Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 17:27, реферат

Краткое описание

Среди многих факторов, способных снизить риски и повысить эффективность организации, особенно выделяется информационный фактор. Не случайно его выделяют как новый фактор производства вместе с факторами труда, земли и капитала. В ХХI в. "информация" наряду со "временем", "пространством", "энергией" становятся основополагающей характеристикой описания любого явления реально наблюдаемого мира. Знания, данные, экспертные оценки - все это близкие понятия, отражающие разные стороны информации. Управление в современных условиях тесно связано с информацией.

Содержание

Введение
Глава 1. Информационное обеспечение управления в таможенных органах
1.1 Понятие информационного обеспечения управления организацией
1.2 Развитие информационного обеспечения управления в таможенных органах
1.3 Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных органах
Глава 2. Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий
2.1 Единая автоматизированная информационная система
2.2 Направления совершенствования применения информационных технологий в таможенном деле
2.3 Проблемы внедрения информационных технологий
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

информация.docx

— 40.95 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

Глава 1. Информационное обеспечение управления в таможенных органах

1.1 Понятие информационного  обеспечения управления организацией

1.2 Развитие информационного  обеспечения управления в таможенных  органах

1.3 Общая схема информационного  обеспечения управления в таможенных  органах

Глава 2. Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий

2.1 Единая автоматизированная  информационная система

2.2 Направления совершенствования  применения информационных технологий  в таможенном деле

2.3 Проблемы внедрения  информационных технологий

Заключение

Список использованных источников

Введение

 

В сложных условиях существования современных организаций, когда значительную роль для эффективного функционирования организации играет стратегия ее развития, растет роль информации и ускоряется темп принятия решений. Развитие техники приводит к усложнению процессов производства, ускорению процесса принятия управленческих решений. Прогресс экономики сегодня во многом определяется передовыми информационными технологиями. В наиболее развитых странах, переходящих от индустриального к информационному обществу, стремительное развитие информационных технологий проявляется в усилении информационного обеспечения в экономике и управлении и постоянной диверсификации информационного сектора.

 

Среди многих факторов, способных снизить риски и повысить эффективность организации, особенно выделяется информационный фактор. Не случайно его выделяют как новый фактор производства вместе с факторами труда, земли и капитала. В ХХI в. "информация" наряду со "временем", "пространством", "энергией" становятся основополагающей характеристикой описания любого явления реально наблюдаемого мира. Знания, данные, экспертные оценки - все это близкие понятия, отражающие разные стороны информации. Управление в современных условиях тесно связано с информацией.

 

В современных условиях глобальной информатизации и компьютеризации общества в целом и таможенных органов, в том числе, актуально применение информационных технологий. Необходимо отметить, что информатизация высоко динамичный процесс, происходящий на стыке областей знаний, терминология которого в силу объективных причин еще не устоялась и может по-разному истолковываться.

 

Таким образом, актуальность выбранной мной темы курсовой работы связана с тем, что информация уменьшает степень неопределенности и неполноту знаний и позволяет принимать обоснованные и правильные решения. В рамках системы таможенных органов, находящейся на стадии модернизации, данные о современном состоянии системы и прогноз на будущее увеличивает вероятность принятия правильного управленческого решения.

 

Целью курсовой работы является анализ информационного обеспечения управления и применения информационных технологий в таможенных органах.

 

Работа разбита на две части. Первая часть посвящена вопросам информационного обеспечения управления в таможенных органах, вторая - применению информационных технологий.

Глава 1. Информационное обеспечение управления в таможенных органах

1.1 Понятие информационного  обеспечения управления организацией

 

Информация - один из ключевых ресурсов, без которого невозможна эффективная деятельность. Информация (лат. informatio - изложение) - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [14]. Информация используется как ресурс для исполнения служебных функций, а также как средство служебных коммуникаций, поскольку последние осуществляются в процессе передачи различных сведений. Главное то, что информация есть предмет, средство и продукт управленческого труда. Действительно ценной является только та информация, которая уменьшает неопределенность в конкретной управленческой ситуации.

 

На практике это представляет собой необходимость органам управления иметь достаточно четкие представления:

 

1. о происходящих в обществе, экономике, политике, социальной сфере  изменениях, тенденциях их развития;

 

2. о том, на каком этапе  своего развития находится организация  и насколько она и реализуемая  ею стратегия соответствуют тенденциям  и целям социально-экономического  развития общества;

 

3. насколько существующие  в организации подходы к управлению  отвечают требованиям гармоничного  взаимодействия с деловыми партнерами, традициям, культуре управленческих  отношений как внутри, так и  вне ее;

 

4. о том, какая стратегия  должна быть выработана для  организации, чтобы обеспечить ее  устойчивое функционирование, удовлетворение  жизненных и социальных потребностей  персонала.

 

Информационные ресурсы управления представляют собой некоторые сведения, данные, оформленные таким образам, чтобы обеспечивать удобство принятия решений в области целевой деятельности. Потребность в информации разных субъектов и звеньев управления неодинакова и определяется прежде всего теми задачами, которые решает в процессе управления тот или иной субъект, тот или иной руководитель, работник управленческого аппарата. Она также зависит:

 

1. от масштаба и важности  принимаемых решений (чем масштабнее  и важнее решение, тем большая  по объему и разнообразная  по содержанию информация необходима  для его подготовки и принятия);

 

2. от количества и характера  управляемых, регулируемых параметров;

 

3. от количества вариантов  возможного состояния и поведения  управляемого объекта;

 

4. от величины и разнообразия  возмущающих управляемую систему  внутренних и внешних воздействий, от количества и качества показателей, характеризующих результаты функционирования  данной системы.

 

Информационные технологии, обладающие широким информационным пространством, представляют собой систему "человек-машина", состоящую из специально обученных и подготовленных людей и технико-технологической базы. Система информационного обеспечения представляет собой более широкое понятие. Это, прежде всего система "человек-машина-сеть-машина-человек". Другими словами, это, с одной стороны, человек - пользователь системы, с другой - совокупность информационных потоков и иерархий, коммуникационной системы по сбору, переработке и передаче информации об объекте с помощью информационных технологий, а с третьей стороны - это суммарность методов и средств по размещению и организации информации [10]. Информационное обеспечение предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия решений. Информационное обеспечение включает совокупность единой системы показателей:

 

1) потоков информации - вариантов  организации документооборота;

 

2) систем классификации  и кодирования информации;

 

3) унифицированную систему  документации 

 

4) различные информационные  массивы (файлы), хранящиеся в машине  и на машинных носителях и  имеющие различную степень организации.

 

Информационное обеспечение управления - это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Система управления в настоящее время представляет из себя систему управления такими объектами, как процессы, деятельность и персонал. Процессный подход к управлению рассматривает управленческий процесс как последовательную реализацию основных функций управления: планирование, организация и контроль.

 

На разных стадиях управленческого процесса необходима определенная информация, имеющая характерные особенности:

 

1. на стадии планирования  информация должна содержать  данные о целях организации, ее  ресурсах, внешней среде, об известных  методах и инструментах планирования, возможных источниках информации, стратегических альтернативах и  т.д.;

 

2. на стадии организации - о типах организационных структур, каналах связи, разделении полномочий, степени централизации управления  и т.д.;

 

3. на стадии контроля - о видах контроля, стандартах, показателях  результативности, допустимых отклонениях, характеристиках эффективного контроля  и т.д.

 

Общие требования к управленческой информации можно сформулировать следующим образом:

 

1. надежность (и достоверность);

 

2. своевременность;

 

3. адресность;

 

4. возможность многократного  использования.

 

Таким образом, можно сказать, что без специальных технологий учета, регистрации, хранения и мобилизации информационных ресурсов, накопленные опыт и знания не будут использованы в полной мере для решения насущных задач управления.

1.2 Развитие информационного  обеспечения управления в таможенных  органах

 

Информационно - техническое обеспечение развивалось поэтапно в ходе автоматизации процессов таможенной деятельности и процессов подготовки решений.

 

Процесс автоматизации начался в конце 80-х годов. Именно в это время в таможенные органы стали поступать первые персональные ЭВМ, складываться первые группы специалистов в области программного обеспечения и средств вычислительной техники. В 1991 году работы по автоматизации возглавляет вновь созданный Главный научно-информационный вычислительный центр ГТК России, с этого момента автоматизация в таможенных органах приобретает плановый и систематизированный характер [12].

 

В силу ряда объективных факторов и, прежде всего, из-за сложности предметной области и сжатых сроков, отпущенных на реализацию, Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России, особенно, в первые 5 лет своего существования, представляла собой воплощение позадачного подхода, основной целью которого было формирование информационных массивов. Составляющая автоматизации процессов управления в этот период прослеживается весьма слабо, хотя следует вспомнить, пожалуй, первую комплексную автоматизированную систему таможенного оформления пассажиров АСОИ "Пассажир-А", разработанную и внедренную в эксплуатацию в Пулковской таможне. Такая система, имея единое управляющее ядро, объединяла АРМы различной функциональной направленности и не только реализовывала функции накопления информации, но и позволяла эффективно использовать ее в процессе таможенного оформления и контроля пассажиров.

 

Проблемы комплексной автоматизации начали решаться в ЕАИС начиная с 1995 года. Примерами таких решений могут быть системы "АИСТ-РТ 21", "ПОТОК-ПИЛОТ", "АСТО", "CUSTOMS FLOW", а также ряд других систем, в которых, в той или иной мере, нашел отражение принцип функциональной полноты при реализации законченных технологических процессов таможенного оформления и контроля. Не умоляя значимости этих систем, составляющих сегодня базис ЕАИС ФТС России, следует отметить, что все они, реализуя информационные таможенные технологии формирования данных системы управления таможенной деятельностью, а также отдельные функции информационного обеспечения оперативного (тактического) управления, практически не затрагивают технологию поддержки принятия решений, которая подразумевает специальную обработку больших информационных массивов с целью выработки решений стратегического управления [12].

 

С 1999 года в рамках работ по ЕАИС получило развитие направление, непосредственно связанное с реализацией когнитивного подхода, составляющего основу для создания системы контроллинга таможенной деятельности, - система управления, в которой интеллектуальная составляющая поддержки управленческой деятельности является доминирующей. Необходимость реализации информационных технологий поддержки принятия решений вызвана требованиями качественного улучшения управления таможенной деятельностью. Возможность её реализации обусловлена накопленным за десять лет в ЕАИС информационным потенциалом.

 

Таким образом, таможенная система за последнее десятилетие инвестировала определенные средства в автоматизированные информационные технологии, рассчитывая с их помощью качественно улучшить свою деятельность. В настоящее время системами оперативной обработки данных (СООД) ЕАИС обеспечен сбор и хранение данных, а также наведение порядка именно в процессах их повседневной обработки, т.е. в основном реализованы ИТТ формирования данных. Вместе с тем ценность данных многократно возрастает, когда они, приобретая новое качество, получают возможность быть эффективно анализируемыми. Сложно структурировать эти огромные массивы информации, определить их достоверность, распределить по различным уровням и отделам. При этом её очень сложно получить и представить в необходимом виде для анализа и последующего принятия управленческих решений. В этом смысле в большинстве организаций огромные объемы накопленных данных до сих пор или не используются, или используются неэффективно.

 

В настоящее время автоматизированы функции ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационно-справочных документов о таможенных органах. Управляющие решения готовятся на основе мониторинга параметров ВЭД, имеющихся результатов деятельности и ресурсов. При этом технологическую схему принятия решения в качестве составного компонента включается информационно-управляющая технология, которая обеспечивает информационную и интеллектуальную поддержку управленческой деятельности на основе применения аналитических методов и средств, экспертных систем, систем поддержки принятия решений, типовых сценариев управления.

 

Наличие такого специфического элемента в системе управления означает, что в определенных условиях отдельные функции и задачи управления могут быть частично реализованы средствами информационно-управляющей системы. Происходит перераспределение функций между человеком и информационной системой и изменение роли человека в процессе подготовки и принятия решений.

 

Информационная система обеспечивает мониторинг обслуживаемых ГТД, автоматическую организацию и ведение очередей в процессе обслуживания участников ВЭД, а также автоматическую реструктуризацию технологии таможенного оформления и контроля.

Информация о работе Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий