Налоговая система Республики Беларусь и проблемы ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление особенностей и проблем налоговой системы Республики Беларусь и путей их решения. Для этого должны быть осуществлены следующие задачи: нужно рассмотреть налоговую систему, определить, какие факторы влияют на ее состояние, проанализировать, каким образом эти факторы влияют на состояние налоговой системы, сделать вывод о возможных преобразованиях. Поиск путей решения существующих проблем и является одной из важнейших задач исследования данной работы.
Объект исследования — выявление особенностей налоговой системы Республики Беларусь, зарубежных стран, проблем налогообложения, определение основных направлений реформирования.

Содержание

Введение………………………………………………………… ……………… 3
1 Сущность современной налоговой системы
1.1 Учение о налогах: возникновение и эволюция………………………..…...5
1.2 Содержание и принципы налогообложения…………………………..……6
1.3 Основные элементы налогообложения…………………..…………………9
1.4 Теории налогообложения. Кривая Лэффера………………………………10
2 Налоги, их функции и значение
2.1 Классификация и виды налогов…..……………………………… ……….12
2.2 Экономическая сущность и функции налогов…………………………….14
3 Налоговая система в Республике Беларусь
3.1 Воздействие налогов на рыночное равновесие, распределение налогового бремени в экономике …………………………………………………................16 3.2 Анализ налогообложения Беларуси ….………………………………. ..…19
3.3 Налогообложения в других странах………………………………………..23
3.4 Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь…...24
Заключение……………………………………………………………………….28 Список использованной литературы………………………………...…………

Вложенные файлы: 1 файл

налоговая система - курсовой.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, была рассмотрена классификация налогов по различным классификационным признакам, основным из которых является деление налогов по способу изъятия. Классификация налогов по определенным признакам обеспечивает систематизацию учета налогов и налоговых групп, в свою очередь это содействует вводу налогов и сборов классификационных кодов для плательщиков.

 
          2.2 Экономическая сущность и функции налогов

Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики. В этих условиях предъявляются очень высокие требования к механизму налогообложения, который должен, прежде всего, содействовать высокой деловой активности предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов, работников. В то же время он должен способствовать качественному прогрессу в отраслях национальной экономики, установлению оптимальных пропорций между ними, побуждать предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования, минимизировать товарные запасы, сокращать производственные расходы. Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и стимулирующая. Фискальная функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития. Последние десятилетия в мировой практике характеризуются резким увеличением налоговых поступлений в бюджеты государств, что связано с ростом объемов производства, развитием научно-технического прогресса, реальным увеличением национального дохода. Фискальная функция отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства. Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы. Налоги формируют большую часть государственного бюджета, который в свою очередь предназначен для развития науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Отсюда следует, что налоговые отношения включают также стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений). Существуют следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы; прочие налоговые льготы. Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

- финансирования затрат на развитие  производства и жилищное строительство;

- малых форм предпринимательства;

- занятости инвалидов;

- благотворительной деятельности, социально-культурной и природоохранительной  сфер.

Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.          Для стимулирующей функции в отличие от фискальной характерно стимулирование социально-экономической деятельности плетельщика, приоритетных для государства направлений. Стимулирующее воздействие оказывается возможным через введение различных видов налоговых льгот и преференций. Из сущности налогов вытекает и распределительная (перераспределительная) функция. Она обеспечивает процесс перераспределения валового внутреннего продукта. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Через налоги реализуется главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных и др.). Сегодня регулирующие возможности налогов настолько велики, что их можно рассматривать как проявление регулирующей функции налогов. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства. Регулирующая функция неотделима от других функций налогов. Расширение налогового методов изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении вех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений. Таким образом, выделяют следующие функции налогов: фискальная, перераспределительная и регулирующая. Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

 
          3. Налоговая система в Республике Беларусь

 

3.1 Воздействие налогов на рыночное равновесие, распределение налогового бремени в экономике

В современной рыночной экономике применяется довольно сложная и разнообразная система налогов.

Графически воздействие налога на рыночное равновесие представлено на следующем рисунке.

В начале, до введения налога, линия спроса занимала положение D, а линия предложения – S. Равновесная цена составляла Р, равновесный объем продаж –Q. Допустим теперь, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т рублей на каждую единицу товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами. Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т.

Почему? Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q по цене P, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена брутто (с включением налога) будет на Т рублей выше, чем Р. В этом случае производители получат цену нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке кривой предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т рублей. Линия предложения займет положение S1. Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q1, P1, P1*. Объем рынка Q1 будет меньше первоначального Q. Цена, которую платит покупатель, Р1, окажется выше первоначальной Р. Цена, которую фактически получает продавец (без налога), Р1* , окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет соответствовать площади прямоугольника P1ABP1*. Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера. Несмотря на то, что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени возлагается на покупателей. Рассмотрим это на графике.

 

Рисунок 3 – Введение налога государством, изменение общего благосостояния

 

Кривая S (кривая предложения до введения налога) связывает объем предложения с ценой, остающейся у продавца после уплаты налога; S1 – кривая, устанавливающая связь между объемом предложения и ценой, уплачиваемой покупателем, - кривая предложения после введения налога. Кривая S1 получена из кривой S смещением на Т единиц в направлении оси цен (вверх). Введение налога вызвало перемещение равновесия из точки Е0 в точку Е1, при этом объем продаж сократился с Q0 до Q1, цена, уплачиваемая покупателем, выросла с Р0 до P1, а получаемая продавцом - снизилась с Р0 до Р1*. Выгода от покупки-продажи снизилась и для покупателя, и для продавца. Излишек потребителя снизился и из-за того, что за каждую единицу покупаемого товара он вынужден платить больше, и из-за того, что ему при этом приходится сокращать объем потребления, а часть потребителей, возможно, вообще откажется от покупки данного товара. Воспользовавшись геометрическим представлением излишка потребителей, мы можем уменьшение его величины изобразить площадью фигуры P1E1E0P0. Продавец получает за каждую единицу товара меньше, чем до введения налога, и к тому же сокращается объем продаж; часть продавцов, возможно, будет вынуждена покинуть данный рынок. Сокращение их излишка представлено на рис. 2 площадью фигуры Р0Е0Е1*Р1*. Суммарному сокращению излишков покупателей и продавцов (т.е. величине налогового бремени) соответствует площадь фигуры Р1Е1Е0Е1*Р1*. Распределению налогового бремени между продавцом и покупателем соответствует отношение площадей фигур P1E1АP0 и Р0АЕ1*Р1* соответственно. А отношение это, как видно из графика, зависит от наклонов линий спроса и предложения, т.е. от ценовой эластичности спроса и предложения. Площадь треугольной области Е1Е0Е1* не покрывается величиной налогового сбора. Это чистые потери общества, обусловленные введением налога. Каковы же основные аспекты исчисления налогового бремени в экономике? Оно осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне, что отражается на следующем рисунке.

Рисунок 4 – Основные аспекты исчисления налогового бремени

 

Налоговое бремя на экономику, как правило, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределенной с помощью налогов. Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им благ. Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, поскольку в большинстве стран именно этот налог является единственным налогом, который уплачивается непосредственно работником. Данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах. Налоговое бремя на конкретное предприятие может оцениваться по нескольким методикам, представленным на рис.5.

Рисунок 5 – Методики оценки налогового бремени хозяйствующих субъектов

 

Принцип справедливости налогообложения особенно четко проявляется при распределении налогового бремени между налогоплательщиками. Поэтому налоговое бремя на всех налогоплательщиков должно быть распределено равномерно и справедливо. В построении налоговых систем различных стран все большее признание находит принцип “низкие ставки – широкий охват”, суть которого состоит в расширении налоговой базы за счет отмены большинства льгот по налогам и установленных минимально возможных ставок налогообложения. Это дает возможность установить принцип равномерности и справедливости, поскольку, в противном случае, льготный режим для одних означает дополнительное налоговое бремя для других. Вместе с тем применение принципа равенства и справедливости в каждой отдельно взятой стране тесно связано с проводимой экономической и социальной политикой. Таким образом, совершенствуя налоговую систему, следует оценивать проводимые реформы как с позиции обеспечения необходимого перераспределения налогов, так и с позиции установления реального налогового бремени налогоплательщика.

 

3.2 Анализ налогообложения Беларуси

Как было указано в предыдущих главах, всякое государство при построении системы налогообложения опирается на всеобщие, или функциональные принципы, однако в то же время каждая система имеет свои особенности. Что касается Республики Беларусь, то существующие особенности системы налогообложения, характерные для экономики республики получили свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается установление налогов, нарушающих единое экономические пространство и единую налоговую систему государства; установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность плательщиков; установление дополнительных налогов или использование повышенных или дифференцированных ставок налогов зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица. Налогообложение в Республике Беларусь регулируется налоговым законодательством, которое представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений. Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

1. Налоговый кодекс Республики  Беларусь и принятые в соответствии  с ним законы, регулирующие вопросы  налогообложения;

2. Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

3. Постановления Правительства  Республики Беларусь, регулирующие  вопросы налогообложения и принимаемые  на основании и во исполнение  Налогового кодекса, налоговых законов  и актов Президента Республики Беларусь.

4. Нормативные правовые акты  республиканских органов государственного  управления, органов местного управления  и самоуправления, регулирующие  вопросы налогообложения в пределах  вышеизложенных источников.

Налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканскими и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике налогов на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц), взносов на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты), налогов на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо), имущественных налогов на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи) и налогов в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налог на экспорт и импорт) в ее состав входили и такие целевые платежи как чрезвычайный налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов и платежей. Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:

- налоги должны оказывать влияние  на принятие экономических решений;

- налоговая структура должна  содействовать проведению политики  стабилизации и развития экономики страны;

- нормативные ставки и порядок  исчисления платежей в бюджет  должны быть стабильными и  оставаться неизменными на протяжении  ряда лет;

- налоговые ставки должны быть  гибкими и учитывать (через систему  льгот) приоритетное значение отдельных  отраслей экономик и социальную значимость для населения отдельных товаров и товарных групп для населения;

- в условиях существования Содружества  независимых государств, функционирующего  в рамках единого экономического  пространства, механизмы налогообложения  во всех странах содружества должны быть максимально сближены;

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и проблемы ее совершенствования