает своеобразным видом последующего контроля, основанного на соответствии доходов и расходов граждан за определенный период времени. Если налоговый орган обнаруживает, что расходы превышают доходы, с которых уплачены налоги, то у него появляются возможности самостоятельно или с последующим привлечением налоговой полиции задать налогоплательщику вопросы об источниках происхождения средств и выяснить, насколько добросовестно налогоплательщик исполнял обязанность по уплате обязательных платежей в бюджет.

Исходя из этого, федеральное  законодательство о налогах и  сборах призвано создать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности, в том числе определить систему  налоговых органов, относящихся  к федеральным экономическим  службам (п. «ж» ст. 71 Конституции  РФ), их задачи, функции, формы и методы деятельности, порядок проверки правильности исчисления и своевременной уплаты (удержания и перечисления) налогов  и сборов».

В Налоговом кодексе  РФ не сформулировано понятие налогового контроля, поэтому целесообразно обратиться к дефинициям, сформулированным представителями науки.

Важной составной частью органов финансового контроля являются органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уровней. К органам налогового контроля в Российской Федерации относятся органы налоговой службы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины и других сборов.

В систему органов налоговой  службы входят Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям.

Жалобы предприятий на действия должностных лиц государственных  налоговых инспекций подаются в  те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно  подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции. При несогласии предприятия с решением Министерства РФ по налогам и сборам оно может быть обжаловано в арбитражный суд. При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лиц налоговых инспекций обжалуются в судебном порядке.

Проверки предприятий  должностные лица Министерства РФ по налогам и сборам оформляют актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах и других платежах в бюджет и фактически невыполнения требований должностных лиц государственных налоговых инспекций, а также даются указания об устранении выявленных нарушений и о внесении причитающихся сумм в бюджет.

Акт подписывается должностными лицами Министерства РФ по налогам  и сборам, другими участниками  проверок и руководителями и главными бухгалтерами проверенных предприятий, учреждений и организаций. В случаях  несогласия с фактами, изложенными  в акте, руководители и главные  бухгалтеры предприятий делают запись о возражениях, прилагая письменные пояснения и документы, подтверждающие эти возражения.

Должностные лица государственных  налоговых инспекций при установлении фактов нарушений гражданами законодательства о налогах и других платежах в  бюджет составляют протоколы.

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Таким образом, финансовый контроль, с одной стороны, является одной  из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым  условием эффективности управления ими. Сложность понимания финансового  контроля обусловлена сложностью самой  категории финансов. Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Для осуществления финансового  контроля создаются особые контрольные  органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности  и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном  порядке.

Финансовый контроль как  особая область контроля, связанная  с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного  хозяйства.

Непосредственным предметом  проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому  контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых  случаях  и  без  них (бартерные сделки и т. п.).

Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и  организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических  законов, оптимальности пропорций  распределения и перераспределения  стоимости валового общественного  продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового  состояния и эффективного использования  трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также  налоговый контроль; другие направления.

Перед финансовым контролем  стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами  денежных доходов и фондов народного  хозяйства; обеспечение своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным  бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости  и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно  связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также  государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические  меры воздействия конкретно проявляются  через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению  эффективности производства, его  интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.

Информация о работе Налоговый Контроль