Национальный вопрос в Испании в Новейшее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:07, дипломная работа

Краткое описание

Многие российские ученые, насколько можно судить по появляющимся публикациям, продолжают придерживаться выработанного еще в рамках советского обществоведения взгляда на Испанию как на «многонациональное» — сейчас нередко употребляют термин «многоэтничное» — государство, в котором исторически сосуществуют издревле проживающие там основные коренные народы, иногда обозначаемые еще и как национальности, нации, этносы, этнические общности основного уровня. Эти народы/нации/этносы и т. д. суть испанцы, каталонцы, баски и галисийцы, со своими национальными языками, неповторимым в каждом случае этнокультурным обликом и, соответственно, отчетливым национальным самосознанием. Все они расселены достаточно компактно, — хотя имеются и районы чересполосного и смешанного обитания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I . Межнациональные противоречия в Испании в 1918-1975 годах….15
§1. Борьба национальных меньшинств в Испании за национально-территориальную автономию (1918-1939 гг.)………………………………...15
§2. Национальная политика режима Ф. Франко……………………………...24
Глава II. Национально-территориальное развитие Испании в 1976 - начале XXI века…………………………………………………………………………35
§1. Децентрализация государственного устройства Испании……………….35
§2. Политико-правовое положение иммигрантов в Испании………………. 65
Заключение…………………………………………………………………… 84
Список использованных источников и литературы………………………… 89

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

Автономные власти, получив  дополнительные права, не спешили ими  воспользоваться, особенно в той  их части, которая касалась расширения компетенции. Скорее, наоборот, некоторые субъекты отказались от ответственности за состояние здравоохранения, образования, занятости и поспешили вернуть эти сферы под контроль центра.

В 1992 году был подписан Пакт между ИСРП — как правящей партией и Народной партией — как основной оппозиционной, подтверждающий прежнюю их договоренность о том, чтобы не создавать напряженных отношений между ними по национально-региональному вопросу92. Договоренность между этими двумя партиями очень важна, ибо соперничество между ними во многом определяет политическую жизнь сегодняшней Испании.

Вырабатывая и осуществляя  программу решения регионально-национального  вопроса, правящий политический класс  Испании сумел, использовав опыт других стран, сохранить историческую преемственность культурного и языкового развития. Найдена в то же время такая своеобразная модель регионально-национального, территориального устройства государства, которая вписалась в современный европейский контекст.

Испанское государство  автономий практикой своего существования показало, что устойчивость такой модели зависит от баланса сил, оказывающих давление из центра, и сил, оказывающих давление из регионов. Сильный центр оказался необходимым для консолидации демократического режима, а сильные регионы — для демократизации общества.

Широкая нормативная  база развития регионов в Испании во многом носит «превентивный», «обгоняющий» характер: регионы получили право на самостоятельность, но не всегда имеют средства и ресурсы для полно го использования этих прав. Такое положение дел нередко вызывает трения, напряжение в отношениях центр — периферия, между регионами, с одной стороны, но с другой — стимулирует развитие структур управления, усиливает экономический и социальный потенциал регионов93.

В заключение следует подвести некоторые итоги сказанному выше. Внутренняя межрегиональная асимметрия длительное время существовала в Испании и продолжает существовать в настоящее время. Эта проблема на протяжении полутора веков не находила удовлетворительного решения в том числе и по причине отсутствия у правящей политической элиты ясной концепции национально-территориального обустройства страны. Можно предположить, что модель Государства автономий, находясь как бы в «промежуточном состоянии» между унитарным и федеративным устройством, способна вбирать в себя все положительное как в плане европейского федерализма (в рамках Европейского Союза), так и европейского регионализма («Европа регионов»). Однако очевидны «слабые места» Государства автономий. К проблемам нынешнего этапа формирования Государства автономий в первую очередь можно отнести следующие:

1) нормативно-правовая  размытость основополагающих документов, включая VIII раздел Конституции,  как следствие поиска консенсусных  формулировок. Концептуальные расхождения  относительно сути и конечной цели формирования государства автономий. Проблематичность практической «увязки» федерализирующих начал с конституционным запретом на формирование федерации;

2) отсутствие многостороннего  механизма урегулирования межрегиональных  конфликтов, что предполагает практику двусторонних переговоров, порой напоминающих политический «торг» между Центром и региональными элитами;

3) отсутствие действенного  законодательного органа территориального  представительства (Сенат);

4) трудности в устранении межрегиональных социально-экономических диспропорций.

Можно с достаточной  долей уверенности предполагать, что федеративная формула государственного устройства Испании (в случае ее принятия) будет на первом этапе своего функционирования неизбежно страдать элементами асимметрии (политической, социально-экономической, культурной и этнолингвистической) если не de jure, то de facto. Одновременно не следует исключать, что при “нивелирующем” воздействии интеграционистских тенденций в современном мире те или иные дифференцирующие признаки будут постепенно утрачивать свою очевидность. Возможность подобной «этапности» de facto в государственном развитии Испании следует прогнозировать. На пути федералистского переустройства имеется много преград в виде слабости правовой базы, отсутствия должной политической воли среди ведущих партий страны, концептуальной “аморфности” нынешнего государственного устройства.

 Нынешняя государственная модель Испании, отягощенная проблемами терроризма и радикального национализма, находится на перепутье. Государство автономий, образно говоря, вбирает количественные моменты для их последующей трансформации в качественные показатели.

 

§2. Политико-правовое положение  иммигрантов в Испании

 

Почти все минувшее столетие Испания являлась страной массовой экономической эмиграции, которая в последние годы франкизма в среднем ежегодно составляла свыше 100 тысяч человек. В целом в 1960-1970-е годы страну в поисках работы за рубежом покинуло 3,3 миллиона испанцев – 10% ее населения. В годы демократических преобразований эта тенденция начинает быстро меняться: в 1975-1985 годах только легальный иммиграционный поток в Испанию увеличился на 2,2%, в 1985-1991 годах – на 7%, в 1992-2000 годах – на 214%, в 2001-2005 годах уже на 375%, что, по сути дела, превратило Испанию из страны рабочих-эмигрантов в страну, активно принимающую иностранных рабочих. А в более широком смысле – в «иммиграционные ворота ЕС», через которые ежегодно проходит свыше 1 миллиона иммигрантов, 2/5 которых оседают в самой Испании.

Если в начале 1980-х годов в Испании насчитывалось всего около 180 тысяч легальных иностранцев (менее 1% населения станы), в 1997 году – почти 610 тысяч (2% населения), то в 2006 году этот показатель увеличился уже до 3,9 миллионов человек, а по некоторым независимым источникам даже до 4,8 миллионов человек, составив 11,1% общего числа коренного населения страны. При этом численность второго поколения иммигрантов, то есть рожденных в Испании детей иммигрантов, увеличилось за это же время до более 2 миллионов человек. В общей численности новорожденных дети иммигрантов составляют 12%, а в Каталонии даже 20%. В целом иммиграционный фактор оказал решающее воздействие не только на омоложение, но и на более высокие темпы роста всего населения Испании (0,7% в 1992-2005 годах) в сравнении с другими странами ЕС. А ведь всего лишь два десятилетия назад делались прогнозы о предстоящей демографической катастрофе Испании и абсолютном сокращении ее населения к 2050 году на 9 миллионов человек в связи с низкой рождаемостью.

По мере увеличения числа иммигрантов в Испанию меняется и их национальный состав. В 1990-е годы 52% составляли граждане ЕС – англичане, немцы, итальянцы, французы, португальцы, пользующиеся режимом свободного передвижения. Однако за последние 10 лет их доля упала до 16%. На первом месте по числу приехавших в Испанию, как ни странно – выходцы из далекого маленького Эквадора. За ними следуют марокканцы, румыны, украинцы, болгары и поляки. Затем - жители таких латиноамериканских стран, как Колумбия, Доминиканская республика и Куба. Специальная правительственная программа по регулированию иммиграционных процессов в Испании (Plan Greco)  выделяет ряд регионов, из которых следуют нелегальные иммигранты:

—Латинская Америка (38,2%);

—Африка (19,1%);

     — Западная Европа (16%);

— Восточная Европа (15,5%);

— Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (5%)94.

Выходцы из Африканского континента нелегально пересекают южные  границы Испании через Гибралтарский  пролив.

Учитывая ужесточение  визовой политики как в рамках Европейского союза, так и в Испании, получение визы для латиноамериканцев является не только обязательной, но иногда и крайне затруднительной процедурой. Поэтому некоторые граждане Латинской Америки въезжают на территорию Королевства Испании через Германию, Голландию, Португалию — страны с наиболее либеральной визовой политикой.

Выходцы из Восточной  Европы попадают в Испанию, передвигаясь приблизительно по следующему маршруту: Украина/Беларусь — Словакия/Чехия  — Германия — Франция. Тем же путем, что и восточно-европейцы, двигаются граждане Китая.

Наиболее однородную, организованную и социально-интегрированную  этническую группу в Испании представляет латиноамериканская иммиграция, по размерам которой Испания занимает второе место в мире после США. За последнее десятилетие общее число легально работающих в стране латиноамериканцев увеличилось более чем в пять раз и составляет свыше 1,5 миллионов человек. В свою очередь именно выходцы из Латинской Америки образуют основной и все возрастающий костяк испанской нелегальной иммиграции. О все возрастающей динамике этого процесса свидетельствует тот факт, что если в 1999 году численность нелегалов в стране увеличилась на 4%, то в 2000 году – на 15%, в 2004 году – на 32%.

Еще одна особенность  латиноамериканских иммигрантов заключается в том, что они, пожалуй, являются единственной этнической группой, в которой традиционно доминируют женщины. В целом в гендерно-возрастной структуре испанской иммиграции 6 из 10  иммигрантов – мужчины, в подавляющем большинстве это молодежь в возрасте от 16 до 44 лет.

Иммиграционный поток  в Испанию характеризуется высокой  степенью концентрации. 87% зарегистрированных иммигрантов проживают в трех основных мегаполисах страны – в  Мадриде, Барселоне и Валенсии, а  также на Балеарских и Канарских островах, в провинциях Мурсия и Риоха. Самая низкая численность иностранных рабочих - менее 5% - приходится на экономически менее развитые сельскохозяйственные регионы: Эстремадуру, Галисию, Кастилию и Леон, испанские анклавы в Северной Африке Сеуту и Мелилью, особенно нуждающиеся в дешевой рабочей силе.

Решающим фактором столь  резкого увеличения иммиграционного  потока в Испанию являются значительные изменения на рынке труда, обусловившие либерализацию чрезмерно зарегулированных трудовых отношений, возросшую мобильность, занятость и квалификацию рабочей силы, и, конечно, сокращение уровня безработицы. К числу других катализаторов этого процесса следует отнести наличие значительного «теневого сектора» национальной экономики, культурную и географическую общность Испании с основными странами – поставщиками рабочей силы. И конечно, пока еще недостаточно налаженный механизм административного контроля над развитой криминальной сетью транспортировки нелегальных иммигрантов.

При всей значимости специфически национальных факторов испанского иммиграционного бума, его, безусловно, следует рассматривать как неотъемлемую часть процессов глобализации. Международная иммиграция, как одно из важнейших направлений глобализации, приносит значительные выгоды всем трем участникам этого процесса: странам – реципиентам иностранной рабочей силы, странам-экспортерам и, конечно, самим иммигрантам. Сегодня в Испании ни у кого не вызывает сомнения все возрастающее воздействие притока иностранной – как легальной, так и нелегальной рабочей силы на экономическое развитие страны95.

Советник председателя правительства Испании по экономическим  вопросам Мигель Себастьян представил отчет «Иммиграция и испанская  экономика в 1996-2006 годах»96, в котором анализируется влияние иммиграции на экономическое развитие страны. Мигель Себастьян базирует свои расчеты на показателе плотности населения, который в Испании составляет 83 человека на квадратный километр при 117,5 человека на квадратный километр в среднем по Евросоюзу. Он утверждает, что средний показатель по ЕС не является пределом, так как в некоторых странах он значительно выше: в Италии - 197, в Великобритании - 244,3, в Германии - 231,1. Исходя из этих цифр, Испания может принимать ежегодно по 200 тыс. иммигрантов, чтобы обеспечить рост экономики страны на уровне выше 3% в год. Советник председателя правительства подчеркнул, что Испания с 11% иммигрантов от всего населения, по данным ООН, далека от показателей Австралии (20,3%) или Канады (18,9%) и занимает по уровню иммиграции лишь 11 место среди наиболее развитых стран мира. Однако Себастьян считает, что следует принять меры для более равномерного распределения иммигрантов в стране, так как в Мадриде и в островных провинциях их доля превышает 13% от населения. В то же время в Экстремадуре, Галисии и Астуриас иммигрантское население составляет всего лишь 2,5%.  
Мигель Себастьян привел цифры, согласно которым прирост национального валового продукта в последние 10 лет на 30% является заслугой иммигрантов, а если рассматривать период за последние пять лет, то эта цифра составит 50%.

По оценке министра экономики  и промышленности П.Солбеса97, 80% прироста ВВП в 2004-2005 годах происходило главным образом за счет создания низкооплачиваемых рабочих мест, заполняемых преимущественно иммигрантами, и только 20% - благодаря росту производительности труда. Особенно велика роль дешевого иммигрантского труда в сфере услуг (гостиничный сервис, торговля, ведение домашнего хозяйства), в аграрном секторе и некоторых базовых отраслях промышленности и строительстве. В них соответственно работают 59, 21, 17% общего числа иммигрантов. При этом 86% латиноамериканцев, как показывает статистика, предпочитают сферу услуг, 40% африканцев – аграрный сектор, поляки и румыны – строительство.

Как правило, основная часть  иммигрантов занимает низкооплачиваемые вакантные места, которые перестали быть привлекательными для испанцев, или выполняют вспомогательную работу, что само по себе является одним из проявлений дискриминации. Вместе с тем, по данным некоторых исследователей, часть легальных иммигрантов уже через несколько лет пребывания в Испании начинают успешно конкурировать с местной рабочей силой, создавая напряжение на рынке труда.

Информация о работе Национальный вопрос в Испании в Новейшее время