Тактика допроса несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Практика допроса малолетних свидетелей в значительной мере развивается стихийно и в гораздо меньшей степени, чем допрос взрослых свидетелей, управляется рекомендациями, обобщающими опыт лучших следователей. Некоторым следователям удается за счет житейского и профессионального опыта находить остроумные и эффективные методические приемы допроса детей, обеспечивающие получение важных для установления истины показаний.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.60 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 3. ТАКТИКА ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ, ОБВИНЯЕМЫХ

3.1 Допрос малолетних свидетелей  и потерпевших

Практика  допроса малолетних свидетелей в  значительной мере развивается стихийно и в гораздо меньшей степени, чем допрос взрослых свидетелей, управляется  рекомендациями, обобщающими опыт лучших следователей. Некоторым следователям удается за счет житейского и профессионального  опыта находить остроумные и эффективные  методические приемы допроса детей, обеспечивающие получение важных для  установления истины показаний.

Несомненно, в оценке показаний детей следует  проявлять осторожность, но на практике эта осторожность иногда перерастает  в крайнюю недоверчивость. Это  происходит в виду того, что дети склонны к фантазии и искажению  фактов вследствие неправильного восприятия тех или иных событий легко  поддаются внушению со стороны взрослых.

Боязнь  причинить ребенку психическую  травму, как и недооценка психологических  возможностей детей, их способности  правильно воспроизводить воспринятые  события, оборачиваются иногда нежеланием допрашивать детей или несвоевременным  проведением их допроса. Дело в том, что время стирает воспоминания, которые могли быть выявлены в первые дни после наблюдающегося ребенком преступления (этот факт выявляется посредством судебно-психологической экспертизы).

При оценке возможностей малолетнего свидетеля  правильно воспринимать определенные обстоятельства и давать о них  показания необходимо учитывать  конкретное содержание предмета допроса, т.е. характер обстоятельств, подлежащих выявлению.

Все многообразие информации об обстоятельствах, по поводу которых допрашиваются  дети можно разделить на три категории.

Первую  из них составляет информация о материальных объектах действительности и их свойствах. Сообщение об этих объектах предполагает их непосредственное чувственное отражение, создание и сохранение их образов, актуализацию и словесное описание, сопоставление  и узнавание образов во время  допроса.

Вторая  категория объединяет сведения, воспринятые  детьми в словесной форме. Информация о них сохраняется в форме  слухового образа, если малолетний свидетель точно запоминает словесное, звуковое выражение, сообщение, но не понимает его содержание, или в форме  вторичного наглядного образа, возникающего в сознании ребенка на основании  услышанного описания события или  конкретного предмета. Степень соответствия вторичного образа реальному предмету или явлению зависит от степени  понимания услышанного свидетелем высказывания.

К третьей категории относится  информация о явлениях действительности, которые не могут быть познаны  чувственным путем. Они возникают  в результате умозаключений ребенка, понимания им внутреннего содержания событий, т.е. отражения наиболее существенного  в той или иной ситуации. К этой категории относятся сообщения  малолетних свидетелей о причинно-следственных связях между явлениями действительности, истолкование значения поведения людей, их целей и намерений, внутренних причин конфликтов и т.д.

Содержание, формы, качество, а тем самым и  достоверность свидетельских показаний  зависят от психологических возможностей и особенностей свидетелей. Применительно  к малолетним свидетелям и потерпевшим  особое значение приобретает оценка уровня их психического развития.

Дети  одного возраста по уровню психического развития могут сильно отличаться друг от друга. Вместе с тем общие закономерности психического развития детей позволяют  выделить в усредненном виде важные особенности психики, характерные  для детей, относящихся к одной  возрастной группе.

Восприятие:

1) для детей 3-5 лет характерна  фрагментарность, малая детализированность, малый объем восприятия, случайный характер выделения объекта восприятия из фона;

2) для детей 5-7 лет: способности  к целенаправленному наблюдению  в процессе деятельности, развитие  способности воспринимать `'на слух'';

3) для детей 7-11 лет: осмысленность  восприятия, значительное повышение  способности к целенаправленному  наблюдению, детализированному восприятию;

Внимание:

1) для детей 3-5 лет: преобладание  непроизвольного внимания, неустойчивость  внимания, легкая отвлекаемость,  неумение распределять внимание;

2) для детей 5-7 лет: преобладание  непроизвольного внимания, появление  признаков произвольного внимания, слабо выраженная способность  к распределению внимания;

3) для детей 7-11 лет: значительное  повышение способности произвольно  направлять внимание и удерживать  его на определенных объектах;

Память:

1) для детей 3-5 лет: непроизвольность  запоминания, его зависимость  от деятельности ребенка, яркости,  необычности запоминаемых предметов,  образность, слабое развитие словесно-логической  памяти, частые ошибки в узнавании;

2) для детей 5-7 лет: развитие элементов  произвольной памяти, словесно-логического  запоминания, повышение прочности  запоминания;

3) для детей 7-11 лет: интенсивное  развитие произвольного запоминания,  активного внешнего воспроизведения,  повышение роли словесно-логической  памяти, дальнейшее развитие прочности  запоминания;

Воображение:

1) для детей 3-5 лет: непроизвольность, бедность, зависимость от наблюдаемой  ситуации, бесконтрольность, неуправляемость,

2) для детей 5-7 лет: развитие произвольного  воображения, большое соответствие  образов воображения реальности,

3) для детей 7-11 лет: углубление  реалистичности воображения,

Речь:

1) для детей 3-5 лет: увеличение  словарного запаса, частое употребление  слов в измененном смысле, отсутствие  логической связи между высказываниями,

2) для детей 5-7 лет: расширение  словаря, начало развития элементов  монологической речи при сохранении  преобладающего значения диалогической,

3) для детей 7-11 лет: интенсивное  развитие монологической речи, включение  в словарь специальных терминов,

Мышление:

1) для детей 3-5 лет: практический, конкретный характер, неспособность  к абстрагированию, неумение устанавливать  логические связи, планировать  свои действия,

2) для детей 5-7 лет: активное освоение  простейших житейских понятий,  сохранение конкретности мышления, развитие способности мыслить  о предметах, отсутствующих в  поле зрения, первые признаки  логического рассуждения, недостаточная способность к обобщению по существенным признакам,

3) для детей 7-11 лет: интенсивное  развитие способности к обобщению,  сравнению, анализу, синтезу, выделение  в предметах главных признаков;

Относительно  рано дети на собственном опыте знакомятся с такими действиями, как ударить, толкнуть, драться, и выучиваются  замечать эти действия в поведении  окружающих людей. Поэтому многие характерные  для конфликтных ситуаций действий могут быть восприняты и в дальнейшем названы свидетелями даже в возрасте до 5 лет. Описание совершенного действия - более сложная для ребенка  задача, нередко дети заменяют описание показом.

Обычно  дети дошкольного возраста выделяют в ситуации центральное действие, которое в их памяти мало связано  с другими воспринятыми действиями и их последовательностью. Воспоминание о центральном действии иногда распространяется на людей, не имевших к нему прямого  отношения.

Выделение отражаемых предметов происходит у  детей не по их объективной значимости в ситуации (как это в большинстве  случаев бывает у взрослых людей), а по случайным признакам. Поэтому  ребенок может совершенно не заметить главного, но отчетливо воспринять второстепенные детали.

Нельзя  забывать и о том, что ребенок  воспринимает зрительно материальный мир иначе, чем взрослый человек. Например, входя в комнату, взрослый человек, как правило, не замечает, что  находится под столами и стульями, но это может заметить ребенок, находящийся  физически ближе к этим предметам.

Дети  обращают внимание на людей и их действия, но не в состоянии точно  соотнести расположение людей относительно друг друга и окружающих предметов. Воспроизводя картину событий, дошкольники  пользуются преимущественно неопределенными  понятиями (далеко - близко, сбоку, около  и т.п.). Уточнить их дети практически  не могут иначе, чем указав на конкретный предмет, оказавшийся в поле их зрения. Однако и такие уточнения представляют большие трудности из-за фрагментарности  восприятия, отсутствия в памяти целостной  картины сложных действий.

Восприятие  детьми внешности людей весьма несовершенно и неполно. Если человек лишен `'особых примет'' бросающихся в глаза, ребенок  самостоятельно не может сообщить о  его внешности. Дошкольники при  восприятии внешности обращают большое  внимание на лицо, котором фиксируют  эмоциональные признаки: доброе, злое, страшное (лицо). В младшем школьном возрасте дети начинают обращать внимание на цвет волос или форму лица (полное, худое). Рост в сантиметрах даже младшие  школьники оценить не в состоянии  и относительные оценки (высокий, средний, низкий) имеют тенденцию  к завершению.

Много грубых ошибок допускается в оценке возраста взрослых людей, проявляется  смещение понятий `'молодой'' и `'старый'', хотя возраст других детей и подростков дети оценивают точнее чем возраст взрослых людей.

Узнать  дошкольники могут значительно  больше, чем активно воспроизвести. Один из уровней узнавания характеризуется  возникновением смутного чувства знакомства объекта или ситуации, но невозможности  их полного отождествления с имеющимися в памяти образами. На этом уровне обычно происходит узнавание объектов, с момента восприятия которых прошло много времени или воспринимавшихся поверхностно. Вместе с тем, чувства знакомости иногда вызывают и совершенно новые, никогда прежде не воспринимавшиеся предметы и ситуации. Утверждение детей о том, что они узнают предмет как тот, который видели ранее, могут быть обусловлены нежеланием делать внутреннее усилие для мыслительного сопоставления образов. Этому способствует утомление, смущение, страх, отсутствие навыков целенаправленного наблюдения. Чем младше ребенок, тем больше вероятность принятия им сходства за тождество.

Как показывают результаты экспериментальных  исследований, пик внушаемости нередко  приходится на подростковый возраст. Необходимо различать внушаемость, т.е. склонность к неосознаваемому субъектом  следованию требованиям других людей, и податливость к воздействию  взрослых, выражающуюся в том, что  ребенок сознательно повторяет  не то, что он помнит сам, а то, что  ему говорили взрослые. Рассказы детей  о том, что они сами не воспринимали, бывают ими очень бедны или  звучат заученно. Только дети с особенно богатым соображением дополняют  рассказ яркими деталями. Бывает, что  взрослые специально готовят детей  к допросам и `'репетируют'' с ними показания о том, что дети непосредственно  воспринимали. В результате такой  подготовки показания детей теряют естественность, иногда вызывают сомнения в их достоверности.

На  предварительном следствии допрашивать  детей об эмоционально нейтральных  для них обстоятельствах рекомендуется  как можно скорее после их восприятия. В тех случаях, когда известно, что случившееся могло сильно взволновать ребенка, целесообразно  допрашивать его не ранее чем  через 2-3 дня после события. За это  время уменьшается эмоциональное  напряжение и вызываемое им торможение процессов памяти. Нередко при  таком отсроченном воспроизведении  наблюдается явление `'всплывания`' в памяти деталей, которые не могли бы быть воспроизведены вскоре после события. Через 12-15 дней после восприятия фактов, воспоминания о них у ребенка начинают ослабевать, если они не вызывают у него особого интереса.

К моменту допроса ребенка следователь  должен располагать основными сведениями о его психологических особенностях. С этой целью рекомендуется допросить, по крайней мере, родителей и воспитателей, наблюдавших ребенка в различных  условиях. Этим лицам необходимо напоминать, что нельзя ребенка готовить к  допросу, `'репетировать'' показания.

Для психологической характеристики малолетнего  свидетеля должны быть получены сведения:

в каких условиях живет и воспитывается  ребенок,

каковы  уровень и особенности интеллектуального  развития ребенка, легко ли вступает в контакт со сверстниками и взрослыми,

наблюдателен  ли ребенок, на сколько, точен ли в  рассказах и любит ли их дополнять  вымышленными подробностями,

насколько ребенок информирован об определенных сторонах жизни,

каковы  основные черты характера ребенка (общителен, замкнут, застенчив и т.д.),

как развит физически, имеет ли дефекты и в первую очередь зрения и слуха, дефекты речи,

в каком эмоциональном состоянии  находился ребенок в момент восприятия интересующих правоохранительные органы событий,

рассказывал ли ребенок о событиях, о которых  его предполагается допросить, если рассказывал, то кому и что именно,

обсуждали ли взрослые эти события в присутствии  ребенка.

Допрос  детей должен производиться в  присутствии и с участием педагога или психолога.

В процессе подготовки к допросу ребенка  необходимо решить вопрос о месте  допроса. Если известно, что ребенок  застенчив, замкнут, не уверен в себе, можно допрашивать его в медицинском  учреждении. Практически каждый ребенок  имеет опыт общения с медицинскими работниками и привык к тому, что  на их вопросы нужно отвечать. В тех случаях, когда следователь предварительно выяснил, что ребенок обладает плохой зрительной памятью, недостаточно владеет речью для описания сложной ситуации, расположение объектов в пространстве, их перемещение и т.п., целесообразно допрашивать ребенка на месте расследуемого события, так как это поможет оживить в памяти детали ситуации и позволяет ребенку, не умеющему рассказывать, показать расположение участников наблюдавшейся им сцены. Исключением должны быть случаи, когда имеются опасения, что пребывание на месте события может вызвать у него сильные отрицательные эмоции. При наличии сведений об излишне легкомысленном отношении ребенка к случившемуся, лучше допрашивать его в прокуратуре, отделении милиции или в школе. Официальная обстановка подчеркивает важность и ответственность допроса.

Информация о работе Тактика допроса несовершеннолетних