Cудебная практика в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:57, отчет по практике

Краткое описание

В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы должны быть максимально полно урегулированы на уровне субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

      Материалами дела подтверждается, что арест на имущество, принадлежащее ООО «Август», наложен на основании определений Арбитражного суда Белгородской области в целях обеспечения иска.

      При этом ни Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом «Об исполнительном производстве» не установлено требования передачи арестованного имущества на хранение  организации, осуществляющей хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности (профессиональному хранителю).

     На основании этого апелляционный суд полагает несостоятельным довод

заявителя апелляционной  жалобы и ООО «Август» о ничтожности  договора

хранения.

    Утрата в дальнейшем законной силы Постановлением Правительства РФ от 07.07.1998 года №723 и выдача после этого судебным приставом-исполнителем постановления о беспрепятственном доступе к арестованному

имуществу  от 06.08.2008 года  не свидетельствует о незаконности  прохода судебного пристава-исполнителя  и хранителя в здание и на земельный  участок, принадлежащие Гончарову  Д.А., и на земельный участок, принадлежащий Гончаровой Л.А., в связи со следующим.

      В силу требований статьи 14  Закона  «Об исполнительном производстве» постановления  судебного пристава-исполнителя подлежат исполнению.

      Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 года №118-ФЗ

«О  судебных приставах» предусмотрено, что в процессе принудительного  исполнения судебных актов и актов  других органов, предусмотренных федеральным  законом об исполнительном производстве, судебный пристав –исполнитель  принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

     Согласно части  2 указанного Закона судебный пристав-исполнитель имеет право  входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им, а также арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество.

        По смыслу статьи 274 Гражданского кодекса РФ правом требовать установления сервитута от собственника земельного участка наделен собственник недвижимого имущества.

      Судебный пристав-исполнитель и хранитель переданного ему на хранение имущества выступают в отношениях с собственниками земельного участка не как собственники какого-либо объекта недвижимости, субъекты гражданско-правовых отношений, а как субъекты властных, публично-правовых отношений, призванные обеспечить исполнение требований судебных актов.

     На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что действия судебного пристава-исполнителя по обеспечению доступа хранителя к арестованному на основании определений арбитражного суда имуществу носят законный характер.

    Решение  Арбитражного суда Белгородской области от 13.10.2008 года по делу № А08-4267/2008-17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Гончаровой Ларисы Николаевны, Гончаровой Ларисы Николаевны в интересах несовершеннолетнего сына Гончарова Дмитрия Андреевича – без

удовлетворения.

 

IV.    Судебная практика по вопросу о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

    Фрагмент решения Губкинского городского суда (Белгородская область) от 21 июня 2012 года.

   Предметом анализа явилось заявления Шевырковой О.В. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

     В марте 1999 года в связи с отсутствием закрепленного за ней жилого помещения Шевыркова О.В. обратилась в администрацию Троицкого поселкового округа Губкинского района Белгородской области с заявлением о постановке на регистрационный учет для получения жилья вне очереди.

Дело инициировано иском  Шевырковой О.В..

     В своём заявлении она просит суд обязать администрацию Губкинского городского округа восстановить её в списках граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по льготной категории лиц: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет нуждающихся в получении жилья и предоставить ей благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке, ссылаясь на то, что её необоснованно в 2004 году исключили из списка граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, о чем она не была поставлена в известность и в силу чего своевременно оспорить своё право на получение жилья, не могла.

      Представитель администрация Губкинского городского округа по доверенности Андреев Ю.Н. иск не признал.

      Просил в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям: истица не представила доказательств, подтверждающих наличие у неё статуса ребенка-сироты, либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; в 2004 году на основании ст. 32 ЖК РСФСР законно была исключена из списка граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с выездом на другое постоянное место жительства в область; истице на сегодняшний день год, тогда как действующим законодательством детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, предоставлено право воспользоваться мерами социальной поддержки только до достижения возраста 23 лет.

     Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признаёт исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Наличие у истицы статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения подтверждается Постановлением главы администрации Губкинского района и г. Губкина №1790 от 30.08.1995 года, в соответствии с которым над несовершеннолетней Шевырковой О.В. было установлено попечительство (л.д.81). Попечителем была назначена её тетя М.В.Г., проживающая в кв.№* дома * в п. Троицкий Губкинского района Белгородской области.

    Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

     Кроме того, положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

    До настоящего времени Шевыркова О.В. не обеспечена жилым помещением в соответствии с требованиями ч.1 ст. 57 ЖК РФ, ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

     Довод представителя ответчика о том, что их обязательство в виде внеочередного обеспечения жилой площадью в отношении истицы было прекращено в связи с её выездом в 2001 году на другое место жительства в область, суд не может признать обоснованным.

     Как следует из преамбулы и ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

     Согласно ч. 3 ст. 31 ГК РФ опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

    Решением Губинского городского суда (Белгородская область) Исковые требования Шевырковой О.В. к администрации Губкинского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма признать обоснованными.

     Обязать администрацию Губкинского городского округа восстановить Шевыркову О.В. в списках граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по льготной категории лиц: детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет нуждающихся в получении жилья и предоставить ей благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

 

  V.  Судебная практика по кассационной жалобе о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

    Фрагмент Определение Верховного суда Республики Башкортостан от 31 марта 2011 года.

    Предметом анализа является заявления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

    Кассационное  определением Верховного суда Республики Башкортостан от 31 марта 2011 изменить резолютивную часть решения Белокатайского районного суда Республики Башкортостан от 28 января 2011 года,изложив ее в следующей редакции. «Обязать Правительство РБ предоставить Галлямовой Ю.В. жилое помещение договору социального найма вне очереди в черте ... РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям площадью не менее ... кв.м., но не более ...кв.м.

В остальной  части Решение суда оставить без  изменения, кассационную жалобу главы  администрации ... РБ Мехоношина П.И. ,кассационному представлению прокурора ... РБ Иванова Е.А.- без удовлетворения.

 

Прокурор Белокатайского района, действующий в интересах  Галлямовой Ю.В. обратился в суд с иском к администрации Белокатайского района РБ, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование иска указал, что прокуратурой Белокатайского района РБ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В ходе проверки установлено, что Галлямова Ю.В. проживает по адресу: ... не имела и не имеет закрепленного за ней жилого помещения.

     Постановлением главы администрации МР ... РБ от ... года ... Галлямова Ю.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

    В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ детей-сирот и детей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Галлямова Ю.В. имеет право на получение жилья вне очереди, но до настоящего времени жильем не обеспечена. В связи с чем, просил обязать ответчиков обеспечить Галлямову Ю.В. жилым помещением до договору социального найма общей площадью не ниже установленной социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ... года ... и Решением Совета городского округа город Уфа от ... года .... Судом вынесено вышеприведенное Решение.

     Согласно ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

    В силу подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года №184-ФЗ разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

     В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (далее ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ) детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой

(попечительством), не  имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

     Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

     Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Республикой Башкортостан принят Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей» от 27 октября 1998 года №188-з, которым также определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (часть 4 статьи 8).

Информация о работе Cудебная практика в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними