Cпецифика детского досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Досуговое пространство для детей и подростков - сфера, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития. Досуг - это зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей и подростков в контактах. Досуговая деятельность детей и подростков как социально-педагогическое явление признана важной сферой их жизнедеятельности, способствующей восстановлению психофизических сил. Нестабильность общества в целом, кризис привычных норм и ценностей в жизни людей, устранение государства от проблем отдыха подрастающего поколения, дифференциация населения по материальным возможностям создали значительные трудности в достойной организации досуга детей.

Содержание

Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы организации досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста в семье
§ 1. Сущность досуговой деятельности
§ 2. Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников
§ 3. Виды досуговой деятельности младших дошкольников, методы ее организации
§ 4. Семья как ведущий фактор в организации досуга младших дошкольников
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

подбор к диплому.docx

— 390.73 Кб (Скачать файл)

.Яндекс словари [Электронный  ресурс] Социология: Энциклопедия / Сост.А. А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный  Дом, 2003. - 1312 с. - (Мир энциклопедий) - Режим доступа: http://slovari. yandex.ru/dict/sociology, свободный. - Яз. рус.

6.1.5. Воспитательная  работа с членами семей военнослужащих. Семейное воспитание

Успешное выполнение важных и ответственных задач, поставленных перед Вооруженными Силами, настоятельно требует повышения уровня организационной работы на всех участках, в том числе и среди членов семей военнослужащих. Это важный участок воспитательной работы, имеющий свою специфику.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, находящимися в браке, между родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Для более детального анализа проблем современной семьи военнослужащего необходимо уяснить: каковы функции его семьи; в каком браке он находится; как проводится семейное воспитание; какими параметрами характеризуется семья; ее особенности и др.

Семья – сложное явление, субъект и объект социально-педагогической деятельности.

Как ячейка общества семья представляет собой персональную среду жизни и развития ее членов. Качество этой среды определяется рядом параметров:

• демографическим (структура семьи): большая – включает других родственников; нуклеарная – включает лишь родителей и детей; полная – оба родителя и дети; неполная – без одного из родителей; бездетная – нет детей; однодетная – один ребенок; малодетная – 2-3 ребенка: многодетная – больше 3 детей;

• социально-культурным (образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; имущественные характеристики и занятость родителей на работе);

• технико-гигиеническим (условия проживания, особенности образа жизни).

Основные функции семьи – репродуктивная, экономическая (хозяйственная), воспитательная, коммуникативная, проведение досуга и отдыха и др.

Современная семья весьма существенно отличается от сложившейся в прошлом не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становятся все более эмоционально-психологическими. Для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Причин тому много, основные из них следующие.

1. Большое количество  семей имеют по одному ребенку  и состоят из двух поколений  – родителей и детей. Бабушки, дедушки, другие родственники, как  правило, живут отдельно. В результате  родители не имеют возможности  повседневно использовать опыт  и поддержку предыдущего поколения, да и применимость этого опыта  часто проблематична.

2. Изменяется статус мужского  и женского труда. Уменьшается  сфера приложения мужских усилий, повышается статус женщины – часто ее заработок превышает материальное и денежное довольствие мужа.

3. Отношения супругов  все более определяются глубиной  их взаимной привязанности, поэтому  резко повышается уровень их  ожиданий по отношению друг  к другу. Однако ожидания часто  не оправдываются из-за недостатка  культуры и в силу индивидуальных  особенностей.

4. Сложнее и проблематичнее  стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий  статус в семье. Они нередко  имеют более высокий уровень  образования, возможность проводить  большую часть свободного времени  вне дома. Это время они наполняют  занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся  об одобрении их времяпрепровождения  родителями. Авторитет родительской  власти сегодня часто не срабатывает. Детям нужен личностный авторитет  родителей.

Воспитательная функция – важнейшая у семьи. Здесь можно выделить три аспекта:

• систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;

• постоянная ответственность родителей перед детьми, побуждающая их активно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием;

• педагогическое воздействие родителей на своих детей;

Семейное воспитание – более или менее осознаваемые усилия постановлению детей, предпринимаемые старшими членами семьи. Они направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен стать и быть ребенок, подросток, юноша, девушка.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда определяющих факторов, среди которых:

• личностные ресурсы семьи: наличие родителей, братьев, сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь (бабушки, дедушки, тети, дяди и т. д.);

• качественные характеристики членов семьи: состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний;

• отношение старших к младшим, к их воспитанию как к своим безусловным обязанностям;

• характер взаимодействия старших и младших.

Стиль взаимоотношений в семье между родителями и детьми может быть авторитарным, демократическим, авторитарно-демократическим, демократическо-авторитарным.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресечь их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.

Это достигается с помощью постоянного контроля над жизнью младших и применения наказаний. Навязчивое стремление родителей контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей может привести к конфликтам. Некоторые родители рассматривают своих детей как воск и глину, из которых можно лепить личность. Если ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. Инициатива исходит только от старших. Этот стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – вызывает у детей отчуждение от старших, враждебность, протест, агрессию, апатию и пассивность.

Демократический стиль отличается стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлечь их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение, в младших ценят как послушание, так и независимость. В отношениях с детьми они чаще опираются на доверие вместо контроля. Основными средствами воспитания выступают одобрение, поощрение. Коммуникация двусторонняя. Этот стиль воспитывает самостоятельность, ответственность, активность, дружелюбие, терпимость.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто, обычно больше практикуется компромиссный вариант, который ближе одному или другому стилю (авторитарно-демократический, демократическо-авторитарный). Различия этих стилей в том, что в одном из них преобладает либо авторитарность, либо демократизм.

В процессе семейного воспитания решаются следующие задачи:

• формируется личность, развиваются ее способности и расширяются интересы;

• происходит передача накопленного обществом социального опыта;

• у членов семьи вырабатывается мировоззрение, ответственное отношение к труду;

• прививается чувство коллективизма, потребность быть хозяином, соблюдать нормы поведения;

• обогащается интеллект, осуществляется эстетическое развитие и физическое совершенствование, вырабатываются навыки санитарно-гигиенической культуры.

У семьи существуют следующие воспитательные возможности в формировании личности ребенка:

1) она обеспечивает физическое  и эмоциональное развитие ребенка. В младенчестве, раннем детстве  играет роль, которую не могут  взять на себя другие институты;

2) влияет на формирование  психологического пола ребенка. Три первых года ребенок осваивает  атрибуты приписываемого ему  пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие  образцы;

3) играет ведущую роль  в умственном развитии ребенка. Исследования показали, что различия  умственного развития детей, выросших  в благополучных и неблагополучных  семьях, существенные;

4) имеет важное значение  в овладении ребенком социальными  нормами. Согласно исследованиям, выбор  супруга и характер общения  в семье детерминированы атмосферой  и взаимоотношениями в родительской  семье;

5) предопределяет социальное  развитие человека. Одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются  на притязаниях личности, помогают  или мешают искать выходы в  сложных ситуациях, адаптироваться  к изменяющимся обстоятельствам;

6) формирует фундаментальные  ценностные ориентации человека.

Анализ социально-педагогических характеристик семей военнослужащих в настоящее время отражает некоторые тенденции:

• семьи военнослужащих (офицеры, прапорщики) не характеризуются, как прежде, прочностью брачных основ, хотя и обладают достаточно высокими адаптационными способностями переносить тяготы, лишения, неустроенность быта;

• в 1990-е гг. увеличился процент распада семей военнослужащих.

Ослабло внимание к проблемам семей военнослужащих со стороны офицеров, командиров и воспитателей, система деятельности в этой области нарушена, социально-психологическая поддержка слабая, жилищно-материальная обеспеченность низкая, опыт работы с семьями военнослужащих не используется.

В определенной степени сохраняется корпоративность, коллективизм семей военнослужащих в военных городках, заинтересованность в создании хороших социальных условий для взаимодействия. Поэтому важно основные усилия в этой работе направить на укрепление семей, их благополучие и процветание, что, несомненно, скажется на повышении качества выполнения служебно-боевых задач.

Задачи работы с семьями военнослужащих и гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации определены директивой министра обороны Российской Федерации от 23 июня 1998 г. № Д-16, приказами министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2005 г. № 220, 225, от 23 июня 2005 г. № 256.

В систему работы с членами семей военнослужащих входят следующие направления:

1) сосредоточение усилий  всех категорий руководителей  на оказании помощи семье в  ее становлении и развитии;

2) изучение мнений, настроений, запросов и нужд семей военнослужащих, предоставление им конкретной  помощи в решении различных  проблем;

3) развитие творческих  способностей членов семей военнослужащих, повышение их служебной и общественной  активности, культурного уровня  и образования;

4) организация нравственного, эстетического, правового, физического, экономического, семейного, полового  воспитания членов семей военнослужащих.

Решение данных задач основывается на следующих факторах:

• социальной направленности воспитания;

• связи воспитания с жизнью, проектирование и программирование воспитательного процесса;

• единстве общественного и семейного воспитания;

• динамичности воспитания, его доминантности (одна сторона оказывает сильное влияние на другую);

• положительном эмоциональном фоне;

• единстве требований и воспитательной позиции;

• включенности воспитуемого в деятельность.

В системе работы с семьями военнослужащих выделяются три аспекта: организационный, содержательный, методический.

Организационный аспект предполагает планирование работы; определение и реализацию ее целей и задач; назначение исполнителей проводимых мероприятий с членами семей; определение направлений, форм и средств воспитания; проведение воспитательных мероприятий; совершенствование навыков и умений командиров в ходе воспитательной деятельности.

Содержательный аспект включает:

• нравственное, патриотическое, эстетическое, физическое, военное (трудовое), экологическое, правовое, половое и другие направления воспитания;

• совершенствование культуры общения;

• культивирование отдельных способностей (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания);

• подготовка к определенной профессии или сфере деятельности;

• различные социальные аспекты (оказание материальной, финансовой, психологической поддержки и др.).

Методический аспект – это методы, приемы и способы воспитательного взаимодействия и воздействия на членов семей военнослужащих.

Жизнь требует восстановления работы с семьями военнослужащих, повышения ее эффективности и качества, усиления влияния на поддержание теплых, близких семейных отношений, укрепление семей, активизацию участия жен военнослужащих в решении вопросов воспитания, благотворного воздействия семейных отношений на боевую готовность подразделений и частей.

Можно выделить две основные группы семей военнослужащих:

1) семьи военнослужащих, проходящих службу по призыву;

2) семьи военнослужащих, проходящих службу по контракту (офицеры, прапорщики, солдаты и сержанты).

Педагогическое воздействие в каждой из этих групп имеет свои особенности.

Так, при работе с семьей военнослужащих, служащих по призыву, важно учитывать ее влияние на воина. К формам взаимодействия с такими семьями можно отнести:

• переписку, содержание которой различно (письма-запросы, письма-благодарности и др.);

• приглашение в части, подразделения, где служат воины, родителей, жен;

• обеспечение кратковременного проживания в военных городках близких родственников воинов для непосредственного знакомства их с бытом и досугом;

Информация о работе Cпецифика детского досуга