Шпаргалка по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международное право".

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

  1. Предмет и метод международно-правового регулирования.

Предмет регулирования:

  • отношения между государствами (двухсторонние и многосторонние, или все государства в целом)
  • между государствами и международными организациями
  • между международными организациями

Метод правового регулирования: то какими путями и способами регулируются отношения.

Диспозитивный (равенство)(сами определяют свое поведение)- основной метод и  императивный (принуждение)(правило  строго продиктовано)

16 вопрос.Международно-правовая ответственность - это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других - могут затрагивать права и интересы всего международного сообщества. В науке международного права под международно-правовой ответственностью понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международного обязательств.

Существует два вида международно-правовой ответственности: материальная и политическая.

Материальная ответственность  выражается в обязанности возместить материальный ущерб. К формам материальной ответственности - реституции, субституции  и репарации.

Реституция - вид материальной международно-правовой ответственности государства, совершившего акт агрессии или иное международно-противоправное деяние, заключающейся в обязанности данного государства устранить или уменьшить причиненный другому государству материальный ущерб путем восстановления прежнего состояния, в частности путем возврата имущества, разграбленного и незаконно вывезенного им с оккупированной его войсками территории другого государства.

Субституция (от лат. substituo - ставлю вместо, передаю взамен) - разновидность реституции, представляющая собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.

Репарации (от лат. reparatio - восстановление) - полное или частичное возмещение материального ущерба, причиненного войной; выплачивается государству-победителю побежденной страной. выплата репарации может производиться в натуре, в виде денежной или другой материальной компенсации или одновременно реституции и компенсации убытков.

Политическая ответственность Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Формы политической ответственности: реторсии; репрессалии; сатисфакция; ресторация; приостановление членства или исключение из международной организации; подавление агрессора силой.

Санкции — это принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю. Они могут быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба

Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав.

Репрессалии (невооруженные) - это правомерные принудительные действия одного государства против другою государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации (лишение правана представительство в главных органах, право на получение помощи и обслуживаниеи др.), и как крайняя мера исключение из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 г.

17 вопрос. Международное  правонарушение - это действие или бездействие субъекта международного права, нарушающего нормы международного права или международные обязательства и наносящего ущерб другому субъекту(ам) международного права материального или нематериального характера.

Состав правонарушения:

Объект - международные отношения.

Объективная сторона  - действия или бездействия субъекта международного права, влекущие за собой причинение ущерба.

Субъект - государство или другие субъекты международного права.

Субъективная сторона - психическое отношение к содеянному (но это понятие применяется только для физических лиц, которые действовали от имени государства или по собственной инициативе; в отношении государства более корректным в применении является термин, который используется в международных соглашениях: «предумышленное» или «преднамеренное»).Деяние государства может быть квалифицировано как международно-противоправное лишь на основе международного права. Нарушение международного обязательства имеет место только в том случае, когда поведение субъекта не соответствует тому, что от него требуется по соответствующему обязательству, независимо от того, какой характер, договорный или обычно-правовой, оно носит.

Виды международных  правонарушений:

  1. Международные преступления: Агрессия; Военные преступления; Преступления против человечности.
  2. Преступления международного характера: Терроризм; Захват заложников; Распространение наркотиков и т.д.

Международные преступления - это особо опасные международные правонарушения, посягающие на интересы одного или всех государств и грубо нарушающие основные принципы международного права, подрывая тем самым международный мир и безопасность.

Преступления международного характера - это противоправные деяния, имеющие международную общественную опасность и посягающие на интересы одного или всех государств.

Другие международные  правонарушения (международные делик­ты) - это противоправные действия, наносящие ущерб отдельному госу­дарству или ограниченному кругу субъектов международного права. В этом случае отношения ответственности возникают между государ­ством-правонарушителем и государством, непосредственно пострадав­шим, а само правонарушение весьма малозначимо и не затрагивает ос­нов существования государств и наций, не относится к правона­рушениям первых двух групп.

 

18 Вопрос. Ответственность  международных организаций основывается на их правосубъектности и непосредственно вытекает из нее. Эта ответствен­ность носит специфический характер. Объем и пределы ответственно­сти международных организаций неодинаковы, они зависят от объема правосубъектности и природы международных организаций. В настоящее время в ряде договоров содержатся положения об от­ветственности международных организаций. Так, например, ст. 57 Уста­ва ООН предусматривает ответственность специализированных учреж­дений ООН в соответствующих областях (экономической, социальной, культуры и т.д.). В соответствии с Договором о космосе 1967 г. между­народная организация несет ответственность за выполнение положений данного Договора, если она осуществляет соответствующую деятель­ность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела (ст. VI). Согласно ст. V и XII Конвенции о международной ответ­ственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., международная организация, осуществляющая или организующая запуск космического объекта, несет ответственность за любой причиненный этим объектом ущерб. Несут ответственность и участвующие в такой организации государства.

Ответственность международной  организации наступает при пра­вонарушении независимо от того, нарушена ею (ее органами) норма международного права, норма внутреннего права организации или нор­ма внутригосударственного права.

Международные организации могут  выступать субъектами ответ­ственности по международному публичному и международному частно­му праву. Чтобы международная  организация несла ответственность, необходимы наличие ее вины и нарушение  обязательства, предусмот­ренного международно-правовой нормой, а также причинение ущерба или вреда.

Международные организации могут  нести как политическую, так и  материальную ответственность. Например, политическая ответствен­ность может  наступить в случае принятия международной  организацией дискриминационных решений, ущемляющих суверенные права госу­дарства (группы государств) или затрагивающих их суверенитет; за на­рушение соглашения о штаб-квартире с государством пребывания или соглашений о сотрудничестве с другими субъектами международного права.

Материальная ответственность  международной организации может  наступить за нанесение ею ущерба в процессе деятельности (например, деятельности в космическом пространстве), за невыполнение междуна­родных обязательств, где стороной является эта организация; за нанесе­ние ущерба источником повышенной опасности (например, автомоби­лем или судном ООН); за нарушение контрактов; несоблюдение сани­тарных норм и др. Но при этом формы ответственности, действующие в отношении государств, нельзя механически переносить на международ­ные организации, так как они имеют специфические особенности: не получили развития конкретные формы политической и материальной ответственности; при наступлении материальной ответственности наря­ду с международной организацией, как правило, несут ответственность государства - члены этой организации.

Международная организация может  быть привлечена к международ­ной ответственности  за нарушение законодательства страны пребыва­ния ее штаб-квартиры. Правительства  многих стран приняли законо­дательные акты о статусе международных организаций, находящихся на их территории, и их служащих, за нарушение которых междуна­родные организации могут быть привлечены к материальной ответст­венности.Международная организация несет ответственность за противо­правные действия своих исполнительных органов и персонала.

 

19 вопрос. Международно-правовая ответственность государства-агрессора за нарушение мира и безопасности дополняется мерами ответствен­ности физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении мира, законов и обычаев войны. Различают две группы субъектов преступ­лений:1) главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т.п.), которые несут ответственность как за свои преступ­ления, так и преступления рядовых исполнителей; 2) непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей ини­циативе.

Судить военных преступников могут  как специально созданные международные  суды (международные военные трибуналы), так и национальные суды тех государств, на территории которых эти лица совершали преступления.

Первая попытка привлечь к международной  уголовной ответст­венности военных  преступников была предпринята после  Первой мировой войны. Согласно положениям Версальского мирного дого­вора 1919 г. должен был состояться суд над кайзером Германии Виль­гельмом II, однако после войны он бежал в Нидерланды. Правитель­ство этой страны отказалось его выдать.

Уставами и приговорами трибуналов были установлены следую­щие виды международных преступлений:

преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны или  войны в нарушение международных  договоров, соглашений или заверений, а также учас­тие в общем плане  или заговоре, направленных на осуществление этих действий;

военные преступления, а именно: нарушение  законов и обычаев войны, к  которым относятся убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупируемой террито­рии; убийства, истязания военнопленных  или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень и дру­гие преступления;

преступления против человечности, а именно: убийства, истреб­ление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, пресле­дования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления любого преступления, подлежащего юрисдик­ции трибунала независимо от того, являлись ли эти действия наруше­нием внутреннего права страны, где были совершены, или нет.

Согласно нормам международного права  военным преступникам не может быть предоставлено убежище. Конвенция  о неприменимос­ти срока давности к военным преступлениям и  преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени их совер­шения, а к преступлениям против человечности — также и от того, были они совершены в военное или в мирное время. Что касается ответственности за исполнение преступных прика­зов, то Устав Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников 1945 г. зафиксировал норму — «тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности».В 1993 г. Советом Безопасности ООН было принято решение о создании Международного уголовного трибунала по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии. Был утвержден Устав трибунала, а в 1995 г. начался процесс над руководителями некоторых государств. В 1994 г. резолюцией 955 Совет Безопасности ООН учредил Международный уголовный трибунал для Руанды для преследования лиц, виновных в геноциде и других серьезных наруше­ниях международного гуманитарного права в течение 1994 г. Дея­тельность трибуналов для Югославии и для Руанды стала заметным шагом в формировании международного уголовного права.

Информация о работе Шпаргалка по "Международное право"