Национальный вопрос в Испании в Новейшее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:07, дипломная работа

Краткое описание

Многие российские ученые, насколько можно судить по появляющимся публикациям, продолжают придерживаться выработанного еще в рамках советского обществоведения взгляда на Испанию как на «многонациональное» — сейчас нередко употребляют термин «многоэтничное» — государство, в котором исторически сосуществуют издревле проживающие там основные коренные народы, иногда обозначаемые еще и как национальности, нации, этносы, этнические общности основного уровня. Эти народы/нации/этносы и т. д. суть испанцы, каталонцы, баски и галисийцы, со своими национальными языками, неповторимым в каждом случае этнокультурным обликом и, соответственно, отчетливым национальным самосознанием. Все они расселены достаточно компактно, — хотя имеются и районы чересполосного и смешанного обитания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I . Межнациональные противоречия в Испании в 1918-1975 годах….15
§1. Борьба национальных меньшинств в Испании за национально-территориальную автономию (1918-1939 гг.)………………………………...15
§2. Национальная политика режима Ф. Франко……………………………...24
Глава II. Национально-территориальное развитие Испании в 1976 - начале XXI века…………………………………………………………………………35
§1. Децентрализация государственного устройства Испании……………….35
§2. Политико-правовое положение иммигрантов в Испании………………. 65
Заключение…………………………………………………………………… 84
Список использованных источников и литературы………………………… 89

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. И. Я. ЯКОВЛЕВА»

 

 

 

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

Национальный  вопрос в Испании в Новейшее время

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнена студентом

                                                                          группы А V курса

                                                                                        исторического факультета

                                                                                      Константиновым Юрием 

                                                                                        Владимировичем

 

                                                                                   Научный руководитель

                                                                     к. и. н., доцент

                                                                                        Волков П. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары

2009

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава I . Межнациональные противоречия в Испании в 1918-1975 годах….15

§1. Борьба национальных меньшинств в Испании за национально-территориальную автономию (1918-1939 гг.)………………………………...15

§2. Национальная политика режима Ф. Франко……………………………...24           

Глава II. Национально-территориальное развитие Испании в 1976 - начале XXI века…………………………………………………………………………35

§1. Децентрализация государственного устройства Испании……………….35

§2. Политико-правовое положение  иммигрантов в Испании………………. 65

Заключение……………………………………………………………………   84

Список использованных источников и литературы………………………… 89

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Многие российские ученые, насколько можно судить по появляющимся публикациям, продолжают придерживаться выработанного еще в рамках советского обществоведения взгляда на Испанию как на «многонациональное» — сейчас нередко употребляют термин «многоэтничное» — государство, в котором исторически сосуществуют издревле проживающие там основные коренные народы, иногда обозначаемые еще и как национальности, нации, этносы, этнические общности основного уровня. Эти народы/нации/этносы и т. д. суть испанцы, каталонцы, баски и галисийцы, со своими национальными языками, неповторимым в каждом случае этнокультурным обликом и, соответственно, отчетливым национальным самосознанием. Все они расселены достаточно компактно, — хотя имеются и районы чересполосного и смешанного обитания.

В ряду упомянутых выше четырех коренных народов каталонцы, галисийцы и баски традиционно трактуются у нас как «национальные меньшинства», тогда как самым многочисленным здесь «испанцам», или «собственно испанцам», отводится роль «господствующего» народа, во благо которого репрессивная государственная машина столетиями подавляла, эксплуатировала и ассимилировала всех остальных1. Тема освободительной борьбы национальных меньшинств Испании против национального неравноправия, за признание своей самобытности и политическую национально-территориальную автономию неизменно присутствует в советской и российской испанистике. Вершиной успехов в этой борьбе долгое время считались события периода Второй республики (1931 — 1939) — ведь тогда каталонцы и баски сумели добиться для себя статуса территориальной автономии, а галисийцам получить аналогичный статус помешало только вторжение войск франкистских мятежников2.

В следующий раз проблема автономии для национальных меньшинств всерьез напомнила о себе несколько десятилетий спустя, в 1960-е годы, на волне пробуждения общественно-политической активности различных слоев испанского общества, задавленных диктатурой. После 1975 года, когда началось стремительное преображение Испании по либерально-демократической модели, децентрализация государственного устройства и создание системы местного самоуправления стали одной из главных забот новой власти3.

В послефранкистской Конституции 1978 года было зафиксировано право на автономию «национальностей и регионов»4. В настоящее время это государство представляет собой совокупность 17 автономных сообществ и двух автономных городов (Сеуты и Мелильи на североафриканском побережье)5.

Всякий, кто захочет сравнить границы вновь созданных автономных образований с территориями расселения упомянутых выше народов/наций/этносов, тут же обнаружит, что каждая из этих этнических территорий входит в состав сразу нескольких самоуправляющихся сообществ. Каталонцы, к примеру, проживают не только в Каталонии, но и в автономной Валенсии, на востоке автономного Арагона и на автономных Балеарских островах. Галисийцы, помимо Галисии, — в прилегающих районах автономных Астурии и Касти-льи-и-Леона. Баски — не только в Стране басков, но и в соседней автономной Наварре.

В данном случае заявила о себе — как это бессчетное количество раз происходило, происходит и, надо полагать, будет происходить в испанской истории — доминирующая роль областнического, «земляческого» фактора в самоопределении (самоидентификации) местных жителей, в их взаимоотношениях между собой, с государством и с внешним миром6. Ведь термин «народы Испании» всегда означал в устах обитателей этой страны совсем не то, что привыкли — естественно, в соответствии с нашими представлениями, основанными на нашем собственном опыте — вкладывать в него мы. Если для нас, в силу укоренившейся за долгие десятилетия традиции, это выражение однозначно подразумевает этнокультурные сообщества («этносы»), «членство» в которых мыслится обязательным для каждого человека и при этом не зависит в принципе ни от места его проживания, ни от его воли, поскольку определяется, по сути дела, его генетическим происхождением, то есть наследуется от родителей (кроме известной ситуации выбора между «национальностями» отца и матери, если они не совпадают), и потому может быть зафиксировано в официальных документах и будет сопровождать человека на протяжении всей его жизни — как некая «объективная» и неотъемлемая характеристика (собственно, ведь так и было в нашей собственной стране до самого недавнего времени), — то в самой Испании за термином «народы» в применении к жителям этой страны может стоять разное содержание, в зависимости от контекста7. И чаще всего имеются в виду группы населения, объединенные длительным совместным проживанием в пределах какой-то территории, обусловившим совместный опыт, в том числе и политический, общие интересы, чувство местной солидарности, черты сходства в облике, культуре, языке и т.д. При этом «этнокультурные» характеристики в целом подчиняются именно «земляческим» — то есть укорененности на территории данной местности, вовлеченности в местную социально-политическую жизнь, готовности отстаивать местные интересы против чужаков и т. д. К примеру, можно принадлежать (и в собственном мнении, и в глазах окружающих) к «арагонскому народу», «быть арагонцем» независимо от того, какой из трех язьяков, бытующих в разных частях региона Арагон — кастильский, собственно арагонский («aragones») или каталанский — является родным8.

Но территориальная  организация почти повсеместно  иерархична. В случае с Испанией это выглядит так: страна в целом, как известно, исторически подразделяется на регионы (исторические области); регионы, в свою очередь — на провинции (при этом некоторые регионы имеют в своем составе только одну провинцию); последние — на комарки; те, в свою очередь, — на муниципии и так вплоть до отдельных селений и даже кварталов в рамках населенных пунктов...9 И ситуация здесь такова, что вот это «горизонтальное», «пространственное» группирование населения Испании, его подразделение на общности, каждая из которых осознает свое внутреннее единство и свои культурно-исторические отличия от других общностей того же уровня, — в целом соответствует вышеупомянутому территориальному иерархическому подразделению, сообразуется с ним. То есть перед нами — иерархия, по сути дела, территориальных, «земляческих» общностей, если не на всех, то по крайней мере на нескольких уровнях которой принято говорить о «народе» (pueblo), соотносимом с другими «народами» — на том же уровне10. Всякий житель страны, таким образом, входит одновременно в состав нескольких народов, в череде которых каждый следующий, более крупный, включает в себя предыдущий как свою составную часть.

Что же касается каталонцев, галисийцев, басков и испанцев в привычном для нас понимании — то есть как этнических общностей с высоким уровнем национального самосознания и внутренней сплоченности, объединенных в каждом случае уверенностью в общности своего происхождения и своей неповторимой национальной культурой и т. д., причем вне зависимости от региона проживания — то таких общностей в стране не просматривается, как не существует для них и общепризнанных этнических названий. Ведь нельзя же считать такими названиями термины «каталаноговорящие», «баскоязычные» или «галисийско-язычные». Общеизвестно, что многие из тех, кто считают себя — кстати, в полном согласии с мнением окружающих — каталонцами, басками и галисийцами, не владеют соответствующими языками, тогда как значительная часть, к примеру, «каталаноговорящих» никогда не согласится называться «каталонцами», поскольку отождествляет себя исключительно с собственными регионами (Валенсией, Балеарами, Арагоном или Мурсией)11.

Естественно, что при  данном раскладе странно было бы, если бы какой-то из этих региональных, провинциальных, островных, комаркальных и других народов обозначался кем-то внутри страны, или же обозначал сам себя, как национальное меньшинство. Напротив, все полноправные граждане Испании, издавна проживающие на ее территории, исторически трактуются обществом (кстати, также в полном соответствии с официальными формулировками) как составляющие в совокупности единую испанскую нацию — хотя и чрезвычайно многообразную в историко-культурном и языковом аспектах. Уместно в данном контексте напомнить о таких известных фактах, как тот, что язык, который всем известен как «испанский», в самой стране обычно именуется «кастильским» — прежде всего именно потому, что все прочие издревле распространенные здесь языки имеют такое же, как и он, право называться «испанскими», — или же тот, что в прошлом существовало название страны во множественном числе: не «Испания», как нынче, а «Испании»12.

В самые последние  десятилетия, уже после начала постфранкистских реформ, в том комплексе испанских проблем, который мы привычно называем «национальным вопросом», заявила о себе проблема появления на ее территории массы иммигрантов извне, из самых разных частей света, от Латинской Америки до Восточной Европы, привлеченных лучшими, чем на их родине, условиями существования; многие из этих людей уже стали или намерены стать постоянными обитателями Испании. Если принять во внимание крайне низкие показатели рождаемости коренного испанского населения, влекущие за собой его неизбежное естественное сокращение, иммиграция представляется благотворной для дальнейшего развития страны. Однако в данном случае процесс демографического восполнения оказывается весьма непростым, противоречивым и зачастую конфликтным.

Мало того, что фактор иммиграции возник в исторически очень короткий срок, но оказалась нарушенной или повернутой вспять вековая местная традиция, в силу которой сама Испания на протяжении целой эпохи была как раз страной привычной эмиграции (в Новый Свет или же в Западную Европу), и многим местным жителям, особенно из старших возрастных категорий, нелегко приспособиться к повсеместному присутствию многочисленных иммигрантов. Кроме того, либеральный характер многих административных правил и норм начала послефранкистской эпохи привел к тому, что весьма значительная часть иммигрантов проникла сюда нелегально, и немало этих людей нашли для себя источник пропитания в «подпольной» экономике, а то и в криминальной деятельности. Это породило довольно высокую степень негативного отношения к иммигрантам в испанском обществе, отношения, достигшего апогея в конце 1980-х — начале 1990-х годов; в последующем восприятие иноземных мигрантов как будто стало постепенно смягчаться13.

Вряд ли будет ошибкой  сказать, что на сегодняшний день проблемы, порожденные иммиграцией и продолжающейся политико-культурной эмансипацией ряда автономных регионов Испании, представляют собою очень серьезный, даже исторический вызов обществу этой страны, вступившему в качественно новый период своего существования.

Все выше изложенное делает актуальным данную тематику, заставляя  задуматься об истории развития национального вопроса в Испании, о том, каково национальное положение в Испании в XXI веке.

Целью исследования является изучение национального вопроса в Испании в Новейшее время. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

-  показать борьбу национальных меньшинств за национально-территориальную автономию в 1918-1939 годах;

-  рассмотреть национальную политику режима Франко в 1939-1975 годах;

-   охарактеризовать децентрализацию государственного устройства Испании;

-    выделить политико-правовое положение иммигрантов в Испании.

Объектом изучения является национально-политическое развитие Испании в Новейшее время.

Предметом исследования выступает национальный вопрос в Испании в Новейшее время.

В исследовании использовались общенаучные и конкретно-исторические методы. Общенаучные методы представлены в работе анализом и синтезом, с помощью которых проводилось обобщение материала и формировалась концепция исследования. Проблемно-хронологический метод дал возможность обеспечить соблюдение временной последовательности при рассмотрении истории развития национального вопроса в Испании в Новейшее время. Был также применён аналитический метод, позволивший отыскать, отобрать, систематизировать материал для написания диплома.

В работе рассматривается период со времени окончания первой мировой войны и до настоящего времени, поскольку именно в данный промежуток времени в Испании националистические идеи получили свое оформление. В свою очередь хронологические рамки исследования разделены на несколько периодов. Первый период охватывает рамки со времен окончания первой мировой войны (1918 год) и до окончания гражданской войны в Испании (1939 год). Второй - связан с диктаторским режимом Ф.Франко (1939-1975 годы). Третий - время перехода к демократическому режиму, начавшегося с воцарения Хуана Карлоса I на престол (1975 год), и до настоящего времени.

Эмпирическую базу исследования составили следующие группы источников.

К первой группе относятся  основополагающие документы испанского государства: Конституция Испании, законодательные акты, автономные Статуты. Основной закон помогает определить основы административно-территориального устройства государства, автономные Статуты, или так называемые «региональные институты», предоставляют возможность выявить полномочия, которыми наделены автономные органы власти.

Во вторую группу вошли  мемуары участников национально-революционной войны в Испании, где представлены их воспоминания о событиях 1930-х годов.

Третью группу составляют речи, выступления и статьи политических лидеров. Написанные непосредственными участниками событий, они дают представление о позициях тех или иных политических деятелей. Однако в данном случае следует учитывать субъективный фактор – влияние политической принадлежности авторов на характер и степень достоверности источников.

Четвертую группу источников сформировали материалы отечественных периодических изданий, а также сообщения информационных агентств. В прессе систематически и подробно освещаются основные политические события в Испании, предоставляется трибуна политическим лидерам, цитируются и комментируются программные документы.

Информация о работе Национальный вопрос в Испании в Новейшее время