Тактика допроса несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Практика допроса малолетних свидетелей в значительной мере развивается стихийно и в гораздо меньшей степени, чем допрос взрослых свидетелей, управляется рекомендациями, обобщающими опыт лучших следователей. Некоторым следователям удается за счет житейского и профессионального опыта находить остроумные и эффективные методические приемы допроса детей, обеспечивающие получение важных для установления истины показаний.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.60 Кб (Скачать файл)

Готовясь  к допросу малолетних свидетелей, следователь должен допросить близких  ребенку лиц, чтобы узнать могли  ли они специально или нечаянно оказать  внушающее влияние на ребенка, расспрашивая, уточняя и дополняя его сообщения.

Наконец, важно узнать еще при подготовке к допросу о позиции самого малолетнего свидетеля.

Некоторые младшие школьники, понимая, что  от их сообщения зависит нечто  важное, что на них обращено внимание многих взрослых, пытаются сделать  свои показания преувеличенными, иногда их искажая ради того, чтобы рассказ получился более внушительным.

Итогом  подготовки к допросу должно быть составление достаточно ясного плана, предусматривающего не только содержание, но и форму вопросов, их последовательность, возможность повторения каждого  вопроса другими словами.

Общение с застенчивыми, трудно вступающими  в контакт детьми не следует начинать с прямого обращения к ним. Ребенку необходимо время, чтобы  освоиться с новой для него обстановкой, присутствием незнакомых людей. Поэтому разговор лучше начинать не с ребенком, а о ребенке с  сопровождающим его лицом, постепенно вовлекая в разговор ребенка. Нет  смысла сразу успокаивать ребенка, он должен чувствовать, что в любое  время может подойти к заинтересовавшим его предметам, изменить позу, взять  то, что привлекло его внимание.

В разговоре с детьми взрослые часто  допускают неестественные интонации, злоупотребляют уменьшительной формой слов, но дети чувствительны к фальши и не испытывают уважения к людям, слишком открыто старающимся  понравиться им. Лучшее средство расположить  к себе ребенка - сохранить естественность поведения, серьезно отнестись к  тому, что интересует или волнует  ребенка.

Если  контакт с ребенком не налаживается, то следователь может занять выжидательную  позицию, так как дети заинтересовываются людьми, не обращающими на них внимания и, привыкнув к их присутствию, сами попытаются вступить в общение.

Допрос  детей почти всегда требует включения  ориентировочного этапа, позволяющего получить и скорректировать имеющиеся  представления о психологических  особенностях ребенка и создать  у него мотивацию для дачи показаний. Средством создания мотивации к дачи показаний для детей младшего школьного возраста может служить разъяснение о том, что от него ждут помощи в важном деле. Необходимо объяснить, что отрицательные ответы также важны для следствия, иначе мотивированный на оказание помощи, он начнет заполнять `'пробелы'' вымыслом.

Допрос  полагается начинать со свободного рассказа свидетеля, потерпевшего об интересующих правоохранительные органы событиях. В большинстве случаях допрос школьника возможен только в форме  диалоговой речи, что повышает требования к постановке вопросов, не рассчитанных как на продолжительные так и на односложные ответы.

Вопросы следует задавать по возрастанию  сложности. В начале следует предложить перечислить участников события, далее - те предметы, которые заметил ребенок, после этого, кто и какие действия совершал, затем выяснить, как ребенок понимает сущность события и его внутреннее содержание.

Для активизации припоминания, когда  ребенок говорит, что не помнит какого-то факта, целесообразно вернуться  к тому, что ему предшествовало. Припоминая, как развивалась ситуация, ребенок может непроизвольно  вспомнить нужное обстоятельство. Стимулом к активному припоминанию может  служить предложение ребенку  нарисовать то, что он наблюдал.

Некоторые дети в сложных ситуациях испытывают потребность проговаривать вслух  то, что они собираются сделать. Ставя  перед ребенком вопрос, следователь  может предложить ему повторить  содержание вопроса, что не позволяет  отвечать ребенку интенсивно, замедлять  темп разговора.

Особенно  внимательно допрашивающий должен следить за тем, чтобы вопросы  не были наводящими. Не рекомендуется  вопросам придавать форму описания, которое ребенок должен подтвердить  или опровергнуть.

У детей слабо выражена способность  заниматься одновременно несколькими  делами, поэтому необходимо в начале объяснить ребенку задание, потом  показать наглядно материал, или наоборот, в начале дать ребенку возможность ознакомиться с изображением, а после сформулировать задание.

При допросе детей большое значение имеет использование материальных объектов, так как ребенок на много  больше может узнать, чем самостоятельно воспроизвести в речевой форме.

Допрос  малолетних свидетелей, потерпевших  о событиях, нанесших им психическую  травму, должны чередоваться с вопросами  о нейтральных или приятных для  ребенка фактах.

Продолжительность допроса не может быть единой для  всех детей. Она определяется с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка. В большинстве случаев  продуктивно давать показания дети 3 - 5 лет могут около 15 - 20 минут, дети 5 -7 лет около 30 - 25 минут, дети 7 -10 лет  от 25 - 30 минут. Если за это время допрашивающий  не успел выяснить интересующие его  вопросы, желательно сделать перерыв. После двух периодов допроса продуктивность интеллектуальной деятельности детей  снижается.

Чем глубже ребенок способен понимать сущность поступков людей, тем выше вероятность  психотравмирующего влияния на него воспринимающихся событий.

Фактические данные, содержащиеся в показаниях свидетелей, потерпевших становятся доказательствами по уголовному делу только после того, как они зафиксированы в установленной законом форме. Основная форма фиксации свидетельских показаний - составление письменного протокола допроса свидетеля, потерпевшего.

3.2 Допрос несовершеннолетних свидетелей  и потерпевших

Показания потерпевших, а также свидетельские  показания, как известно, являются наиболее распространенным видом доказательств при расследовании уголовных дел. По делам несовершеннолетним чаще, чем при расследовании преступлений, совершенных взрослыми, возникает необходимость в допросе детей и подростков. Объясняется это тем, что они составляют естественное и ближайшее окружение несовершеннолетних правонарушителей и нередко являются потерпевшими или очевидцами происшедшего. Следует учитывать также что в среде своих сверстников подростки чаще, чем взрослые, рассказывают о совершенных ими противоправных деяниях, поскольку обычно не умеют хранить тайну и испытывают непреодолимую потребность рассказать о взволновавших их событиях.

Закон не ограничивает возраст, с которого несовершеннолетние или малолетние могут быть допрошены в качестве свидетеля или потерпевшего.

Подготовка  к допросу во многом определяет его  успешность по любому делу, но особенно тщательной она должна быть в тех  случаях, когда предстоит допрос несовершеннолетнего. Здесь возникает  необходимость в решении целого ряда специфических вопросов: как  создать обстановку, которая бы менее  травмировала допрашиваемого, кого пригласить для участия в допросе, с чего начинать выяснение тех или иных вопросов, как их сформулировать, чтобы  они были понятны и вместе с  тем не являлись бы наводящими.

Учитывая  особую сложность в получении  показаний от несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, а также необходимость  гарантировать охрану их прав и интересов, закон вводит дополнительные правила  их допроса. Вызов в качестве свидетеля  лица, не достигшего 16-ти лет, производится через его родителей или законных представителей. Иной порядок допускается  лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами дела. Законные представители  не только обеспечивают явку несовершеннолетнего  свидетеля или потерпевшего, но и  присутствуют при допросе в тех  случаях, когда следователь сочтет это необходимым (ст.188 УПК РФ).

Если  участие в допросе законных представителей зависит от усмотрения следователя, то приглашать ли педагога для участия  при допросе свидетеля и потерпевшего от 14-16 лет решает также следователь (ст.191 УПК РФ). Указание закона направлено не только на охрану прав подростка, но имеет также целью облегчить  следователю получение показаний, соответствующих действительности.

Иной  раз следователю трудно войти  в контакт с несовершеннолетним, расположить его к себе, вызвать  на откровенность. Педагог, близкий  родственник или иной законный представитель  во многих случаях способствуют преодолению  замкнутости несовершеннолетнего  и побуждают его к даче правдивых  показаний. В связи с этим большое  значение имеет правильное определение  конкретных лиц, присутствие которых  может быть полезным. Целесообразно  в качестве педагогов привлекать для участия в допросе тренеров спортивных школ и команд, в которых  состоит несовершеннолетний. Спортивные занятия сейчас очень популярны, в том числе среди так называемых `'трудных'' подростков. Попадают они  в школы и команды не без  труда и очень в них заинтересованы. Авторитет тренера, ведущего занятия, как правило, непререкаем. Всем этим и следует воспользоваться в  целях установления истины по делу.

Решение следователя о вызове педагога, близкого родственника и т.п. для участия  в допросе свидетеля и потерпевшего в возрасте от 14-16 лет зависит  от разных обстоятельств. Тут должна учитываться и степень развития несовершеннолетнего, характер преступления, по поводу которого он допрашивается, и иные обстоятельства дела. Бывают случаи, когда вызов знакомого  педагога или близких родственников  не только не содействуют успешности допроса, но оказывают отрицательное  воздействие, поскольку несовершеннолетний стесняется рассказать при них известные  ему факты. Чаще всего такая ситуация возникает по делам о половых  преступлениях.

Общего  правила здесь нет и поэтому  решать этот вопрос нужно сугубо индивидуально. Одних смущает присутствие знакомых педагогов, другие, напротив, легко  входят в контакт с ними. Тоже следует сказать и родственниках. Особенно важно правильно определить, насколько целесообразно при допросе несовершеннолетних участие родителей и других близких родственников.

Задача  педагога состоит в оказании помощи следователю в подготовке допроса  несовершеннолетнего, в проведении этого допроса и фиксировании его результатов. Педагог должен оказывать помощь следователю в  достижении с допрашиваемым несовершеннолетним необходимого контакта и в сохранении этого контакта в ходе допроса. Для  этого педагог должен быть хорошо знаком с психическими особенностями  молодежи этого возраста и о особенностями психики конкретного допрашиваемого лица.

Очевидно, что не следует привлекать к участию  в допросе несовершеннолетних, заведомо замешанных в деле или может быть заинтересован в его исходе. Не единичны случаи, когда родители плохо влияют на несовершеннолетних свидетелей и даже потерпевших, уговаривая их скрывать свою осведомленность о преступлении.

Бывают  и иные крайности. Излишнее старание родителей оказывать содействие следователю может привести к  самым нежелательным последствиям: оговорам невиновных, искажения обстоятельств происшествия, подтверждения предположений следователя, несоответствующих действительности.

Важно определить последовательность допроса  несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, имея в виду, что наряду с ним  по этому же делу, как правило допрашиваются взрослые, способные оказать на несовершеннолетних то или иное влияние. К числу таких лиц относятся родственники и близкие знакомые свидетелей и потерпевших. Как уже указывалось, оказываемое ими влияние, с точки зрения интересов следствия, может быть как положительным, так и отрицательным. Если у следователя нет оснований опасаться этого влияния, целесообразно начинать допрос именно со взрослых свидетелей, которые могут сообщить много не только об обстоятельствах дела, но и в отношении несовершеннолетних и малолетних, подлежащих допросу.

Если  одно и тоже событие наблюдали  несколько несовершеннолетних свидетелей ( или слышали о нем ), начинать допрос нужно, как правило, со старшего по возрасту, восприятие которого носит более целенаправленный характер. Конечная, такая последовательность применима лишь к тем случаям, когда следователь не располагает сведениями о том, что старший из свидетелей причастен к преступлению или подвергался воздействию со стороны заинтересованных лиц. Это же приемлемо к допросу потерпевших, если их несколько.

При определении последовательности допроса  нужно предусмотреть возможное  проведение очных ставок, которые, допускаются, как известно, лишь между ранее  допрошенными лицами. Однако надо иметь  в виду, что это следственное действие с участием несовершеннолетних крайне нежелательно ввиду их подверженности внушению и изменению показаний. Особенно избирательно следует подходить к очным ставкам со взрослыми, изобличить которых во лжи несовершеннолетними часто не под силу. Целесообразнее взрослому не предъявлять показания подростка.

Особенности детской психики, проявляемые при  формировании показаний, предопределили введение в УПК специальных норм, регламентирующих порядок допроса  несовершеннолетних. В соответствии со статьей 191 УПК РФ свидетелям, не достигшим 16 летнего возраста, следователь  разъясняет обязанность правдиво рассказать все известное им по делу, не предупреждая об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний  и за дачу заведомо ложных показаний.

Несовершеннолетние  свидетели и потерпевшие, достигшие 16-летнего возраста, предупреждаются  об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.308 УК РФ. Это бывает эффективным  средством получения от несовершеннолетних правдивых показаний.

Допрос  несовершеннолетних свидетелей и потерпевших  начинается с их свободного рассказа. Однако, в большей степени, чем  взрослые несовершеннолетние нуждаются  в самом подробном разъяснении  того, что от них требуется, какие  обстоятельства интересуют следствие. Причем этому разъяснению, как правило, должно предшествовать выяснение самых  простых и нейтральных обстоятельств (в том числе и биографического  характера) для того, чтобы следователь  мог определить, способен ли несовершеннолетний вообще свидетельствовать по делу. Конечно, данные биографического характера  не дают следователю достаточного материала  для того, чтобы судить об уровне развития несовершеннолетнего, поэтому  тему можно расширить, расспросив свидетелей или потерпевшего о фактах заведомо ему известных и нейтральных  для него. Если он затрудняется в  их изложении, следует поставить  уточняющие и дополняющие вопросы  для того, чтобы облегчить изложение показаний. При этом нужно следить за тем, чтобы формулировка вопроса не подсказывала ответ. Не следует также проявлять упорство в случаях, когда несовершеннолетний сослался на свою неосведомленность.

Информация о работе Тактика допроса несовершеннолетних