«Глубинное интервью» и метод «фокус групп» как разновидности качественных исследований в рекламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 03:06, творческая работа

Краткое описание

Маркетинговое исследование – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде.
Количественные методы предполагают применение статистического подхода к анализу данных. Среди наиболее распространенных количественных методов можно назвать анкетный опрос и формализованное интервью.

Вложенные файлы: 1 файл

кач-ное исследование.pptx

— 340.69 Кб (Скачать файл)

«Глубинное  интервью» и метод «фокус групп» как разновидности качественных исследований в рекламе  

 

Подготовила:

Русанова Елизавета Владимировна

Студентка группы Рек-в-3

2012г

 

Маркетинговое исследование

 

    • Маркетинговое исследование – это систематический поиск, сбор, анализ и представление данных и сведений, относящихся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию. Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде.

Основные  цели маркетингового исследования:

 

Уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений; следить за процессом реализации маркетинговых задач.

 

Глобальные  цели маркетингового исследования:

 

Информационное  обеспечение маркетинга, то есть сбор необходимой информации и аналитическое обеспечение, заключающееся в использовании математических моделей для анализа данных и получения с их помощью прогнозов и возможности принятия оптимальных решений.

Методы  социальных исследований, к которым  относятся и маркетинговые исследования, можно разделить на две базовые  категории:  
количественные и качественные.

 

    • Количественные методы предполагают применение статистического подхода к анализу данных. Среди наиболее распространенных количественных методов можно назвать анкетный опрос и формализованное интервью.
    • Качественные исследования нацелены на получение глубинной мотивации потребителя, развернутой информации о предмете исследования. Качественные методы предполагают сбор информации в свободной форме; они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных, являются источником формирования гипотез и продуктивных идей.

 

 

Качественное  исследование

 

    • Задача методов качественных исследований – получить разведочные данные, а не количественное распределение мнений. В качественных методах для того, чтобы объяснить, интерпретировать понятия используются не цифры, а слова. Полученные качественными методами данные не подлежат количественному анализу. Проще говоря, они отвечают не на вопрос «сколько», а на вопросы «что», «как» и «почему». Этот тип исследований не даёт оснований утверждать, что «25% наших потребителей думают так-то», зато качественные методы очень хорошо помогают в ситуации, когда необходимо получить информацию по плохо изученной проблеме, когда не совсем понятно, что именно нужно спрашивать у респондента.

 

Какие качественные методы обычно используют в маркетинговых  и социологических исследованиях?

 

    • Глубинные интервью (интервью в свободной форме на определенную тему)
    • Полуформализованные интервью (сочетание формализованного и свободного интервью)
    • Экспертные интервью
    • Фокус-групповые дискуссии
    • Наблюдение
    • Эксперимент

Метод Фокус-групп

 

    • Методом фокус-групп называют неформализованное интервью, проводимое не с индивидуальным респондентом, а с группой. Элементы обычного индивидуального интервью, то есть, взаимодействия “интервьюер - респондент”, сочетаются в этом методе с взаимодействиями “респондент - респондент”. Иными словами, это - исследовательская техника сбора данных посредством группового обсуждения темы, заданной исследователем. Фокус-группа - заранее спланированная дискуссия.

 

    • Можно провести аналогию между фокус-группой и телевизионными ток-шоу, где предлагается тема для обсуждения группе людей, и функция ведущего заключается в том, чтобы вести дискуссию в нужном русле. Однако разница между телевизионными дискуссиями и фокус-группами принципиальна. Она заключается в конечной цели. Если целью первых является столкновение мнений по определенному вопросу с целью привлечения внимания аудитории, то целью фокус-групп, в отличие от других видов групповых дискуссий, является получение информации о мнениях и реакциях их участников в том виде, какими они непосредственно являются для дальнейшего принятия решения. Также, при проведении фокус-групп недопустимо задавать наводящие вопросы, вопросы, содержащие подсказки.

 

    • Фокус-группа - группа особого типа с точки зрения цели, размера, состава и методики проведения. Фокус-группа обычно формируется из семи - десяти участников, не знакомых друг с другом. Эти участники отбираются по наличию ряда общих характеристик, имеющих отношение к теме фокус-группы.
    • Исследователь создает в фокус-группе непринужденную обстановку, которая предполагает терпимое отношение к различным мнениям и точкам зрения, без принуждения участников голосовать, разрабатывать планы или приходить к консенсусу.
    • Групповая дискуссия проводится несколько раз среди подобных типов участников для выявления тенденций и моделей восприятия.
    • Тщательный и систематический анализ этих дискуссий обеспечивает ключи к проникновению в сущность мнений о тех или иных видах продукции, услугах, возможностях, ситуациях.
    • Итак, фокус-группа может быть определена как тщательно запланированная дискуссия, нацеленная на сбор мнений в определенной области в непринужденной обстановке. Она проводится под руководством опытного интервьюера. Атмосфера дискуссии спокойная, уютная, доверительная, и сама дискуссия часто оказывается увлекательной для участников по мере обмена мыслями и мнениями. Члены группы оказывают друг на друга определенное влияние, откликаясь на высказывания и комментарии в ходе дискуссии.

 

    • Нет знаний по какой-либо проблеме; фокус-группы помогают собрать недостающие сведения по исследуемому вопросу.
    • Конструирование вопросника, анкеты.
    • Для проверки каких-то идей. Как идея воспринимается, оценивается данной целевой аудиторией.

 

Проблема  определения сферы применения фокус-групп  является одной из центральных, решенных лишь на практическом, но не на теоретическом  уровне. Можно отметить следующие  примеры использования фокус-групп:

Американский  социолог Р.Мертон, выделяет следующие отличительные особенности фокус-групп:

 

    • Респонденты должны быть участниками некоторой определенной ситуации, иметь некий общий опыт.
    • Эта ситуация предварительно анализируется исследователем, на основании чего он приходит к ряду гипотез.
    • На основе этого анализа разработан сценарий интервью, в котором очерчиваются основные области исследования, вопросы.
    • Интервью фокусируется на субъективных переживаниях людей по поводу заранее проанализированной ситуации.
    • Фокус-группа помогает выявить то, как различные люди понимают одну и ту же ситуацию, дают возможность получить более разнообразный массив ответов.

 

    • Авторы различных методических пособий по проведению фокус-групп обычно сопоставляют их с индивидуальным интервью, отмечая преимущества того или другого метода. Предметом споров часто является групповая динамика, влияние которой на качество полученной информации расценивается неоднозначно. Одни социологи считают, что групповая динамика необходима, ее надо добиваться, некоторые авторы полагают, что групповая динамика отрицательно влияет на респондентов и результаты. Рассмотрим основные последствия взаимодействия участников фокус-групп друг с другом. В ходе проведения групповой дискуссии между участниками возникают определенные взаимоотношения, которые влияют как на ход дискуссии, так и на полученную информацию.

Исследование  методом фокус-групп включает в  себя следующие основные этапы:

 

    • Определение цели исследования.
    • Формирование исследовательской группы.
    • Разработка сценария фокус-группы.
    • Определение места проведения фокус-групп.
    • Набор респондентов.
    • Проведение фокус-групп.
    • Анализ полученных данных.
    • Составление отчета.

 

    • Фокус-группа обычно проводится в виде групповой дискуссии, развивающейся по составленному плану. В ходе такого обсуждения собеседники, никак не стесненные рамками интервью, могут спокойно выражать свои мысли и эмоции.
    • Обычно в фокус-группе участвует небольшая группа людей из 6-12 человек, которые относятся к группе людей, интересующей исследователя. У этих людей одинаковый социально-экономический статус, и все они заинтересованы в изучаемом вопросе.
    • В течении нескольких часов подготовленный модератор руководит дискуссией, которая проходит довольно свободно, но по конкретному плану.
    • Обычно фокус-группы проводят в специальном помещении с установленным, односторонним зеркалом ( из-за которого заказчик может наблюдать за ходом дискуссии, оставаясь незаметным для её участников ). Обычно ход разговора записывается на аудио или на видео пленку.

 

 

    • Модератор является незаменимой фигурой в фокус-группе. Это должен быть квалифицированный специалист, который должен понять отношение участников дискуссии к обсуждаемой проблеме. Он должен иметь навыки работы в группе, а также иметь базовые знания в области маркетинга и психологии.

 

Плюсы и  минусы

 

    • У фокус-групп есть небольшие минусы. Среди них тот факт, что группа, участвующая в дискуссии, не может отображать интересы всех потребителей.
    • К числу достоинств фокус-группы можно отнести возможность изучать респондентов, которые в обычной обстановке не поддаются изучению. Также фокус-группа даёт максимальную возможность для генерации новых и креативных идей. Ещё один плюс таких собрании состоит в том, что заказчик может свободно принимать участие в исследовании.

 

Глубинное интервью

 

    • Глубинное интервью представляет собой не что иное, как личную беседу между интервьюером и респондентом с целью получения всех необходимых ответов на поставленные вопросы.

 

Особенности глубинного интервью: 

 

    • Чтобы получить от респондента всю необходимую информацию в мельчайших подробностях о его отношении к поставленным вопросам, исследователю необходимо провести свободную беседу на интересующие его темы.

 

Технология:

 

    • Исследователь перед началом интервью должен подготовить для себя план, в котором излагается этапность проведения интервью. Отличается глубинное интервью от обычного опроса только тем, что первое состоит из перечня вопросов, которые необходимо задать респонденту.

 

 

1. Составление  плана беседы

2. Выбор респондента и проведение глубинного интервью

 

    • После того, как план беседы был составлен, необходимо подобрать подходящего респондента и провести интервью. Обычно глубинное интервью длится от 30 минут до 2, иногда и до 3 часов. Длительность интервью напрямую зависит от сложности выбранной темы исследователя и количества задаваемых вопросов. Чтобы проведению беседы ничего не мешало, она как правило проводиться в помещении с хорошей шумоизоляцией, а обстановка не должна обращать на себя много внимания. Во избежание потери всей информации и дальнейшего изучения полученных данных, интервью необходимо записывать на аудио или на видеоаппаратуру.

 

3. Составление  аналитического отчета на основе  обработанных результатов интервью.

 

    • После того, как интервью было окончено, аудио- и видеозаписи обрабатываются для получения полного текста интервью. По окончании этой процедуры интервьюером составляется аналитический отчет, принимая во внимание полученные от интервью впечатления.

4.Выбор  интервьюера

 

    • Чем выше профессионализм и качества интервьюера тем больший успех глубинного интервью. Стоит отметить, что проводить интервью должны квалифицированные специалисты. И наличие психологического образования никак не помешает. Интервьюер должен уметь хорошо контактировать с людьми, моментально реагировать на неожиданные ответы, иметь хорошую память и терпение. Категорически неприемлемо во время интервью психологически давить на респондента и спорить с ним.

Информация о работе «Глубинное интервью» и метод «фокус групп» как разновидности качественных исследований в рекламе