Армения между двумя союзами: Европейским и Евразийским

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности положения Республики Армения по отношению к Европейскому и Евразийскому союзам.
Задачи работы – определить место и роль Армении в мировом сообществе, рассмотреть тенденции развития экономики Армении на современном этапе, изучить возникшие проблемы и перспективы развития интеграции в рамках ЕС, дать понятие определению Еврозона, рассмотреть ее сущность, определить перспективы расширения ЕС, изучить развитие экономического сотрудничества между ЕС и Арменией: проблемы и перспективы углубления отношений стран-участников в Евразийском союзе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1. ЕС и Армения: Восточное партнерство……………………………….6
1.1. Политическое взаимодействие…………………………………………….6
1.2. Экономическое сотрудничество…………………………………………14
1.3. Упрощение визового режима…………………………………………….20
Выводы по главе 1……………………………………………………………….21
Глава 2. Перспективы вступления Армении в Евразийский Союз..22
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Армения и ЕС_курсовая.docx

— 53.76 Кб (Скачать файл)

Как уже было сказано, в предусмотренном  финансировании ЕС для Армении реформы демократических институтов не являются приоритетными. В 2007-2010 гг. Армения получила 98 млн. евро из средств ENPI, большинство из которых были направлены на поддержку профессионального образования и обучения, реформы системы правосудия, а также подготовки Армении к диалогу по вопросу углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли. [5].

Меньшая часть средств пошла  на развитие гражданского общества и  поддержки свободы СМИ, прав человека, парламентской практики и избирательного процесса. Хотя финансирование на  2011-2013 годы увеличилось до 157 млн. евро, оно также сосредоточено главным образом на повышении эффективности управления, либерализации торговли и оптимизации приграничного и миграционного контроля в контексте будущих переговоров по Соглашения об ассоциации и по зоне свободной торговли (DCFTA). [5]

Хотя сотрудничество «ЕС-Армения» проходит гладко в областях, представляющих взаимный интерес, таких как торгово-экономического сотрудничества, реализация DCFTA будет  зависеть от принятия Ереваном европейских  стандартов управления. Здесь поддержка  ЕС не может быть ограничена по техническим  причинам. Там не будет выгоды от DCFTA для Армении, если не будет верховенства закона, уважения к частной собственности, свободной экономической конкуренции и рынка.

ЕС по-прежнему необходимо предложить большее в области энергетики. Интересы Армении в сфере энергетики, как правило, упускается из виду в  ЕС. В то время как ЕС сосредотачивается на ядерной безопасности, он не делает каких-либо предложений по повышению энергетической безопасности Армении, которая зависит от русского сырьевого топлива. Например, ЕС может помочь государству и негосударственным структурам во внедрении энергосберегающих технологий, а также оказать помощь в привлечении инвестиций в возобновляемые источники энергии.

 

    1. Упрощение визового режима

 

В отношениях Армения-ЕС важное место занимает упрощение визового режима для граждан Республики Армения, посещающих страны ЕС. В феврале 2012г. стартовали переговоры по соглашениям Армения-ЕС об упрощении визового режима и реадмиссии. В результате нескольких раундов переговоров тексты соглашений были окончательно согласованы и в ближайшее время планируется их подписание.

Решением Правительства  Республики Армения от 4 октября 2012г, для граждан стран-членов ЕС и стран, применяющих Шенгенские положения, но не являющихся членами ЕС, устанавливается безвизовый режим с 10 января 2013 г. 

27 октября 2011г. в Люксембурге  министр иностранных дел Республики Армения Эдвард Налбандян, комиссар внутренних дел ЕС Сесилия Малмстром и министры внутренних дел десяти стран-членов ЕС подписали декларацию о Партнерстве по мобильности между Арменией и ЕС. Целью программы Партнерства по мобильности между ЕС и вовлеченными странами является укрепление контактов и сотрудничества в управлении потоками легальной и трудовой миграции, расширение программ по обмену и совместных инициатив в сфере профессионально-технического и высшего образования. [14]

 

Выводы по главе 1.

Итак, для оценки перспектив интеграции Армении и ЕС, необходимо понять, воспринимают ли адекватно  друг друга Армения и ЕС? В армянском  обществе Европа, то есть ЕС, образно  говоря, часто воспринимается как  некий источник благ, у которого много "подарков” в виде денег, инвестиций, программ. Их можно получать за «хорошее» поведение. Возникает  вполне нормальный вопрос – почему? По нашему мнению, формированию такого образа ЕС в армянском обществе способствовал  также сам Европейский Союз, так  как он себя часто выступает именно в этой роли, который, грубо говоря, обменивает деньги на какие-то законодательные  изменения или реформы в политической системе стран-участниц.

Может быть, ЕС этого не желает, но это часто воспринимается именно таким образом, поскольку изменения  в законах или в государственном  управлении без формирования соответствующего мышления в обществе и политической воли у власти, не может быть реального  сдвига в соответствии этим изменениям и реформам. Здесь нужно отметить, что Конституция СССР была одной  из самых демократических в мире, но этой стране была диктатура. Это  показатель того, что без соответствующего мышления и политической воли властей  законодательные изменения и  реформы не будут работать должным  образом. Для эффективности процесса нужно его диверсифицировать  и обращать внимание также на общество той страны, с которой ЕС работает. В противном случае все реформы  и изменения, продиктованные обществу сверху, без соответствующей социальной базы, приводят к сопротивлению со стороны того же общества. Реформы, вне зависимости от их эффективности, будут восприниматься как нечто чуждое, и в понимании рядового гражданина будут угрожать привычному строю вещей. Для этого, до сих пор, все международные структуры (ЕС, ОБСЕ, Совет Европы) выступая с докладами, фиксируют прогресс в тех или иных сферах общественной жизни Армении, которые просто не сопоставимы с действительностью. Поскольку почти во всех докладах обращается внимание не на реальное положение вещей в стране, а на изменения, происходящих в разных документах.

Резюмируя вышесказанное  можно подчеркнуть, что для эффективного диалога Армении с ЕС нужна  правильная оценка существующей ситуации и адекватное восприятие друг друга. В общей сложности армяно-европейские  отношения, как и все в Армении, развиваются эволюционным путем, не очень быстро, но поступательно, с  выраженной динамикой, направленной на интеграцию. Связи в основном имеют  культурный и экономический характер – более трети армянского экспорта и импорта приходится на страны ЕС. С одной стороны, Восточное партнерство  не предусматривает каких-либо действий и механизмов решения проблем, но дает возможность укреплять диалог, экономические связи – и все  это в индивидуальном порядке, без  привязки к региональным внешнеполитическим факторам, как например, карабахский  конфликт. Насколько этот процесс  будет эффективно работать, это другой вопрос, но процесс идет.

 

 

Глава 2. Перспективы вступления Армении в Евразийский Союз. 

Вступление Армении в Евразийский союз обернется для России ежегодными многомиллиардными субсидиями. Вопрос в том, зачем России усиливать достаточно сильное присутствие и влияние на Армению дополнительными соглашениями.

"Экономическое сотрудничество  между двумя странами и так  довольно развито, присутствие  России в армянской экономике  очень велико. Это цена, которую  Москва платит за членство  Армении в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) [8], за свою базу на армянской территории. Иначе говоря, двустороннее сотрудничество Армения-Россия, а также сотрудничество в рамках ОДКБ и без того эффективно и продуктивно" – отмечает замдиректора Института Кавказа, политолог С. Минасян.

С. Минасян подчеркивает, что идея создания Евразийского союза лежит скорее в экономической плоскости и имеет смысл в случае с Казахстаном, Украиной и Белоруссией, но никак не в случае, скажем, с Арменией или Таджикистаном.

Идея создания Евразийского союза возникла в рамках предвыборной кампании действующего президента России Владимира Путина.

Экономист Т. Манасерян считает, что сам по себе Евразийский союз в качестве формы экономической интеграции был бы довольно привлекательной структурой, если бы не ряд серьезных противоречий. "Во-первых, не все страны СНГ участвуют в проекте, что осложняет течение интеграционных процессов. Во-вторых, Армения, вероятно, единственная страна в мире, которая числится членом свободной экономической зоны, не имея с ней границ. Товары проходят через территорию Грузии, которая, в свою очередь, грубо нарушает правила ВТО, так как должна бесплатно предоставлять свою территорию для транзита Армении как стране, находящейся в блокаде. В-третьих, между странами, гипотетически претендующими на членство в опять-таки гипотетическом Евразийском союзе, сохраняются экономические и политические противоречия. В-четвертых, не все услуги и товары попадают под принцип свободной торговли, и если у Армении только одно исключение - табак, то у других стран их гораздо больше. В таких условиях если Армения перестанет взимать таможенную пошлину с целого ряда товаров и услуг, то чем будет заполняться брешь в бюджете страны?». [18]

При этом Т.Манасерян подчеркивает, что если "оставить эти факторы в стороне", то проект интеграции в Евразийский союз перспективен для Армении. «Просто нужно уточнить правила игры. Торговля должна быть не только свободной, но и честной» [18].

Глава организации "Европейское  движение" В. Енгибарян, оценивая возможность вступления Армении в Евразийский союз, отмечает, что Россия является союзником и стратегическим партнером, из чего следует, что Москва не будет прибегать к жестким мерам, чтобы склонить Ереван к членству в новой структуре. [18]

Иного мнения придерживается эксперт Института стран СНГ, политолог М. Александров. "Евразийский союз - хороший проект. Во всем мире страны объединяются в блоки, в одиночку не выжить, и группирование вокруг больших стран укрепляет малые. Кроме того, для выживания нужны большие рынки. По сути, речь идет о воссоздании СССР в современном виде, напоминающем Евросоюз". [18]

Практически все эксперты отмечают, что перспектива вступления Армении в Евросоюз сегодня очень туманна. Относительно интеграции в в Евразийский Союз, мнения разделились,: часть экспертов считает, что Еревану необходимо вступать в Евразийский союз, а часть экспертов – что данную ситуацию следует исключить.

Евразийский союз - единое пространство трудовых ресурсов, и вступление в  эту структуру выгодно Армении, так как позволит снизить поток  трудовых мигрантов, которые через n-ное время превращаются в переселенцев. "Будет как во времена СССР. Армяне смогут беспрепятственно действовать на территории всего союза, зарабатывать деньги, а потом возвращаться в Армению, основывать бизнес... Им не придется искать путей для получения гражданства, чтобы найти нормальную стабильную работу. Нельзя также не учитывать фактор энергоносителей, от которых Армения зависит на 100%. Для стран Евразийского союза Россия будет продавать энергоносители по внутренним ценам, для остальных цены будут иными. Хотя Армения сейчас закупает российский газ по льготной цене, неизвестно, сколько это еще продлится, если Ереван не примет решение вступить в Евразийский союз", - отмечает М. Александров. [18]

Важным моментом является отношение  мирового сообщества к Евразийскому Союзу как попытке интегрировать  постсоветское пространство. Выступая в начале декабря 2012г. в Дублине перед группой правозащитников во время конференции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), госсекретарь Хиллари Клинтон, комментируя российские предложения о создании Евразийского союза в составе России и прочих бывших советских республик, прямо назвала данный план «…новой попыткой советизации региона…» и сказала, что Соединенные Штаты «…пытаются выработать эффективные способы замедления или предотвращения данного процесса…»

На этом фоне многие руководители постсоветских государств озвучивают стремление к расширению всестороннего  взаимодействия с Европейским союзом вплоть до всепоглощающего желания  вступления в него. Некоторые настолько  увлеклись перспективой членства в  ЕС, что уже размещают флаг Евросоюза  рядом с национальным флагом, свидетельствуя полное единение. Между тем, руководство  ЕС даже не планирует дальнейшего  расширения, поскольку поддерживать стабильность внутри Евросоюза становится труднее с каждым годом. На это есть ряд объективных причин, но в первую очередь – это глобальный экономический кризис, захлестнувший Европу и поставивший ряд европейских государств на грань дефолта.

Позицию обмена инвестиций и субсидий на желаемые законодательные изменения внутри страны-кандидата ЕС, похоже, занимает и по отношению к бывшим советским республикам, предлагая различные программы сотрудничества практически во всех сферах. Однако значительная роль в таком поведении европейцев состоит в том, что ведущие европейские державы последовательно проводят линию США, рассматривающих государства Южного Кавказа в качестве инструмента реализации собственных геополитических устремлений в регионе. В частности, американцы опасаются, что успешное осуществление проекта Евразийского союза сформирует новый центр силы в мировой геополитической конфигурации, поэтому с энтузиазмом поддерживают предлагаемые ЕС программы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Несмотря на широкую политическую поддержку различных партий и  общественной поддержки европейской  интеграции, в настоящее время  присутствует низкий уровень понимания  того, что европейская интеграция означает на практике. Правительство Армении рассматривает ее через призму экономического сотрудничества, что повышает шансы страны на процветание и увеличивает международный вес страны. Оппозиция и гражданское общество рассматриваем европейскую интеграцию как асимметричные отношения с ЕС, оказывающие давление на Армению с целью продвижения демократических реформ. Наконец, хотя общественность Армении в значительной степени поддерживает европейскую интеграцию, она плохо информирована о ней.

Существует также разрыв между  желаемой и фактической ролью  ЕС на Южном Кавказе. В то время как ЕС рассматривается в качестве ключевого игрока в процессе демократизации Армении, то ясно, что она подтверждает свою заинтересованность в регионе в первую очередь в энергетической сфере. И если в глазах общественности ЕС не будет в состоянии показать себя как заинтересованного игрока, то высокий уровень  общественного доверия к институтам ЕС может уменьшится.

Информация о работе Армения между двумя союзами: Европейским и Евразийским