Cудебная практика в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:57, отчет по практике

Краткое описание

В развитие положений, касающихся организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы должны быть максимально полно урегулированы на уровне субъекта Российской Федерации и входящих в его состав муниципальных образований.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

     Пунктом 2 постановления Правительства Республики Башкортостан «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июля 2007 года №200 установлено, что финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан.

     Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ.

     Подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года №260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» определено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Таким образом, закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят.

      В связи с этим Решение суда в части возложения обязанности по предоставлению жилья истице на Админитсрацию МР ... РБ не может быть признано обоснованным.

       Также заслуживает внимание довод кассационной жалобы о том, что судом вынесено Решение без учета изменений в законодательстве, в частности в ст.8 закона РБ от 30.12.2010 года № 353 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым исключено положение о сроке предоставления жилья.

     С учетом вышеизложенного, Решение суда в части обязания администрацию MP ... РБ до ... года предоставить Галлямовой Ю.В. жилое помещение договору социального найма вне очереди в черте ... РБ до ... года, подлежит изменению.

 

Проанализировав судебную практику, я пришла к выводу: Обобщение судебной практики по спорам, связанным с воспитанием детей, показало, что судами в целом правильно и единообразно применяются нормы законодательства. При этом в качестве главной задачи судов выступает своевременное и в интересах ребенка рассмотрение и разрешение спора о его воспитании.

   Вместе с тем при разрешении дел данной категории судами в ряде случаев допускаются нарушения законодательства, а также не всегда учитываются разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей".

     В целях недопущения подобных фактов судам, в частности, необходимо:

проводить надлежащим образом подготовку дел данной категории  к судебному разбирательству, исключив случаи принятия исковых заявлений от лиц, не имеющих права на их подачу, а также привлекать к участию в деле о лишении родительских прав одного из родителей другого родителя, не проживающего вместе с ребенком;

рассматривать дела по спорам, связанным с воспитанием детей, с учетом всех юридически значимых обстоятельств и только при наличии надлежащим образом подготовленного и оформленного органами опеки и попечительства акта обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и основанного на нем заключения по существу спора;

неукоснительно  соблюдать требования статьи 12 Конвенции  о правах ребенка и статьи 57 СК РФ о праве ребенка выражать свое мнение по вопросу, затрагивающему его  интересы, не допуская случаев вынесения  решений без выяснения и учета мнения детей, достигших возраста десяти лет, а также случаев восстановления в родительских правах родителя, лишенного родительских прав, без согласия детей, достигших возраста десяти лет;

выполнять требования пункта 5 статьи 70 и пункта 6 статьи 73 СК РФ о направлении в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав выписки из этих решений в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, а также, руководствуясь соответствующим разъяснением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, направлять аналогичным образом и выписку из решения суда о восстановлении в родительских правах;

не допускать  безразличного отношения к фактам нарушения прав несовершеннолетних, выявленным при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, и реагировать на них путем вынесения частных определений в адрес соответствующих организаций или должностных лиц, а в случае обнаружения при рассмотрении дела в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаков преступления сообщать об этом в органы дознания или предварительного следствия.

 

 

   Анализируя представленные материалы в части обеспечения жильем детей-сирот, необходимо отметить, что острой остается проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей,  находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная наиболее незащищенная категория детей в соответствии с законодательством должна обеспечиваться жильем органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди.

    Принятие мер по решению данной проблемы должно исходить из учета

причин сложившейся  ситуации, среди которых основными являются:

1)  недостаточное бюджетное  финансирование на эти цели;

2) неполное освоение  выделенных бюджетных средств  на обеспечение 

жильем данной категории;

3) недостаток средств,  выделяемых из бюджета, на исполнение  судебных 

решений, когда ежегодно из бюджета выделяется средств на исполнение только десятой части принятых судом решений.

Приложения:

1) Решение Европейского суда по правам человека, Страсбург, 29 ноября 2007 года;

2) Определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2012 года;

3) Решение Арбитражного суда (Белгородская область) от 24 февраля 2009 года;

4) Решение суда общей юрисдикции:

- Решение Губкинского  городского суда от 21 июня 2012 года

5) Определение Верховного суда Республики Башкортостан от 31 марта 2011 года.




Информация о работе Cудебная практика в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними