Участие ООН в урегулировании конфликтов в Иране и Афганистане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 00:06, реферат

Краткое описание

Комплекс противоречий пронизывает концепцию мира и международной безопасности. С одной стороны, крупные ядерные державы заключают соглашения о сокращении вооружений; с другой - распространение оружия массового уничтожения угрожает принять более широкие масштабы, а обычное оружие по-прежнему наращивается во многих частях Земного шара. С одной стороны имеет место признание расизма как разрушительной силы, какой он является, а с другой - новые очаги расовой напряженности, находящей свое выражении в насилии.

Вложенные файлы: 1 файл

Участие ООН в урегулировании конфликтов в Иране и Афганистане.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

         Комплекс противоречий пронизывает концепцию мира и международной безопасности. С одной стороны, крупные ядерные державы заключают соглашения о сокращении вооружений; с другой - распространение оружия массового уничтожения угрожает принять более широкие масштабы, а обычное оружие по-прежнему наращивается во многих частях Земного шара. С одной стороны имеет место признание расизма как разрушительной силы, какой он является, а с другой - новые очаги расовой напряженности, находящей свое выражении в насилии.

         Причин межгосударственных конфликтов  великое множество. Они могут быть как вооруженными, так и не вооруженными. Вооруженные конфликты проявляются в локальных войнах. За период 80х-90х гг. к таким локальным войнам относятся арабо-израильский вооруженный конфликт, ирано-иракская война, агрессия Ирака против Кувейта, действия советских войск в Афганистане, вооруженный конфликт между Аргентиной и Англией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, высадка американских войск в Гренаде, Панаме. Опасность локальных войн в том, что они могут перерасти в крупномасштабные столкновения.

         Невооруженные межгосударственные конфликты проявляются в «таможенных», «финансовых» войнах, неторговых акциях.

         Как известно, в современном международном праве действует принцип запрета применения силы или ее угрозы, который нашел свое закрепление в Уставе ООН. Этот принцип носит всеобщий характер, то есть имеет обязательную силу для всех государств, а не только членов ООН. Этот принцип означает, что вооруженная сила может быть применена против какого-либо государства, только если его действия создают угрозу международному миру или безопасности. ООН способствует соблюдению этого принципа и участвует в урегулировании конфликтов. Также немалое значение в этой области имеет Совет Безопасности.

         В данной работе я рассмотрю  роль ООН в урегулировании  конфликта в Афганистане ( после вывода советских войск и в современности) и Иране ( Ирано-иракский конфликт 1980 - 1988 гг.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. УРЕГУЛИРОВАНИЕ АФГАНСКОГО КОНФЛИКТА.

§1.1 Исторический аспект

         Для того чтобы лучше представить причины конфликта, необходимо хотя бы вкратце обратиться к истории Афганистана, прежде всего его взаимоотношений с другими странами. Афганистан по своему географическому положению охватывает территорию, которая уже с начала XIX в. приобретает большое стратегическое значение. Впервые территория современного Афганистана была включена в область действия сверхдержав в период существования на ней Дурранийской державы (1747-1819гг.). Как сферу своих интересов этот регион рассматривала тогда Британская империя. Англия стремилась поставить во главе государств региона лояльных руководителей для защиты своих позиций.1

         После распада Дурранийской державы на множество независимых феодальных княжеств Англия препятствовала политической консолидации афганских владений и их объединению вокруг Кабульского княжества, т. к. такое развитие событий непременно должно было ослабить английское влияние в регионе. Здесь английские интересы пришли в противоречие с интересами российскими: для России было выгодно существование единого сильного афганского государства, которое способствовало бы спокойной обстановке на южных рубежах России и препятствовало экспансии Англии в направлении российской границы.

         После второй мировой войны ведущую роль на Среднем Востоке стали играть США. Их первоначальное проникновение в страны региона, в т. ч. в Афганистан, осуществлялось с помощью американской фирмы Morrison-Nadsen, которая, заключив договор с афганским правительством на строительство ирригационных объектов, растягивала его осуществление на неопределенный период времени, ставя Афганистан в финансовую зависимость от США.2

         Другим путем давления на Афганистан со стороны Соединенных Штатов было искусственное создание т. н. «пуштунской проблемы», которая заключается в том, что пуштунское население Британской Индии оказалось на территории созданного в 1947 г. Пакистана, отказавшего пуштунам в праве на самоопределение.

         В 50-е гг. XX в. сильно возрастает активность Советского Союза в Афганистане, стремившегося обеспечить безопасность и подконтрольность центральноазиатских республик и не допустить закрепления в Афганистане США (в стратегическом отношении это было очень привлекательно для США ввиду возможности размещения там американских ракет средней дальности, а также оборудования аэродромов для их использования в возможной войне с Советским Союзом). В это время СССР оказывал Афганистану различные виды помощи, в т. ч. значительную финансовую. На поддержку бюджета Афганистана ежегодно отчислялось около 800 миллионов долларов.3

         Решающее влияние противостояние СССР и США оказало и при решении о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. После Апрельской революции 1978 г. новый руководитель страны президент Нур Мухаммед Тараки и премьер-министр (с августа 1978 г. также министр обороны) Хафизулла Амин неоднократно просили советское руководство о вводе в страну советских войск, т. к. положение нового правительства было крайне ненадежным, однако руководство Советского Союза, вначале считавшее, что «нам сейчас не время втягиваться в эту войну» (Л.И. Брежнев), резко изменило свою позицию только после того, как Амин путем переворота захватил власть в стране и начал вести активные консультации с США.4

         Одной из причин войны стало стремление поддержать сторонников концепции социализма в Афганистане, пришедших к власти в результате Апрельской революции, столкнувшихся с мощной оппозицией своей социальной, экономической и политической стратегии. Американская военно-экономическая деятельность в регионе создавала угрозу выхода Афганистана из советской сферы влияния. Также ввод советских войск преследовал цель предотвратить возможное укрепление в регионе исламского фундаментализма, вызванное исламской революцией в Иране 1979 года. Само по себе падение просоветского правительства означало бы сильный удар по внешнеполитическим позициям СССР, поскольку, случись такое, это был бы первый в послевоенной истории случай низложения просоветского правительства.5

         Окончательное решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС № 176/125.6

         Военно-политическая спец. операция СССР в Афганистане - это боевые и служебно-боевые действия 40-й армии, частей и подразделений пограничных, внутренних войск, госбезопасности, спецназначения, аппарата советников, направленные на решение военно-политических задач по стабилизации ситуации в Афганистане, что обеспечивалось политическим, дипломатическим, идеологическим, экономическим сопровождением СССР.7

         Весь период пребывания в Афганистане советских войск сопровождался асимметричными антипартизанскими действиями, посредством мини спецопераций (засады, рейды, блокирование, прочесывание, налеты и др.) по уничтожению незаконных вооруженных формирований антиправительственных исламских партий и организаций Афганистана.8

         К 1986 г. советским правительством было принято политическое решение о выводе Вооруженных Сил из Афганистана. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Наиболее часто встречается цифра в 1 млн погибших; имеющиеся оценки колеблются от 670 тыс. гражданских лиц до 2 млн в общем. По данным гарвардского профессора М. Крамера, американского исследователя афганской войны: «В течение девяти лет войны были убиты или покалечены более 2,5 миллионов афганцев (в основном гражданские лица), ещё несколько миллионов оказались в рядах беженцев, многие из которых покинули страну». Точного разделения жертв на солдат правительственной армии, моджахедов и мирных жителей, по всей видимости, не существует.9

         После окончания войны в СССР были опубликованы цифры погибших советских солдат с разбивкой по годам:

1979 год 86 человек

1980 год 1 484 человека 

1981 год 1 298 человек 

1982 год 1 948 человек 

1983 год 1 446 человек 

1984 год 2 343 человек 

1985 год 1 868 человек 

1986 год 1 333 человека 

1987 год 1 215 человек 

1988 год 759 человек 

1989 год 53 человека10

         В декабре 1986 года афганское руководство выдвинуло программу социально-экономических и политических мероприятий с целью добиться национального примирения, не утратив при этом своих командных позиций в государстве.11

         Эта программа предусматривала некоторую демократизацию общественной жизни, отказ от социалистической ориентации и раскрепощение предпринимательской деятельности, создание условий для беспрепятственного возвращения на родину беженцев, формирование коалиционных органов власти, в которых, однако, лидирующее положение сохранялось бы за НДПА, создание условий для установления контактов и начала переговоров с оппозиционными организациями.

         Несмотря на все эти меры, оппозиция продолжала вооруженную борьбу за власть, отвергая все предложения о мирном диалоге с правительством.

         После вывода Советской Армии с территории Афганистана в 1989 году просоветский режим Наджибуллы (1986—1992) просуществовал ещё три года и, лишившись поддержки России, был свергнут в апреле 1992 года коалицией полевых командиров-моджахедов (через год после того как СССР перестал существовать). В годы войны в Афганистане появилась террористическая организация Аль-Каида и окрепли группы исламских радикалов, которые явились активными участниками конфликтов в Алжире, Египте и Чечне.12

 

§1.2. ООН  и урегулирование афганского конфликта

         Неизменная составляющая повестки дня ООН - содействие политическому урегулированию региональных конфликтов.

         Один из приоритетов для ООН в этой области - конфликт в Афганистане. Вовлеченность ООН в урегулирование афганской проблемы помимо заботы о разблокировании этого застарелого конфликта имеет также исключительно важное значение в контексте борьбы с международным терроризмом и наркобизнесом.13

         К весне 1992 г. был разработан план ООН по афганскому урегулированию, предусматривавший отставку президента Республики Афганистан и его кабинета министров, сформирование переходного нейтрального правительства, главная задача которого заключалась в организации и проведении всеобщих демократических выборов. Одновременно в Пешаваре (Пакистан) между ведущими оппозиционными организациями было достигнуто соглашение, в соответствии с которым старый режим должен был уйти с политической сцены, передав всю полноту власти оппозиции. Для формирования новых государственных структур предусматривался переходный период.14

         В марте 1992 г. наиболее крупные национальные территориальные формирования под командованием генерала Достума, объединившиеся позже в единую военно-политическую организацию — Национальное исламское движение Афганистана, отошли от поддержки режима. В результате правительство утратило контроль над стратегически наиболее важными северными провинциями страны. Оно вынуждено было без боя передать власть занявшим столицу Кабул оппозиционным группировкам. Страна была провозглашена Исламским Государством Афганистан. Власть перешла к Совету Джихада (переходному совету моджахедов — «борцов за веру», так называли себя оппозиционеры), который передал функции главы государства главе Руководящего Совета Афганистана Б. Раббани сроком на 4 месяца. В мае 1992 г. был распущен парламент, отменены все законы, противоречащие шариату.15

         Таким образом, предложенный ООН план афганского урегулирования утратил свою актуальность. В силу вступили пешаварские договоренности. Однако и их осуществление фактически не состоялось. Пришедшие к власти оппозиционные группировки, ранее так или иначе объединенные общим врагом, сразу начали междоусобную борьбу за лидирующее положение в государстве. В августе 1992 г. они переросли в широкомасштабные боевые действия, охватившие столицу Афганистана и ряд его районов. В сложившейся ситуации большинство дипломатических миссий в Кабуле, включая российское посольство, было вынуждено приостановить свою деятельность и эвакуировать из страны свой персонал.

         Не дали результата усилия ООН, ОИК и целого ряда заинтересованных государств по выводу участников афганского конфликта на мирный диалог и созданию широкопредставительного правительства. По статистике ООН, Афганистан входит в группу наименее экономически развитых стран мира. Экономическая отсталость Афганистана еще более усугубилась непрекращающейся в течение последних лет гражданской войной, отсутствием реальной центральной власти в стране, фактическим разделом государства на самоуправляемые регионы. Полностью разрушены общенациональное экономическое пространство и единая система управления экономикой.16

         В мае 1988 года – марте 1990 года была создана Миссия добрых услуг ООН в Афганистане и Пакистане (ЮНГОМАП), состоящая из 50 военных наблюдателей и набранного на международной и местной основе гражданского персонала.

         Данная миссия была учреждена для того, чтобы помогать Личному представителю Генерального секретаря выполнять его функции по оказанию добрых услуг сторонам в деле обеспечения выполнения Соглашений об урегулировании положения, относящегося к Афганистану, и в этой связи расследовать и сообщать о возможных нарушениях любых положений этих Соглашений. После прекращения действия мандата ЮНГОМАП Личный представитель остался в стране и выполнял функции руководителя Управления Генерального секретаря в Афганистане и Пакистане, созданного 15 марта 1990 года, а также Координатора Управления Организации Объединенных Наций по координации гуманитарной помощи Афганистану. В декабре 1994 года Генеральный секретарь упразднил должность Личного представителя и создал взамен нее Управление Генерального секретаря в Афганистане.17

Информация о работе Участие ООН в урегулировании конфликтов в Иране и Афганистане