Контрольная работа по "Налогам и налогообложению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:27, контрольная работа

Краткое описание

Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….......3
Принципы налогообложения……………………………………………………….4
Системы принципов налогообложения……………………………………………8
Классические принципы налогообложения А. Смита…………………………..14
Современные принципы налогообложения………………………………….......20
Организационные принципы налоговой системы Российской Федерации……24
Заключение…………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………………………...2

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по налогам и налогообложению.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Итак, согласно Адаму  Смиту субъектом уплаты налога выступает  лично независимый гражданин, обладающий определенной собственностью и получающий доход в результате самостоятельной хозяйственной деятельности. Обязанность налогоплательщика уплатить налог в определенный срок и в установленном размере сопровождается его правом знать сумму налога и дату платежа, которые стабильно закрепляются законом. Кроме того, налогоплательщик имеет право на такой процесс взимания налогов, который не нарушал бы его основных политических прав и не стеснял его хозяйственной деятельности.

Однако, что и как  может гарантировать налогоплательщику  соблюдение его прав? Ответ на этот вопрос постарались дать авторы французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Ряд принципов и положений Декларации по заключенному в них социальному смыслу надформационен и выходит за пределы породившей его эпохи. Это суждение относится, прежде всего, к «маленькому кодексу политической жизни» (ст. 12—15 Декларации), четыре из пяти статей которого содержат положения, необходимые для анализа правовой природы налога, прав налогоплательщика. Статья 12 декларирует общественный характер государственной власти, призванной обеспечить права человека и гражданина, действующей в «интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена». Статья 13 указывает на необходимость «общих взносов» на содержание такой власти, которые распределяются равномерно между всеми гражданами сообразно их возможностям. Содержание ст. 14 есть смысл воспроизвести полностью: «Все граждане имеют право подтверждать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и сроки взимания». Статья 15 устанавливает право гражданина требовать отчет у любого должностного лица по вверенной ему части управления.

Небольшой объем четырех  статей вмещает в себя все или почти все основополагающие принципы финансовой практики новой эпохи.

  • Государственная власть, говорится в ст. 12, создана в интересах всех. Термин «интерес» появился в результате осознания того факта, что не существует каких-либо задач государства, отличных от задач общества.
  • Никакие привилегии, преимущественные права не должны существовать без точного их определения в законе. Отсюда требования:
    • всеобщности налога;
    • податного равенства.

Принцип податного равенства, или иначе – требование равномерности обложения – предполагает, прежде всего, ликвидацию параллельных систем исчисления налога, утверждение одной универсальной: обложение на основе имущественного положения, а не каких-либо других признаков. Данный принцип имеет отношение не только к выбору объектов обложения, но и к установлению налоговых льгот. Льготы, основанные не на имущественном, а на социальном положении, должны быть объектом самого пристального внимания законодателей и общества.

      • Два первых принципа непосредственно связаны с третьим – принципом всеобщности участия в законодательстве. Гражданам или их представителям принадлежат важнейшие законодательные полномочия в налоговой сфере: определять вид налога, объект обложения, ставку, устанавливать порядок его исчисления и взимания. Статья 14 декларирует, кроме того, единство процессов сбора и расходования средств. Те же граждане и те же их представители не только вводят налоги, но и определяют направление их расходования, осуществляют контроль. Возможность гражданина всеохватно влиять на финансовую деятельность государства – важнейший вид деятельности и основу всякой другой деятельности государства – предопределил тот факт, что термин «налогоплательщик» употребляется для обозначения государственной правоспособности гражданина, используется как синоним слова «гражданин».
      • Так как право устанавливать налог закрепляется непосредственно за народом или его представителями и нет власти выше власти народа, то, следовательно, налог устанавливается актом высшей юридической силы, т.е. законом.
      • Декларация предусматривает разделение права облагать налогом и права взимать налог.
      • Декларация говорит о необходимости общественного контроля в сфере финансов.

Налоговое право тесно  связано с идеей правового  государства. Понятие и содержание налогового права не мыслятся в отрыве от двух основных идей: идеи неприкосновенности личности и идеи неприкосновенности частной собственности. Статьи Декларации, провозглашающие эти принципы, отмечают важнейшие гарантии их реализации.

Основной гарантией  соблюдения прав налогоплательщика являются налоговые правомочия народного представительства. При этом необходимо отметить, что акцент делается на право представительного органа соглашаться или не соглашаться на взимание налогов.

Бюджетное право (право  парламента утверждать государственный бюджет) рассматривается не как средство проведения финансовой политики посредством бюджетной дисциплины, а как способ обеспечения политических свобод граждан.

Гарантией реализации прав налогоплательщика является реальное разделение права облагать налогом и взимать его.

Соблюдение прав налогоплательщиков обеспечивается наличием эффективной  защиты как в отношении исполнительных органов, осуществляющих сбор налогов, так и в отношении представительных органов, облагающих налогом.

Существенной гарантией соблюдения прав граждан является функционирование механизма действенного контроля в сфере финансов. Открытый, гласный характер деятельности представительных органов в сфере финансов – необходимое условие функционирования общественного контроля.

Праву контроля за деятельностью  органов управления соответствует  обязанность должностных лиц  отчитываться по вверенной части  управления и обязательность для них решений, принятых по этим отчетам.

 

 

 

  1. Современные принципы налогообложения.

Современные принципы налогообложения – это ориентир для формирования налогово-правовой политики любого государства. Все принципиальные для системы налогообложения установки разграничиваются на две подсистемы: классические принципы налогообложения и внутринациональные. Принципы, входящие в первую группу, идеализируют налогообложение. Имеется в виду, что при условии строительства налоговой системы исключительно на основе их использования, она считается оптимальной.

Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения.

Принцип законности налогообложения.

Данный принцип является общеправовым, он опирается на конституционный  запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе, чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение является ограничением права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничением законным, т. е. основанным на законе и, в широком смысле, направленным на реализацию норм права (через финансирование государственных нужд). Заметим, что НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

Принцип всеобщности  и равенства налогообложения.

Этот принцип – конституционный, он закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно новелле которой "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Кроме того, ч. 2 ст. 6

Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных  затрат государства и общества наравне  с другими. Всеобщность налогообложения  состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются согласно общему правилу для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог в соответствии с общим правилом уплачивают все владельцы земельных участков), хотя налогообложение строится на единых принципах.

Равенство налогообложения  вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед  законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). Конституционные  положения рассматриваемого принципа развиваются в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность или не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

В развитие этих положений  в ч. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ запрещено установление дифференцированных ставок налогов  и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от формы собственности (государственная – федеральная и субъектов Федерации, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места происхождения капитала.

Принцип справедливости налогообложения.

В Российской Федерации до принятия части первой НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 Постановления КСРФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: "В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности, к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 6 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов".

Впоследствии данный принцип был закреплен ив п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): "При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога". То есть налоги должны быть справедливыми. Причем справедливость налогов и налогообложения рассматривается сквозь призму догмы "с каждого налогоплательщика по его возможностям".

Принцип взимания налогов в публичных целях.

Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран. Прямо или косвенно данный принцип закреплен в конституциях многих стран мира (в США – в конституциях большинства штатов).

Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц – налогоплательщиков и общества в целом. "Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества".

Принцип установления налогов и сборов в должной  правовой процедуре.

Данный принцип закреплен  и реализуется, в частности, через  конституционный запрет на установление налогов иначе как законом (иное установление налогов в ином порядке противоречит ст. 57 и ч. 3 ст. 75 Конституции РФ), а в ряде государств - путем введения специальной (более жесткой) процедуры внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ.

Принцип экономического основания налогов (сборов).

Налоги "сборы не должны быть чрезмерно обременительными для  налогоплательщиков, кроме того, они  должны обязательно иметь экономическое  основание, другими словами, не быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК РФ).

Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах  и сборах.

Этот принцип закреплен  в п. 7 ст. 3 НК РФ, где указано, что  все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

Принцип определенности налоговой обязанности.

Данный принцип установлен в п. 6 ст. 3 НК РФ, который звучит так: "Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги(сборы), когда и в каком порядке он должен платить".

Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой  политики.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции  РФ, п. 3 ст. 1 ГК РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ не допускается  установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности  прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств.

Принцип единства системы налогов и сборов.

Правовое значение необходимости  существования рассматриваемого принципа налогового права связано с унификацией  налоговых изъятий собственности. Как указанно в абз. 4 п. 4 Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства, с другой стороны. Поэтому закрепленный в налоговом законодательстве РФ перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

 

  1. Организационные принципы налоговой системы Российской Федерации.

Налоговая система – совокупность существующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. К последним относятся:

  • принципы, формы и методы установления, изменения, отмены, уплаты налогов;
  • виды налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность участников налоговых отношений;
  • способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.

Информация о работе Контрольная работа по "Налогам и налогообложению"