Нормы международного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 23:08, контрольная работа

Краткое описание

Международное право (как и внутригосударственное право) состоит из юридических норм. Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъекта­ми международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.
Большинство международно-правовых норм создается в два этапа: согласование воль субъектов международного права относительно правила поведения; дача субъектами международного права согласия на юридическую обязательность согласованных правил поведения.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и создание норм международного права 4
2. Виды норм международного права 8
3. Иерархия норм международного права 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

нормы международного права.docx

— 38.48 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

1. Понятие  и создание норм международного  права 4

2. Виды норм  международного права 8

3. Иерархия  норм международного права 14

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Введение

Международное право (как  и внутригосударственное право) состоит из юридических норм. Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое  субъекта­ми международного права  и регулирующее отношения между  ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

Большинство международно-правовых норм создается в два этапа: согласование воль субъектов международного права  относительно правила поведения; дача субъектами международного права согласия на юридическую обязательность согласованных  правил поведения.

Иногда эти две стадии могут совпадать по времени, скажем, когда международный договор  вступает в силу в момент его подписания. В данном случае подписание договора означает окончательное согласование текста договора (правила поведения) и одновременно придание согласованному тексту силы международной договорной нормы.

Отсутствие в международном  правиле поведения юридической  обязательности позволяет говорить о наличии лишь первого этапа  создания международно-правовой нормы.

Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, которые  создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus cogens).

В отличие от внутригосударственного права императивность международно-правовой нормы означает, что она «принимается и признается мировым сообществом  государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юридическую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.

1. Понятие и создание норм международного права

Нормы международного права  — это общеобязательные правила  деятельности и взаимоотношений  государств или иных субъектов. Для  норм международного права, так же как  и для других правовых норм, характерно то, что это правила поведения  общего характера, рассчитанные на неоднократное  применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными  мерами.

Вместе с тем международно-правовые нормы обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в отдельную  правовую систему. Это: 1) предмет регулирования  — межгосударственные отношения  и связанные с ними отношения  других субъектов; 2) порядок создания — согласование позиций государств; 3) форма закрепления (существования) — соответствующая согласительному  характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных  конференций и международных  организаций); 4) обеспечение реализации, как правило, самими государствами  — создателями норм индивидуально  или коллективно, в том числе  посредством созданных ими международных  организаций и органов, при этом особое значение имеют меры, содействующие  добровольной реализации норм.

В сфере международных  отношений отсутствуют специальные  нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами, прежде всего государствами. Создание норм международного права представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное  волеизъявление государств относительно признания правила поведения  обязательным.

Формирование позиции  государства начинается с осознания  своих интересов и потребностей, а также понимания возможности  защитить (удовлетворить) их с помощью  других государств или совместно  с ними.

Термин "позиция" может  иметь два значения: во-первых, это  общий подход, перспективная цель (например, запрещение всех испытательных взрывов ядерного оружия); во-вторых, интересы (требования) государств при подготовке данного соглашения (например, запрещение испытаний ядерного оружия в трех средах).

В процессе создания норм международного права согласовываются позиции  — требования, разумеется, с учетом возможности продвижения к достижению конечной цели.

Позиции государств могут  совпадать полностью или в  главном. Они могут не совпадать  в деталях или в своей основе.

Если позиции государств совпадают (тождественны), то в их согласовании — уступках, компромиссах — нет  необходимости. Позиции государств формулируются в виде правил поведения  и фиксируются в договоре или  ином акте. При несовпадении позиций  государств для достижения приемлемого баланса уступки и компромиссы неизбежны.

Объем и качество информации о предмете соглашения, оценка и  прогнозирование развития отношений  между государствами — залог  успеха формирования потенциально согласуемых  позиций государств. Диаметрально противоположные  позиции вряд ли могут быть согласованы  или даже представлены для согласования.

Каждое государство стремится  к тому, чтобы его интересы были максимально отражены в норме  права. Однако если оно будет настаивать на своей и только своей позиции, соглашение не будет достигнуто. Отказ  государства от какой-то части своих  требований вообще (уступка) или в  связи с соответствующим отказом  других .государств (компромисс) означает лишь отказ от защиты (удовлетворения) части своих интересов посредством данного конкретного соглашения. Это — отказ ради достижения соглашения. Общий же подход к решению проблемы может оставаться неизменным.

В соглашении достигнутое  тождество позиций закрепляется в виде совпадающих прав и обязанностей государств— участников соглашения, баланс — в виде сочетания их прав и обязанностей, В последнем случае происходит своеобразное распределение поручений: одно государство (одна группа государств) наделяется одними правами и обязанностями, другое государство (другая группа) — другими. Коллективными усилиями достигается желаемый результат.

Запрет на испытательные  взрывы ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и  под водой, предусмотренный Договором  о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом  пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., распространяется однозначно на все государства, участвующие  в Договоре.

Договором же о нераспространении  ядерного оружия от 1 июля 1968 г. обязательства  государств, обладающих ядерным оружием, имеют иное содержание, чем обязательства  государств, не обладающих таким оружием, однако добросовестное исполнение каждым государством своих обязательств обеспечивает достижение общей цели договора —  предотвращение распространения ядерного оружия.

Две стадии международного нормотворческого процесса могут быть неразрывны во времени. Если договор  вступает в силу с момента подписания, то его подписание — это одновременно и согласие с содержанием правил поведения, зафиксированных в нем, и признание этих правил в качестве обязательных, т. е. правовых норм. То же можно сказать в отношении  договоров, заключенных в виде обмена документами (нотами, письмами), актов  международных организаций и  конференций, принимаемых путем  голосования или консенсуса (если государства выразили намерение  считать их юридически обязательными).

В тех случаях, когда требуется  специальная процедура выражения  согласия государства на обязательность правил поведения (ратификация, утверждение-принятие), разрыв во времени между первой и  второй стадиями может быть значительным, достигая порой нескольких лет.

Специфика создания обычных  норм международного права заключается  в том, что правила поведения  складываются в результате единообразной деятельности государств, их устойчивой практики. Таким же образом правила поведения признаются в качестве обязательных (opinio juris).

Факт рождения договорной нормы (или иной документально закрепленной нормы) четко фиксируется. Для установления наличия и выявления содержания обычной нормы необходимо изучение деятельности государств. Обычай обязан своим происхождением сложившейся  практике, но вместе с тем он обращен  в будущее, в котором может  быть реализовано его регулирующее предназначение.

 

 

2. Виды норм международного  права

Международно-правовые нормы  неоднородны по содержанию и форме. Их можно классифицировать по различным  основаниям.

По форме нормы международного права делятся на два вида: документально  закрепленные и существующие без  фиксации в каком-либо правовом документе (акте).

Документально закрепленные нормы представляют собой установленные  и зафиксированные (словесно оформленные) в определенном акте правила. К ним  относятся договорные нормы и  нормы, содержащиеся в актах международных  конференций и международных  организаций. Различие между этими  нормами обусловлено различием  между правовыми нормативными актами, их фиксирующими.

Договор-акт, исходящий от государств-участников, распространяет свое действие на каждое участвующее  в нем государство. Права и  обязанности по договору адресуются как бы от одного государства другому.

Акты международной конференции  или организации и закрепленные в них права и обязанности  исходят от коллективного органа (общего собрания) государств, но распространяют свое действие на каждое государство-участника  в отдельности. Воля государств, воплощенная  в нормах этих актов, в большей  мере, чем в договоре, утрачивает свою персонифицированность. И переговорно-договорная процедура создания норм, и сами правовые акты (документы) наилучшим образом отвечают современному характеру развития международных отношений.

К нормам, документально  не закрепленным, относятся обычные  международно-правовые нормы. Они формируются  и подтверждаются (признаются обязательными) практикой субъектов и существуют в практике. Словесное выражение  они обретают в правоприменительных  актах — решениях судебных, арбитражных  и других правоприменительных органов, в заявлениях и нотах государств, в резолюциях международных организаций.

Они могут стать договорными  в результате кодификации. Однако если не все участники обычной нормы присоединились к кодифицирующему договору, то одна и та же норма может быть для одних государств (участников договора) договорной, а для других оставаться обычной (например, положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. или Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. для неучаствующих государств сохраняют силу обычных норм).

Возможна и иная ситуация: правило поведения, документально  зафиксированное, признается в качестве обязательного не в форме явно выраженного на то согласия, а посредством  практических действий, т. е. обычным  путем (например, признание положений  договора обязательными не участвующими в нем государствами или действие в соответствии с положениями  актов международных организаций  или конференций, которые принимались  как акты-рекомендации).

В зависимости от предмета регулирования различаются:

нормы относительно порядка  заключения, реализации и исполнения международных договоров — право  международных договоров; нормы, определяющие правовое положение космического пространства, Луны и других небесных тел, — космическое  право; нормы, предусматривающие меры по обеспечению международного мира и безопасности, — право международной безопасности и т.д.

По субъектно-территориальной  сфере действия нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.

Универсальные нормы —  это нормы, регулирующие отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим  большинством или всеми государствами. Признаки, присущие универсальным нормам, объединены причинно-следственной связью. Нормы признаются большинством или  всеми государствами потому, что  в объекте регулируемых ими отношений  заинтересованы все государства.

Универсальные нормы международного права составляют его основу, регулируя важнейшие сферы международных отношений. К их числу относятся нормы, содержащиеся в таких договорах, как Устав Организации Объединенных Наций, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Международные пакты о правах человека, Женевские конвенции о защите жертв войны и др.

Среди универсальных норм особое место занимают императивные нормы jus cogens (юс когенс), что можно перевести как "неоспоримое право". Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействующих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой  нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.

К такого рода нормам относятся, прежде всего, нормы-принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая  комплексом присущих им признаков:

1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного  права, являющиеся нормативной  основой всей международно-правовой  системы. На них базируется  взаимодействие субъектов в процессе  создания и реализации норм  международного права. Они пронизывают  содержание всех существующих  норм.

Информация о работе Нормы международного права