Асафьев о музыкальном воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 10:18, биография

Краткое описание

Б. В. Асафьев родился 29 июля 1884 года в Санкт-Петербурге. В 1908 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, а в 1910 году - Петербургскую консерваторию по классу композиции. В консерватории был соучеником С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского. По классу композиции учился у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова, После окончания консерватории работал аккомпаниатором в балетной труппе Мариинского театра. С 1919 года — советник по репертуару в Мариинском и Малом оперном театрах, в том же году совместно с Сергеем Ляпуновым организовал музыкальное отделение в Петроградском институте истории искусств, которым руководил до 1930.

Вложенные файлы: 1 файл

асафьев о музыкальном воспитании.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Б. В. Асафьев – биография  

 

Существенный вклад в музыкальное воспитание внес Асафьев Борис Владимирович (1884 – 1949гг.) – известный композитор, ученый, общественный деятель. В послереволюционный период посвятил целый ряд статей вопросам музыкального воспитания школьников.

Б. В. Асафьев родился 29 июля 1884 года в Санкт-Петербурге. В 1908 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, а в 1910 году - Петербургскую консерваторию по классу композиции. В консерватории был соучеником С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского. По классу композиции учился у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова, После окончания консерватории работал аккомпаниатором в балетной труппе Мариинского театра. С 1919 года — советник по репертуару в Мариинском и Малом оперном театрах, в том же году совместно с Сергеем Ляпуновым организовал музыкальное отделение в Петроградском институте истории искусств, которым руководил до 1930.

С 1921 педагог по истории и теории музыки, в 1925 году Асафьев получил звание профессора Ленинградской консерватории, принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.

Асафьев был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. В рамках концертов, организованных отделением, звучали произведения композиторов Новой Венской школы, «Шестёрки», а также Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского. Активно изучая творчество последнего, Асафьев в 1929 году написал первую в истории книгу об этом композиторе на русском языке. Он также оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В 1924—1928 были поставлены «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» Берга, «Прыжок через тень» Кшенека и другие новейшие оперы.

С 1914 года статьи Асафьева (печатавшегося под псевдонимом Игорь Глебов) регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени — «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета». Наиболее продуктивным оказался период 1919—1928 годов, когда Асафьев определил основную сферу своих музыковедческих интересов: русское классическое наследие и музыка современных авторов. В этот период формируются творческие контакты Асафьева с Паулем Хиндемитом, Арнольдом Шёнбергом, Дариюсом Мийо, Артюром Онеггером и другими лидерами мирового музыкального авангарда. В 1930-е годы, после распада АСМ, Асафьев переключается на композицию и создаёт свои самые известные сочинения — балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения и др. В начале 1940-х он возвращается к исследовательской работе, продолжает трудиться во время ленинградской блокады.

В 1943 года он переезжает в Москву, где возглавляет музыкальное отделение Института истории искусств АН СССР, а также научно-исследовательский кабинет при МГК имени П. И. Чайковского. На 1-м Всесоюзном съезде советских композиторов (1948) Б. В. Асафьев был избран председателем Союза советских композиторов. В Москве жил в бывшем доме Анненковых на углу Петровки и Кузнецкого Моста.

Б. В. Асафьев умер 27 января 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Композиторское наследие Асафьева очень велико: 28 балетов, 11 опер, 4 симфонии, романсы, камерные инструментальные произведения, музыка к драматическим спектаклям. Большая часть сценических произведений написана на сюжеты из русской классической литературы (балеты по Пушкину "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник", "Барышня-крестьянка", балет по Лермонтову "шик-Кериб", опера по Лермонтову "Тамбовская казначейша" и др.). Наибольшей известностью пользовался балет "Пламя Парижа" (1932), где использованы мелодии эпохи Французской революции и произведения композиторов той эпохи. Асафьев инструментовал оперу Мусоргского "Хованщина" по полному авторскому клавиру, восстановленному П. А.Ламмом (1882-1951); способствовал постановке оперы Мусоргского "Борис Годунов" в авторской редакции (Ленинград, 1928; впервые после премьеры в 1874), сделал новую редакцию неоконченной оперы А. Н.Серова "Вражья сила" и т. д.

Существенно важным для творчества Асафьева имеют исследование Музыкальная форма как процесс (книга 1 - 1930, книга 2 - 1947), где изложена теория интонации как специфической формы проявления мысли в музыке; сама музыка определяется как "искусство интонируемого смысла". Там же обосновывается введенное Асафьевым в науку понятие симфонизма как метода художественного обобщения в музыке.

 

Музыкальное воспитание

 

«Музыка — одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека», — писал Д.Д. Шостакович.

 Музыкальное искусство в  обществе содействует его гуманизации  и участвует в эстетическом  наполнении общественной жизни. Эмоциональные переживания человека всегда связаны с его нравственными ценностями, с тем, что он почитает за добро и зло. Творчески мыслящие люди отличаются от тех, кто способен только усваивать знания и выполнять привычную, хорошо налаженную работу, богатством внутренних переживаний, их тонкостью и глубиной. Высоко развитая эмоциональная сфера помогает им обращаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач.

С древних времён музыка привлекалась для воспитания подрастающих поколений. Её значение определялось общими задачами воспитания, которые выдвигала каждая эпоха по отношению к детям тех или иных обществ. классов, сословий или групп.

Музыкальное воспитание это целенаправленное и систематическое развитие муз. культуры, муз. способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. М. в. есть процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению, оно включает элементы музыкального обучения и музыкального образования. Сов. теорию муз.-эстетического воспитания отличает убеждённость в возможность формирования муз. способностей у широкого круга людей.

         Музыкальное  воспитание, осуществляемое в общеобразовательной  школе, детском саду и других внешкольных учреждениях через хор,  пение, игру на инструментах, слушание музыки и муз.грамоту, способствует формированию мировоззрения, художеств. взглядов и вкусов, воспитанию чувств и нравственных качеств советской молодёжи.

 Исследования советских психологов (А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, Г. С. Костюк, В. Н. Мясищев) показали, что становление интереса к музыке зависит от мн. факторов, взаимодействующих между собой. Среди них: возрастные особенности, индивидуальные типологические данные, имеющийся опыт восприятия муз. искусства; социально-демографические особенности, связанные со спецификой личности, живущей в определённой географической среде, её профессией, и другие.

М. в. тесно связано с процессами, происходящими в искусстве, музыкальной практике. Привычка к определённым музыкальным интонациям со временем меняется. Поэтому форма музыкального воспитания зависит от ежедневной муз. атмосферы, окружающей слушателя.

Музыкальное воспитание способствует развитию и интеллектуальных способностей личности. В современной науке признается наличие музыкального мышления. Оценочная деятельность, которая всегда присутствует в музыкальном восприятии, предполагает серьезные аналитические операции. Простейшее осмысление музыки невозможно без анализа и синтеза.

Музыкальное воспитание развивает воображение, фантазию, концентрацию внимания. Наука приходит к выводу, что существует специфическое музыкальное воображение. Развитие всех этих психических функций (в совокупности с эмоциональной сферой и интеллектом) активизирует творческий потенциал личности. К современному же образованию предъявляются требования не столько увеличивать сумму преподаваемых знаний, сколько развить эвристические способности ребенка.

 

Асафьев о музыкальном воспитании

 

Б. Асафьеву принадлежит замечательная мысль о том, что в музыке ценно не только то, что звучит, но то, какие мысли она рождает. Несомненно, размышление об искусстве помогает глубже понять не только само искусство, но и задуматься над другими проблемами – философскими, эстетическими, социально-психологическими.

Фундаментальный вклад в становление и развитие теории и практики массового музыкального воспитания и образования, в организацию этого нового для страны дела внесли разносторонне одаренные деятели музыкальной культуры, великие энтузиасты идеи массового музыкального воспитания Б. Л. Яворский (1877—1942 гг.) и Б.В.Асафьев (1884—1949 гг.). Они были современниками, познакомились в 1915 году, но содружества не возникло. В 20-е годы XX века работы Б. В. Асафьева активно публикуются, а идеи Б. Л. Яворского распространяются в основном в его личной переписке или устно. Тем не менее, анализ их письменного наследия показывает, что в их музыкально-педагогическом наследии содержится много созвучных идей. Среди них:

  • историческая взаимосвязь развития музыкального искусства с жизнью общества, зависимость сущности и характера музыкальной интонации от исторической эпохи;
  • разработка теории интонационной природы музыки;
  • отношение к музыке как наблюдаемому явлению жизни -концептуальная основа массового музыкального воспитания;
  • музыкальное воспитание как развитие детского творчества, через осознанное слушание (сознательное восприятие), понимание и творение (исполнение);
  • общее музыкальное образование и воспитание как «движение от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом, путь от самоуслаждения к самодеятельности»;
  • организация разнообразной детской исполнительской музыкальной деятельности, основой которой является хоровое пение;
  • разграничение массового и профессионального музыкального образования, выявление специфики их целей, задач, условий организации обучения. Недопустимость механического переноса научных знаний, методов из профессионального музыкального образования в общеобразовательную школу;
  • разработка методов слушания музыки (метод наблюдения, метод наведения, метод изобретения, метод восполнения, импровизации) и развития детского творчества.

Школа понималась как важный центр создания новой культуры, воспитания музыкального сознания нового слушателя. Б. В.Асафьев писал в одной из своих работ, что музыкально-педагогическая работа в школе - это «самое важное, самое насущное и требующее наиболее живых сил дело нашей музыкальной действительности». Важнейшей задачей формирования музыкальной культуры общества Б. В. Асафьев считал разработку вопросов теории и практики подготовки слушателей. Суть нового подхода к массовому музыкальному воспитанию можно выразить словами самого Б. В. Асафьева: «Все проявления музыки должны стать понятны через первоначальные ощущения музыки, все знания о музыке должны быть основаны на живом ее ощущении. И так учить музыке до сих пор не умели». В их работах были сформулированы: новые понятия - «общее музыкальное образование», «музыкальное воспитание»; цели и задачи их реализации в условиях школьного образования; определены виды музыкальной деятельности на уроке музыки и его структура; разработаны принципы и методы музыкального воспитания. Большое внимание уделялось вопросам детского творчества средствами музыкального искусства.

 Основной задачей музыки  в общеобразовательной школе  Б.В. Асафьев считал развитие музыкального  восприятия, воспитание музыкальных  вкусов учащихся. При этом, он считал важным и «практическое усвоение музыки», особенно хоровое пение, способствующее развитию творческих способностей учащихся. Особое значение Борис Владимирович придавал продуктивной творческой деятельности, в процессе которой каждый мог бы ощутить радость созидания, что способствует формированию умения воспринимать и ценить профессиональное творчество. Асафьев указывал также на необходимость формировать музыкальное мышление, умение мыслить «звуковыми представлениями». То есть, способность воспринимать музыку дифференцированно, проникая в ее структуру («наблюдать» музыку, а не просто чувствовать).

«Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу» — отмечал Б. В. Асафьев.

 Он отдавал предпочтение  методу сравнения, который соответствует природе музыки, основанной на контрасте, тождестве или повторяемости. При этом развитие восприятия должно идти от простых сопоставлений к более сложным.

 Многие стороны его музыкально-теоретической  концепции и методических рекомендаций являются фундаментом научной разработки и практической постановки музыкального воспитания в школе сегодня. Это интонационное учение, динамическое исследование музыкальной формы, трактовка взаимосвязи процессов восприятия и логической организации музыкального произведения. Его рекомендации имеют огромную методологическую значимость для музыкальной педагогики. Асафьев не сторонник поспешного введения специальной музыкальной терминологии и прямого направления слушательской аудитории на элементы музыки, подлежащие усвоению.

Он предостерегал от двух опасных подходов: от излишнего музыкального пуризма и от вульгарно-прямолинейной программности. Взгляды Асафьева сыграли большую роль в становлении музыкального воспитания в тот период. Важное значение имеют они и сейчас. Именно на его интонацией теории основывается современный подход к музыкальному воспитанию в педагогике искусства, где интонационность – один из ведущих принципов («Музыка – искусство интонируемого смысла»).

 

 

 

Список используемой литературы

 

  • Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1973. –144 с.

 

  • Асафьев Б.В. Сущность и задачи художественного воспитания. – РГАЛИ., 1947. – 40 с.

Информация о работе Асафьев о музыкальном воспитании