Шпаргалка по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 19:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международное право".

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Наконец, в отношении лица, совершившего нарушение международного права, могут  быть установлены определенные территориальные и временные рамки судебного преследования, т. е. территориальная и временная юрисдикция, а также параллельная юрисдикция. Эти разновидности юрисдикции установлены Уставом Международного трибунала по бывшей Югославии. Его территориальная юрисдикция распространяется на территорию бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии, включая ее сухопутную территорию, воздушное пространство и территориальные воды, а временная — на период, начинающийся 1 января 1991 г. Что касается параллельной юрисдикции, то ее применяют в отношении судебного преследования лиц за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, и Международный трибунал, и национальные суды Однако юрисдикция Международного трибунала имеет приоритет по отношению к юрисдикции национальных судов Международный трибунал на любом этапе судебного разбирательства имеет право официально просить национальные суды передать ему производство по делу в соответствии с Уставом и правилами процедуры и доказывания Международного трибунала

в) Нормы о выдаче лиц, совершивших  серьезные нарушения международного гуманитарного права и преступления против человечества

13 февраля 1946 г Генеральная Ассамблея  ООН приняла резолюцию "Выдача  и наказание военных преступников" Исходя из того, что некоторые военные преступники продолжали укрываться от правосудия на территории ряда государств, Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала членам ООН принять все необходимые меры для того, чтобы военные преступники были арестованы и выслана в те страны, где они совершили преступления, с целью суда над ними и наказания Впоследствии вопрос о выдаче лиц, нарушивших нормы гуманитарного права, нашел отражение в ряде многосторонних конвенций К ним, в частности, относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г и Протокол I к ним В первой из названных конвенций установлен принцип, согласно которому в отношении выдачи виновных геноцид и некоторые другие деяния не расцениваются как преступления, имеющие неполитический характер В связи с этим выдача лиц, обвиняемых в геноциде, допустима и оправданна В таких случаях она является обязанностью участников Конвенции Выдача осуществляется в соответствии с законодательством государства и его международными договорами

48. Международная  правовая помощь: понятие, цели, источники.

Определение-

При осуществлении международной  правовой помощи возникают определенные правоотношения между ее участниками. Это правоотношения между правоохранительными органами запрашивающей и запрашиваемой сторон; между правоохранительными учреждениями запрашиваемой стороны и лицами, в отношении которых выполняются поручения о правовой помощи; между учреждениями запрашиваемой стороны, выполняющими поручения о правовой помощи. Применительно к конкретным случаям международной правовой помощи в рамках российского уголовного процесса – это правоотношения между центральными правоохранительными органами России, правомочными запрашивать и принимать запросы о правовой помощи от соответствующих ведомств иностранных государств (по действующему законодательству – консульское управление МИД РФ, по существующей практике – Генеральная Прокуратура РФ и Министерство юстиции РФ); правоотношения между центральными правоохранительными учреждениями России и соответствующими правоохранительными органами, получающими поручения о правовой помощи или нуждающимися в ней по обстоятельствам расследуемых или рассматриваемых ими в суде уголовных дел.

Какими принципами руководствуются субъекты этих правоотношений? Прежде всего универсальными принципами международного права:

-соблюдение суверенитета страны, с которой данная страна вступает  в правоотношения по международной  правовой помощи;

-невмешательство во внутренние дела страны, с которой данная страна связана правоотношениями международной правовой помощи. Это означает запрет вмешательства каждой из стран в компетенцию правоохранительного органа, предоставляющего или получающего запрашиваемую правовую помощь;

-принцип взаимности. Он подтверждается  письменным обязательством иностранного  государства оказать Российской  Федерации правовую помощь в  производстве отдельных процессуальных  действий, полученных Верховным  Судом РФ, Министерством иностранных  дел РФ, Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ или Генеральной прокуратурой РФ. В юридической литературе перечисляются разные виды международной правовой помощи, которые осуществляются при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел. Это помощь в виде:

-проведения отдельных следственных  действий;

вызова свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории РФ, для производства следственных действий;

-выдачи и передачи лиц, которых  запрашивающая сторона считает  совершившими преступление;

-отбывания наказания, которое  предусмотрено в государстве  его гражданства;

-передачи материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования за пределами РФ;

-осуществления уголовного преследования  и (или) возбуждения уголовного  дела на территории РФ.

49. Международные  преступления и преступления  международного характера.

Международная преступная деятельность проявляется в деяниях двоякого рода.

Наибольшую опасность представляют деяния лиц, вопло­щающие преступную политику государства, как бы персони­фицирующие международные преступления государства, т. е. агрессию, колониализм, геноцид (уничтожение групп людей по расовому, национальному или религиозному признаку), экоцид (загрязнение окружающей среды с тяжкими глобальными по­следствиями).

Для характеристики указанных деяний официально исполь­зуется термин преступления против мира и безопасности че­ловечества; в литературе распространен термин международ­ные преступления. Субъектами таких преступлений вместе с государствами, несущими международную политическую и ма­териальную ответственность, становятся его руководители, выс­шие должностные лица, иные исполнители преступной полити­ки. В отношении этих лиц компетентны, наряду с национальны­ми судебными органами, специально создаваемые государства­ми международные судебные учреждения. В настоящее время завершается разработка Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

От международных преступлений в указанном значении следует  отграничить преступления международного характе­ра, к которым относятся  деяния, посягающие на интересы нескольких государств и вследствие этого также  представляю­щие международную общественную опасность, но совершаемые лицами (группами лиц) вне связи с политикой какого-либо го­сударства, ради достижения собственных противоправных це­лей. За рубежом по отношению к таким деяниям принят и иной термин — транснациональные преступления.

В числе такого рода деяний: захват заложников; посяга­тельства на лиц, пользующихся международной защитой; за­хват и (или) использование ядерного материала в противоправ­ных  целях; незаконный оборот наркотических  средств и психо­тропных веществ; незаконные акты, направленные против безо­пасности гражданской авиации и морского судоходства; пират­ство на море и др.

Геноцид. Рассмотрим международные  преступления на примере геноцида, поскольку это деяние распространено и в условиях вооруженных конфликтов, и в мирное время; к тому же предусмотрено включение соответствующего состава пре­ступления в новый Уголовный кодекс РФ.

В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него под  геноцидом понимаются (ст. II) следую­щие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полно­стью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

a) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений или ум­ственного расстройства членам такой группы;

в) предумышленное создание для какой-либо группы та­ких жизненных условий, которые  рассчитаны на полное или частичное  уничтожение ее;

г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Согласно ст. IV, лица, совершающие  геноцид, подлежат на­казанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами.

Охарактеризуем теперь несколько разновидностей престу­плений международного характера.

Посягательства на лиц, пользующихся международной защитой. Согласно ст. I Конвенция о предотвращении и  наказа­нии преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том  числе дипломатических агентов, к данной кате­гории отнесены: глава государства, включая каждого члена кол­легиального органа, выполняющего функции главы государства в соответствии с конституцией; глава правительства во время его нахождения в иностранном государстве; министр иностран­ных дел в аналогичной ситуации; сопровождающие названных должностных лиц члены их семьи; представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту; должностное лицо или иной агент межправительствен­ной международной организации, имеющие право на специаль­ную защиту; проживающие с такими лицами члены семьи.

Конвенция квалифицирует как преднамеренное преступ­ление совершение одного из следующих действий:

а) убийство, похищение или другое нападение против лично­сти или  свободы лица, пользующегося международной защитой;

б) насильственное нападение на официальное  помещение, жилое помещение или  транспортные средства такого лица, уг­рожающее  его личности и свободе;

в) угроза любого такого нападения;

г) попытка любого такого нападения;

д) соучастие в таком нападении.

В отличие от нормы российского  уголовного законодатель­ства здесь  предусмотрен более широкий перечень деяний и не принимается во внимание мотив действий. Конвенция презюмирует "серьезную угрозу поддержанию  нормальных между­народных отношений", порождаемую любым подобным дея­нием.

К этому акту как бы примыкает  принятая в конце 1994 г. Конвенция  о безопасности персонала Организации  Объединенных Наций и связанного с ней персонала '(имеются в  виду и участники миротворческих операций ООН, исключая ситуации привлечения лиц в качестве комбатантов в случаях осуществ­ления принудительных действий по гл. VII Устава ООН, и со­трудники неправительственных организаций при оказании гу­манитарной помощи). Посягательства на представителей такого персонала должны быть признаны преступлениями по нацио­нальному уголовному законодательству.

Захват заложников. Это деяние, как и посягательство на лиц, пользующихся международной защитой, характеризуется  как опасный акт международного терроризма. Первоначально международное право осуждало взятие заложников из числа гражданских лиц лишь в связи с вооруженными конфликтами;

соответствующие нормы были включены в Конвенцию о защи­те гражданского населения 1949 г. и в дополнительные протоко­лы 1977 г.

Международная конвенция о борьбе с захватом заложни­ков 1979 г., к которой  СССР присоединился в 1987 г,., следую­щим образом квалифицирует это деяние (ст. I): любое лицо, которое захватывает  или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждения или продолжать удерживать его для того, чтобы заставить государство, международную меж­правительственную организацию или какое-либо физическое или юридическое лицо совершить какой-либо акт в качестве условия для освобождения заложника, "совершает преступле­ние захвата заложников"; преступными признаются также по­пытка такого захвата и участие в захвате в качестве сообщни­ка. Поскольку речь идет о преступлении международного ха­рактера, в ст. 13 оговорено, что Конвенция не применяется в тех случаях, когда преступление совершено в пределах одного государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого государства и когда предполагае­мый преступник находится на территории этого государства. Оговорка данной статьи определяет рамки сотрудничества го­сударств в борьбе с таким деянием, однако не препятствует государству предусмотреть в своем уголовном законодательст­ве ответственность за любые акты захвата заложников.

50. Понятие,  источники, направления и формы  международного сотрудничества в борьбе с преступностью.

В настоящее время в мире отмечается значительный рост преступности, в  том числе имеющей международный  характер. Государства координируют свои действия по борьбе с преступностью  — заключают договоры о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам, осуществляют совместные меры по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности. Объем и характер международно-правовой регламентации сотрудничества в этой сфере свидетельствуют о том, что

Информация о работе Шпаргалка по "Международное право"