Налоговая система Республики Беларусь и проблемы ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей и проблем налоговой системы Республики Беларусь и путей их решения. Для этого должны быть осуществлены следующие задачи: нужно рассмотреть налоговую систему, определить, какие факторы влияют на ее состояние, проанализировать, каким образом эти факторы влияют на состояние налоговой системы, сделать вывод о возможных преобразованиях. Поиск путей решения существующих проблем и является одной из важнейших задач исследования данной работы.
Объект исследования — выявление особенностей налоговой системы Республики Беларусь, зарубежных стран, проблем налогообложения, определение основных направлений реформирования.

Содержание

Введение………………………………………………………… ……………… 3
1 Сущность современной налоговой системы
1.1 Учение о налогах: возникновение и эволюция………………………..…...5
1.2 Содержание и принципы налогообложения…………………………..……6
1.3 Основные элементы налогообложения…………………..…………………9
1.4 Теории налогообложения. Кривая Лэффера………………………………10
2 Налоги, их функции и значение
2.1 Классификация и виды налогов…..……………………………… ……….12
2.2 Экономическая сущность и функции налогов…………………………….14
3 Налоговая система в Республике Беларусь
3.1 Воздействие налогов на рыночное равновесие, распределение налогового бремени в экономике …………………………………………………................16 3.2 Анализ налогообложения Беларуси ….………………………………. ..…19
3.3 Налогообложения в других странах………………………………………..23
3.4 Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь…...24
Заключение……………………………………………………………………….28 Список использованной литературы………………………………...…………

Вложенные файлы: 1 файл

налоговая система - курсовой.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

   Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Могилевский государственный университет продовольствия»

 

Кафедра экономики и организации производств

 

Налоговая  система  Республики  Беларусь  и  проблемы  ее совершенствования

 

Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономике»

Специальность  1-25 01 04 Финансы и кредит

Специализация  1-25 01 04 01 Финансы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы                                         Выполнил

к.э.н  доцент                        студент группы - ФК – 121 М.А.Беззубенко                                                       Дж.Г.Джумаев

«____» _____________2013 г.                               «____»_____________ 2013 г.

 

 

 

 

 

                                              

 

 

                                                Могилев 2013

 

                                                    

                                           

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………  ……………… 3

1 Сущность современной налоговой  системы

1.1 Учение о налогах: возникновение  и эволюция………………………..…...5

1.2 Содержание и принципы налогообложения…………………………..……6

1.3 Основные элементы налогообложения…………………..…………………9

1.4 Теории налогообложения. Кривая Лэффера………………………………10

2 Налоги, их функции и значение

2.1 Классификация и виды  налогов…..……………………………… ……….12

2.2 Экономическая сущность  и функции налогов…………………………….14 
3 Налоговая  система в Республике Беларусь

3.1 Воздействие налогов на рыночное равновесие, распределение налогового бремени в экономике …………………………………………………................16    3.2 Анализ налогообложения Беларуси ….……………………………….  ..…19

3.3 Налогообложения в других странах………………………………………..23

3.4 Пути совершенствования налогообложения  в Республике Беларусь…...24

Заключение……………………………………………………………………….28           Список использованной литературы………………………………...…………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

Введение

 

В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное внимание всех слоев населения. Различные социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации. Такое внимание было и остается вполне оправданным, поскольку налоги - это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики. В то же время налоги – уникальная экономическая категория, которая будоражит умы человечества с древних времён. Её уникальность заключается в степени воздействия на экономическую и социальную жизнь общества и в тесноте связи со всеми, без исключения хозяйствующими субъектами и подавляющей частью населения страны. Налоги во всём мире признаются наиболее действенным инструментом государственного регулирования экономики, оказывающие влияние на формирование структуры производства и потребления общественного продукта, на процесс накопления и инвестирования капитала, ценообразование, развитие научно-технического прогресса, экологию, объём доходов государственного бюджета, жизненный уровень населения и другие стороны жизни общества. Изучение теоретических, методологических и практических основ построения налоговых систем необходимо не только студентам экономических специальностей, но и гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью и желающим грамотно выполнять свои финансовые обязательства перед государством.

Почему данная тема так актуальна в наше время? С переходом Беларуси к рыночным преобразованиям в экономике появились новые формы собственности, экономические виды деятельности, в отношении которых поначалу сложно было определить подходы, да и сами объекты налогообложения. Возникла необходимость и в применении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательств перед государством – добровольной уплаты налогов в зависимости от величины получаемого дохода. Существует множество проблем системы налогов, спорность многих положений законодательных актов, сложность понимания существующих аспектов налогообложения. Однако реформирование налоговой политики должно сделать налогообложение более рациональным и совершенным. Целью работы является выявление особенностей и проблем налоговой системы Республики Беларусь и путей их решения. Для этого должны быть осуществлены следующие задачи: нужно рассмотреть налоговую систему, определить, какие факторы влияют на ее состояние, проанализировать, каким образом эти факторы влияют на состояние налоговой системы, сделать вывод о возможных преобразованиях. Поиск путей решения существующих проблем и является одной из важнейших задач исследования данной работы.

Объект исследования — выявление особенностей налоговой системы Республики Беларусь, зарубежных стран, проблем налогообложения, определение основных направлений реформирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность современной налоговой системы

 
          1.1 Учение о налогах: возникновение и эволюция

Понятие «налог» уходит своими корнями вглубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. В исследовании содержания и природы этого понятия следует придерживаться логики последовательного проникновения в сущность процессов, ассоциирующихся в современном сознании с отчуждением индивидуальных доходов в пользу государственного бюджета. Первые упоминания о налогах нашли свое место в философских трактатах античных мыслителей. Философами налог трактовался как общественно необходимое и мощное явление и это притом, что известные им на то время формы налогов были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. В Римской империи расходы по управлению государством покрывались преимущественно за счет средств, получаемых от сдачи в аренду общественных земель. Достаточно насыщенной является и история акцизов. В Англии за 20-летний период существования республики при Кромвеле было введено до 200 видов акцизов, причем обложению подвергались всевозможные объекты, например коробки для масла или соломенная труха. В Голландии в XVII в. косвенных налогов, как основных фискальных инструментов пополнения казны, было так много, что, по словам государственного деятеля де Витта, на порцию рыбы, поданную в гостинице, падало 34 различных акциза. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия «налог» - опосредствовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов.

Налог – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров услуг) в обмен на которые домохозяйства или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.

Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы классиками более 300 лет назад. В итоге развилась особая сфера экономической теории – наука о налогообложении. Укрепление науки произошло в период повсеместного развития товарно-денежных отношений. С этого времени налог рассматривается экономистами как неотъемлемый элемент расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала. Однако теория налогообложения является наименее исследованной областью налоговых отношений, а ведь без исследования теории успех налоговых реформ невозможен. Любая налоговая система базируется на объективной методологической базе, которая включает как теоретический комплекс, так и научно-практическую базу. Существуют различные налоговые концепции. Среди них концепции ресурсного, имущественного обложения; обложения конечных стоимостных результатов дохода и др. Общество в зависимости от уровня своего экономического развития принимает в законодательном порядке ту или иную концепцию. Теория и методология налогообложения составляют фундамент налогового механизма. Ввиду вышеизложенного можно отметить длительность существования такого экономического явления как налогообложение, а также определить основную сущность системы налогообложения в следующем: налог является неотъемлемым элементом расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала. Выбранная концепция налогообложения зависит, прежде всего, от уровня экономического развития государства.

 

    1.2Содержание и принципы налогообложения

Исследование налогообложения не требует дополнительных сведений для постижения экономической природы налоговых отношений. Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную и др.), требующую средств. Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может, конечно, использовать финансовые займы для покрытия раасходов, но и их необходимо возвращать и уплачивать проценты. Экономическая сущность налогов вытекает из сущности финансов. Началом возникновения финансовых отношений является прибавочный продукт. Одна его часть направляется на расширенное воспроизводство части израсходованных средств и рабочей силы, а вторая часть направляется в доход государства. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. При конструировании налогового механизма необходимо учитывать следующие основные требования:

- налогообложение выражает смену  форм собственности (форма принудительного изъятия средств в казну государства является налоговой тогда, когда стоимость в денежном выражении переходит из индивидуальной или корпоративной собственности в государственное пользование);

- по своей экономической природе  оптимальное налогообложение основывается на рентной составляющей, т.е. независимо от происхождения добавочного дохода – от использования земли, недр, труда или капитала;

- вся система налогообложения  должна строиться в пределах  вновь создаваемой стоимости; налоговые  отношения не должны распространяться на капитал, авансируемый или инвестируемый для расширения производства товаров, работ, услуг.

Выделяют следующие цели налоговой системы:

- создание условий для инвестирования  сбережений корпораций и частных  лиц в целях формирования новых рабочих мест и борьбы с безработицей;

- обеспечение конкурентоспособности  продукции путем стимулирования  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ, новейших технологий;

- проведение протекционистской  политики, способствование отраслевому  и территориальному переливу капитала;

- стимулирование накопления капитала  и сбережений, сдерживание личного  потребления капитала;

- обеспечение социальных потребностей  всех слоев населения.

Полученные финансовые ресурсы должны быть использованы исключительно на общегосударственные нужды под строгим конституционным контролем. Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах – основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения. Актуальными и в настоящее время являются принципы, сформулированные основоположником классической политической экономии шотландским философом и экономистом Адамом Смитом (1723-1790) в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»:

Принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно с их доходами («соответственно их доходу, какими они пользуются под покровительством государства»). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства.

Принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям. Об определенности налогообложения свидетельствует стабильность законодательства о налогах и сборах. Конечно, налоговые реформы идут непрерывно, но они, как правило, затрагивают отдельные налоги и сборы.

Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятыми и удобными для налогоплательщиков.

Принцип экономии, т.е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание.

В настоящее время принципы налогообложения можно разделить на две группы. Первая группа включает в себя всеобщие, или функциональные, принципы, которые, так или иначе, используются в налоговых системах мира. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Позже эти принципы были развиты Н. Тургеневым, А. Соколовым, М. Алексеенко и др. Четыре принципа соответствуют принципам, обозначенным Адамом Смитом и описанным выше (принцип равномерности (справедливости), а также принципы определенности, удобства и экономности). Кроме этих классических принципов со временем сложился комплекс принципов, выделенных как государством, так и плательщиками:

- принцип всеобщности, выражающий  единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;

- принцип однократности налогообложения  одного и того же объекта  за определенный период;

- принцип стабильности налоговой  системы;

- принцип оптимальности налоговых  изъятий, т.е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести налогообложения юридических и физических лиц.

Вторая группа принципов налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон (кодекс) о налоговой системе  конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие и вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с   государством .

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и проблемы ее совершенствования