Взаимодействие налоговых органов с органами МВД и ФССП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:16, курсовая работа

Краткое описание

Осуществление контрольной деятельности государства за налоговой сферой предполагает взаимодействие как специальных контрольных, так и правоохранительных органов, в компетенцию которых входят различные контрольные полномочия.
Актуальность данной темы в том, что правовое регулирование взаимодействия налоговых органов и органов силовых структур (в данной роботе пойдет речь об органах Министерства Внутренних Дел и органах Федеральной Службы Судебных Приставов) на практике помогает не в полной мере достижению целей тех основных целей, которые перед собой ставит государство, а именно:
Обеспечение налоговых поступлений в бюджет;
Уменьшение преступности в сфере экономики.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел: 3
1.1. Организационно-правовая основа взаимодействия налоговых органов, органов МВД и ФССП 3
1.2. Цели, задачи и механизм взаимодействия налоговых органов, органов МВД и ФССП 6
1.3. Особенности проведения налогового контроля налоговыми органами совместно с органами МВД 13
Глава 2. Совершенствование механизма взаимодействия налоговых органов с органами МВД и ФССП 20
2.1. Эффективность обеспечения соблюдения налогового законодательства в условиях взаимодействия налоговых органов и органов МВД 20
2.2. Организационно-правовые проблемы взаимодействия налоговых органов и органов МВД и ФССП и пути их решения 26
Заключение 41
Приложение 42
Список использованных источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 77.15 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Осуществление контрольной деятельности государства за налоговой сферой предполагает взаимодействие как специальных контрольных, так и правоохранительных органов, в компетенцию которых входят различные контрольные полномочия.

Актуальность данной темы в том, что правовое регулирование взаимодействия налоговых органов и органов силовых структур (в данной роботе пойдет речь об органах Министерства Внутренних Дел и органах Федеральной Службы Судебных Приставов) на практике помогает не в полной мере достижению целей тех основных целей, которые перед собой ставит государство, а именно:

    • Обеспечение налоговых поступлений в бюджет;
    • Уменьшение преступности в сфере экономики.

И это взаимодействие терпит периодические изменения, порой координальные, которые отрицательно влияют на экономическое состояние государства.

Целью данной определить пути совершенствования механизма взаимодействия налоговых органов и органов силовых структур  (МВД, ФССП) по обеспечению соблюдения налогового законодательства юридическими и физическими лицами.

Исходя из цели, задачи данной работы:

  1. Определить принципы взаимодействия налоговых органов и органов силовых структур, а также определить правовую основу совместной работы вышеуказанных органов;
  2. Проанализировать статистику раскрываемости экономических, в частности налоговых, преступлений на примере Приморского края;
  3. Сделать выводы о проделанной работе, и в случае выявления признаков несовершенства взаимодействия налоговых органов и органов силовых структур, предложить пути решения проблем.

 

Глава 1. Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел:

    1. Организационно-правовая основа взаимодействия налоговых органов, органов МВД и ФССП

В процессе применения форм налогового контроля налоговые органы активно взаимодействуют с полицией, таможенными органами, входящими в систему исполнительной власти, органами специальной компетенции – министерствами, службами, ведомствами. Правовой базой такого сотрудничества выступают нормы налогового законодательства, а координируются их действия на основании заключенных между указанными органами публично-правовых договоров. От того, насколько четко налажено взаимодействие данных органов, во многом зависит эффективность своевременной уплаты налогов и сборов и обеспечение обязанностей по их уплате.

В целях организации взаимодействия между полицией и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений был принят Приказ МВД РФ и ФНС от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению,  выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений», вступивший в силу 29 сентября 2009 года. С указанной даты утратил силу аналогичный Приказ МВД РФ и ФНС РФ от 22 января 2004 г. № 76/АС-3-06/37.

Общие принципы взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел установлены ст. 36 части первой Налогового кодекса РФ, Законом «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 и новым Законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.

Основой приказа «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» являются:

1. Инструкция о порядке  взаимодействия ОВД и налоговых  органов при организации и  проведении выездных налоговых  проверок (Приложение № 1);

2. Инструкция о порядке  направления органами внутренних  дел материалов в налоговые  органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых  органов, для принятия по ним  решения (Приложение № 2);

3. Инструкция о порядке  направления материалов налоговыми  органами в органы внутренних  дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение  нарушения законодательства о  налогах и сборах, содержащего  признаки преступления (Приложение  № 3).

   13 октября 2010 г. в рамках продолжения курса взаимодействия МВД и ФНС подписали соглашение. Целью Соглашения от 13 октября 2010 г. № 1/8656 (МВД РФ) и № ММВ-27-4/11 (ФНС) о взаимодействии между МВД РФ и ФНС является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в рамках задач, возложенных на данные органы законодательством.

В случаях невозможности выплаты налогов физическими и юридическими лицами налоговые органы прибегают к взаимодействию с ФССП  (Федеральная служба судебных приставов) России и их территориальным органам и структурным подразделениям для оперативного взыскания имущества должника в счет не уплаченных долгов.

Правовыми основаниями для взаимодействия ФНС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений являются Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», другие федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.1

 

 

    1. Цели, задачи и механизм взаимодействия налоговых органов, органов МВД и ФССП

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов в широком смысле слова осуществляется в первую очередь в целях обеспечения экономической безопасности в РФ. В узком смысле слова это взаимодействие представляет собой комплекс определенных мер. В качестве форм взаимодействия можно выделить: обмен информацией, совместные проверки, совместную подготовку кадров, подготовку совместных аналитических материалов, издание совместных приказов и других документов, проведение совместных служебных расследований. Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов проходит по следующим направлениям:

- выявление и пресечение  противоправной деятельности организаций  и физических лиц, уклоняющихся  от налогообложения, в том числе  осуществляющих незаконное предпринимательство;

- выявление и пресечение  нарушений законодательства о  налогах и сборах, законодательства  о валютном регулировании и  валютном контроле, законодательства  о государственной регистрации  юридических лиц, законодательства  о банкротстве, законодательства  о применении контрольно-кассовых  машин при осуществлении денежных  расчетов с населением, а также  правонарушений в области производства  и оборота табачной продукции;

- предотвращение неправомерного  возмещения из федерального бюджета  сумм налога на добавленную  стоимость;

- выявление кредитных  организаций, имеющих картотеку  неоплаченных платежных документов  клиентов по перечислению денежных  средств в бюджеты всех уровней  из-за отсутствия средств на  корреспондентских счетах.

Кроме того, совместная контрольная работа полицейских и налоговых органов осуществляется, в частности, по проверке соблюдения действующего законодательства по применению ККТ.

При проведении контрольных проверок полицейские могут быть привлечены для обеспечения безопасности сотрудников налоговых органов.

  Целью Соглашения от 13 октября 2010 г. № 1/8656 (МВД РФ) и № ММВ-27-4/11 (ФНС) о взаимодействии между МВД РФ и ФНС является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в рамках задач, возложенных на данные органы законодательством. В качестве предмета Соглашения выступает организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов в установленных сферах деятельности по следующим вопросам:

- предупреждение и  пресечение преступлений и административных  правонарушений;

- выявление и расследование  преступлений;

- повышение налоговой  дисциплины в сфере экономики и обеспечение своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с Соглашением МВД и ФНС в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:

- планирование и проведение как совместно, так и самостоятельно по запросам одной из сторон Соглашения мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ и предотвращение нарушений законодательства РФ;

- взаимный информационный обмен сведениями, в том числе в электронном виде, представляющими интерес для МВД и ФНС и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;

- совместные экспертизы  и консультации по вопросам разработки нормативных правовых актов;

- обмен опытом в  целях повышения квалификации  кадров, в том числе путем проведения  совместных семинаров (конференций) и стажировок;

- проведение совместных  исследований проблем, связанных  с выявлением, предупреждением и  пресечением налоговых правонарушений, и преступлений в сфере экономической  деятельности

Одной из основных форм взаимодействия налоговых органов с полицией является совместная проверка. Порядок организации и проведения совместных выездных налоговых проверок, оформления и реализации их результатов регламентирует Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок. Включение в текст Инструкции закрытого перечня оснований для проведения совместных выездных налоговых проверок свидетельствует о том, что во всех иных ситуациях должностные лица налоговых органов не должны прибегать к помощи сотрудников органов внутренних дел. Взаимодействие должностных лиц налоговых органов и полицейских при проведении выездной налоговой проверки не препятствует их самостоятельности при выборе предусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий. Это значит, что при проведении выездной налоговой проверки сотрудник налогового органа может производить только те действия, право на осуществление которых предоставлено налоговым органам. Соответственно, и сотрудники органов внутренних дел будут действовать в пределах своих прав, предоставленных законами «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», и не сможет воспользоваться полномочиями должностного лица налогового органа.

Таким образом, в рамках совместной налоговой проверки могут быть реализованы следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос граждан – оперативно-розыскное мероприятие, осуществляемое в форме беседы с лицами, которым могут быть известны фактические обстоятельства события преступления или которые могут быть причастными к нему. Результаты опроса граждан при их согласии могут быть оформлены объяснением, заявлением либо рапортом должностного лица при соблюдении конфиденциальности беседы с указанием на применение технических средств.

2. Наведение справок  предусматривает сбор информации о лицах, фактах, имеющих значение для выявления, предупреждения и раскрытия налоговых преступлений, от граждан, предприятий, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления посредством ознакомления с хранящимися у них документами, материалами, содержащимися в информационно-поисковых системах, различными видами учета, а также посредством проведения бесед с причастными к ним людьми.

3. Проверочная закупка – осуществляемая закупка товаров, предметов и веществ в целях установления фактов соблюдения правил торговли, правильности ведения и оформления финансовой, хозяйственной или предпринимательской деятельности.

4. Исследование предметов  и документов предусматривает специализированное изучение объектов, полученных в результате применения других оперативно-розыскных мероприятий.

5. Наблюдение – это  негласное слежение за лицами, подозреваемыми в совершении противозаконных деяний, за их поступками и поведением с целью получения объективной информации о признаках преступной деятельности.

6. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в визуальном, слуховом изучении указанных и других объектов с целью обнаружения, изъятия или исследования предметов, имеющих причинную связь с обстоятельствами совершения налоговых преступлений.

7. Другие оперативно-розыскные мероприятия: отождествление личности, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, оперативный эксперимент, контролируемая поставка.

  Взаимодействие налоговых органов и органов ФССП начинается в случае, когда налогоплательщик вовремя не рассчитался с бюджетом и требования об уплате, направляемые налоговым органом, были проигнорированы и налоговым органом принимаются ответные меры. Сначала налоговые органы принимают решение о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщиков в соответствии со ст.46 НК РФ. В случае, если денежных средств на счетах недостаточно, то банк должен сообщить об этом в налоговый орган, а затем исполнять поручение по списанию денежных средств по мере того, как будут поступать средства на счет. Как показывает практика2, если деньги не удается получить сразу, - налоговые органы сразу переходят к взысканию долга за счет имущества. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика выносится в течение одного года, после того как истек срок, указанный в требовании ст.47 НК РФ, далее налоговым органом выносится соответствующее постановление и направляется судебному приставу-испонителю. По запросу пристава-исполнителя налоговый орган должен передать все требуемые сведения, а именно:

Информация о работе Взаимодействие налоговых органов с органами МВД и ФССП