Участие ООН в урегулировании конфликтов в Иране и Афганистане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 00:06, реферат

Краткое описание

Комплекс противоречий пронизывает концепцию мира и международной безопасности. С одной стороны, крупные ядерные державы заключают соглашения о сокращении вооружений; с другой - распространение оружия массового уничтожения угрожает принять более широкие масштабы, а обычное оружие по-прежнему наращивается во многих частях Земного шара. С одной стороны имеет место признание расизма как разрушительной силы, какой он является, а с другой - новые очаги расовой напряженности, находящей свое выражении в насилии.

Вложенные файлы: 1 файл

Участие ООН в урегулировании конфликтов в Иране и Афганистане.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

         На 4055-м заседании Совета Безопасности, состоявшемся 22 октября 1999 года, в связи с рассмотрением Советом пункта, озаглавленного «Положение в Афганистане», Председатель Совета Безопасности сделал от имени членов Совета заявление о том, что Совет Безопасности вновь выражает свою глубокую озабоченность по поводу продолжающегося афганского конфликта, который представляет собой серьезную и растущую угрозу региональному и международному миру и безопасности. Он решительно осуждает движение «Талибан».18

         Совет Безопасности вновь заявляет о том, что у конфликта в Афганистане нет военного решения и что к миру и примирению может привести лишь достигнутое путем переговоров политическое урегулирование, направленное на формирование на широкой основе многоэтнического и в полной мере представительного правительства, приемлемого для всех афганцев.

         Совет Безопасности вновь заявляет о своей полной поддержке усилий Организации Объединенных Наций, в частности деятельности Специальной миссии Организации Объединенных Наций в Афганистане (СМООНА) и Специального посланника Генерального секретаря по Афганистану, направленной на содействие политическому процессу, ведущему к достижению целей национального примирения и прочного политического урегулирования с участием всех сторон в конфликте и всех слоев афганского общества, и подтверждает свою позицию, в соответствии с которой Организация Объединенных Наций должна продолжать играть свою центральную и беспристрастную роль в международных усилиях по достижению мирного урегулирования афганского конфликта.19

         По инициативе Российской Федерации и США Совет Безопасности ООН 19 декабря 2000 года принял Резолюцию 1333, вводящую дополнительные санкционные меры в отношении Движения «Талибан». на контролируемой Движением «Талибан» территории Афганистана возникла расширяющаяся сеть опорных баз и тренировочных лагерей по подготовке боевиков различных исламских радикальных организаций. Эти структуры активно сращиваются и взаимодействуют с международным наркобизнесом и другими разновидностями трансграничной организованной преступности, включая контрабанду наркотиков и оружия, нелегальную эмиграцию и т.д. Быстро растущие наркодоходы превратились в основной источник финансовой подпитки этих террористических структур.20

         Усилия ООН и международного сообщества по постконфликтному политическому урегулированию в Афганистане поддержал Иран. В ходе международной конференции по Афганистану, которая состоялась в Лондоне 31 января – 1 февраля 2006 г., иранская сторона объявила о своей готовности оказать финансовое содействие восстановлению Афганистана в размере 100 миллионов долларов.21

         Президент Российской Федерации  также выступил с заявлением  о том, что Россия вновь выражает готовность к тесному сотрудничеству с международным сообществом в деле нейтрализации очага напряженности в Афганистане и всемерного содействия политическому урегулированию афганского конфликта под эгидой ООН. Мы призываем все государства к выполнению положений Резолюции Совета Безопасности ООН №1333 от 19 декабря 2000 года.

         26.11.2008 года президент Афганистана Хамид Карзай призвал Совет Безопасности ООН к поиску путей мирного урегулирования вооруженного конфликта в Афганистане.

         Как сообщил журналистам пресс-секретарь президента, «темой переговоров между главой Афганистана и делегацией Совбеза ООН, находящейся в Исламской Республике, стало обсуждение путей мирного урегулирования афганского конфликта, а также немедленное прекращение таких боевых действий, в результате которых гибнет мирное население».22

         Президент Афганистана оценивает роль ООН в урегулировании конфликта как действенную и положительную. В частности, он заявил что «за период, прошедший с 2002 года, облик Афганистана полностью изменился». Однако, «международное сообщество должно обозначить конкретные сроки, в которые оно покончит с терроризмом и завершит войну в Афганистане».23

         Важно продолжать оказывать содействие послевоенному обустройству в Афганистане, решению его социально-экономических проблем, созданию национальной армии. Позитивную роль в стабилизации обстановки вокруг Афганистана, борьбе с террористической и наркотической угрозами, а также налаживании реального сотрудничества с этой страной могут сыграть региональные организации, включая ОДКБ и ШОС. Полезно наладить их взаимодействие с другими международными организациями, особенно с теми, которые уже задействованы на афганском направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ИРАНСКИЙ КОНФЛИКТ

§2.1. Война Ирана и Ирака 1980 - 1988 гг.

           Ирано-иракский конфликт, начавшийся 22 сентября 1980 г., был подготовлен всем ходом развития сложных и противоречивых отношений между Ираком и Ираном. Они характеризовались в тот период наличием острых межгосударственных противоречий, взаимного недоверия и враждебности. С момента прихода к власти в Ираке в 1968 г. партии Баас, а в Иране в 1979 г. - мусульманского шиитского духовенства во главе с аятоллой Хомейни отрицательное воздействие на состояние отношений между двумя странами начал также оказывать религиозный фактор. Кризисные явления в отношениях между двумя странами неоднократно приводили к вооруженным столкновениям на ирано-иракской границе и ставили Ирак и Иран на грань войны.24

         Официально причиной вторжения в Иран Ирак называл стремление восстановить границу между странами в рамках до 1975 года. Однако с причинами войны на самом деле дела обстоят гораздо сложнее. Война корнями уходит в территориальные и политические споры между Ираном и Ираком.25

         Начав войну против Ирана, иракское руководство преследовало следующие военно-политические цели:

  • нанести военное поражение Ирану или такой ущерб его военно-экономическому потенциалу, который поставил бы эту страну в положение второстепенной в военном и политическом отношении силы в регионе;
  • создать условия для серьезного подрыва внутриполитических позиций режима Хомейни вплоть до его свержения;
  • нанести удар по иранским планам экспорта «исламской революции» в Ирак и предупредить этим возникновение шиитской проблемы у себя в стране;
  • решить территориальный спор с Ираном в свою пользу путем отторжения спорных участков и установления полного контроля над рекой Шатт-эль-Араб.26

         Конфликт можно разбить на 4 периода:27 
         1 период (осень 1980 - лето 1982). Иран оборонялся. В сентябре 1980 иракская армия значительно продвинулась вглубь Хузистана, захватив Иран врасплох. Иракские войска захватили город Хорамшахр, но не сумели взять важный центр очистки нефти Абадан. К декабрю 1980 иракское наступление приостановилось после того как встретило неожиданно сильное сопротивление. Однако контрнаступление иранцы развить не сумели. В целом войска Ирака углубились на 80-120 км в глубину территории Ирана.  Ирак оккупировал одну третью территории Хузистана. Хузистан вынуждены были покинуть около 1 500 000 жителей. Ущерб Ирана оценивался в миллиардах долларов.

         2 период (1982 - конец 1984). В 1982 году Ирак добровольно освободил территорию Ирана и стал искать мирного соглашения. Однако ввиду личной неприязни аятолла Хомейни к Саддаму Хусейну, Иран продолжал войну с целью свержения Хусейна. В июле 1982 Иран решает вторгнуться на территорию Ирака. Лидеры Ирана объявляют, что освобождение территорий недостаточно. Новая цель - убрать Саддама Хусейна и достигнуть выплаты Ираком репараций Ирану.

         Однако углубиться на территорию Ирака иранцы не сумели. Ввиду высокой иракской обороноспособности фронт стабилизировался в основном по границе Ирака. Иран неоднократно бросал на штурм пехоту, составленную в основном из неподготовленных призывников, однако эти атаки отражались превосходящей огневой мощью и авиацией Ирака. Также продолжались воздушные налеты и ракетные удары по городам, военным объектам, нефтяным установкам и танкерам с нефтью. Удары Ирака по танкерам Кувейта и других стран Персидского Залива побудили США увеличить военное присутствие в Заливе.

         3 стадия (1985-1987) - дипломатическая борьба. Иран стремится выйти из дипломатической изоляции, однако неудачно.

         4 стадия -  заключение мира, рост военного присутствия США в Заливе.

         Если Ирак поддерживался Саудовской Аравией и другими умеренными Арабскими государствами (при молчаливой поддержке США и СССР), то единственными союзниками Ирана были Сирия и Ливия. Однако международная репутация Ирака была существенно подмочена, так как появились сообщения об использовании им против иранских войск смертоносных химикатов. Военное противостояние продолжалось, но 20 июля 1987 Иран принимает условия перемирия под эгидой ООН, которое он раньше отклонял. Мир был достигнут в августе 1988. В августе-сентябре 1990, в то время как Ирак был занят вторжением в Кувейт, Иран с Ираком восстановили дипломатические отношения, и Ирак согласился на иранские условия урегулирования конфликта:

1. Изъятие иракских войск с иранской территории.

2. Граница по  реке Шатт -эль-Араб.

3. Обмен военнопленными.28

         Война окончилась большими потерями для обоих сторон - около 600 000 иранцев и 400 000 иракцев было убито. Общие материальные потери составляли 350 миллиардов долларов. Ни Ирак, ни Иран не достигли целей, поставленных в начале военных действий. Тем не менее, и Тегеран, и Багдад объявили о своем военном триумфе.

         По продолжительности, задействованным ресурсам и человеческим жертвам ирано-иракская война является крупнейшим военным конфликтом между суверенными государствами «третьего мира» после 1945 года.29

 

§2.2. Миссия ООН по примирению сторон

         Ирак напал на Иран 22 сентября 1980 года. Уже 28 сентября Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 479, в которой содержался призыв воюющим сторонам остановить военные действия. Однако, резолюция никак не осудила иракскую агрессию, что было вызвано негативным отношением к клерикальному иранскому режиму корни, которого следует искать в недавней истории с американскими заложникам в Иране. Норвегия призвала к взаимному отводу войск со спорных территорий, однако Иран отказался учувствовать в каких-либо дебатах, пока иракские войска не покинут территорию Ирана. Несколько безрезультатных заседаний Совета Безопасности состоялось в октябре 1980 года, затем последовал перерыв аж до июля 1982 года.30

         Было много попыток посредничества со стороны стран Третьего Мира и ООН. Первую попытку предпринял представитель ООН Олаф Пальме. Он предложил начать переговоры о статусе Шатт-эль-Араб, но Ирак потребовал возмещения всех экономических убытков и война продолжилась.

         12 июня 1982 года Советом Безопасности ООН резолюцию № 514, в которой оба государства призывались к прекращению войны. Совет Безопасности призвал стороны отвести войска к довоенным границам. Иранские лидеры прямо заявили, что указанная резолюция является результатом сговора с целью «лишить Иран победы».31

         В 1984 году Совет Безопасности ООН осудил танкерную войну, в марте 1986 года ООН осудило Ирак за применение химического оружия. В июне 1984 года Генеральный Секретарь ООН добился моратория на вовлечение в военные в действие гражданского населения, но в марте 1985 года соглашение было нарушено.

         В мае 1987 года помощник госсекретаря США Ричард Марфи прилетел в Багдад и в ходе встречи с Саддамом Хусейном пообещал последнему принятие резолюции, которая наложит эмбарго на поставки оружия в Иран. Когда США внесли это предложение, но непостоянные члены Совета Безопасности предложили создать комиссию по расследованию причин войны, как того требовал Иран. Так, 20 июля 1987 была принята резолюция № 598. Ирак быстро принял резолюцию, но Иран потребовал сначала окончания работы комиссии. С целью сближения позиций Генеральный Секретарь ООН совершил вояж в Тегеран и Багдад. Тегеран согласился на неофициальное прекращение огня на время работы комиссии. В день опубликования результатов работы комиссии Иран пообещал сделать соглашение о прекращении огня официальным. Но Ирак не согласился на такие условия.32

         Вашингтон, как обычно, обвинил Иран в срыве мирных инициатив, ввел экономическое эмбарго против Ирана, создал мощную военно-морскую группировку в Персидском заливе, и фактически продлил войну на  полгода.

         Наконец, под давлением антивоенных настроений в стране, аятолла Хомейни согласился 18 июля 1988 года принять резолюцию № 598, но Саддам Хусейн отказался превратить удачное для иракской армии наступление. Только 6 августа 1988 года, под давлением ООН, был прекращен огонь. 20 августа 1988 года война была закончена.

         В августе 1988 - феврале 1991 года ООН учредила миссию для проверки, подтверждения и наблюдения за прекращением огня и отводом всех войск к международно признанным границам до всеобъемлющего урегулирования конфликта ( Ирано-иракская группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций (ИИГВНООН). Ее численный состав - 400 военнослужащих, а также набранный на международной и местной основе гражданский персонал. Расходы - 177 895 000 долл. США в чистом исчислении. Миссия была расформирована после полного отвода Ираном и Ираком своих войск к международно признанным границам. В Тегеране и Багдаде были созданы небольшие гражданские отделения для выполнения оставшихся задач, которые носили в основном политический характер. К концу 1992 года эти отделения были закрыты.33

Информация о работе Участие ООН в урегулировании конфликтов в Иране и Афганистане